Мотивы дороги в романе Софрона Данилова «Пока бьется сердце»

28 сентября 4:18
Мотив как одна из важнейших категорий поэтики является предметом исследований. Мотив – это компонент сюжета, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). А.Н.Веселовский в  труде «Поэтике сюжетов» писал о мотиве как о простейшей, неделимой единице повествования, как о повторяющейся схематической формуле, в основе сюжетов (первоначально – мифа и сказки) [1, с. 280].



В XIX веке мотив дороги  стал использоваться в русской литературе не только как вспомогательный прием сюжета, но и как прием, несущий символическое и философское значение. Мотив дороги можно находить в реалистических и в романтических произведениях. Дорога является компонентом для художественного образа и сюжета. Дорога является символом, свяханным с воспоминаниями, чаще всего используется как образ для широкого понимания.



Роман Софрона Данилова «Пока бьется сердце» имеет огромное значение в развитии якутской литературы. Первый вариант произведения, напечатанный в 1963-65 гг. в журнале «Полярная звезда», получил положительные отзывы читателей. Во время публикации данного романа, тираж журнала увеличился с 7 тыс. до 20 тыс. экземпляров.



В 1967 году роман переводится на русский язык и публикуется в «Роман газете». В 1972 году публикуется в Москве в издательстве «Современник» и доходит до читателей всего Советского Союза.



Социально-психологический роман Софрона Данилова «Пока бьется сердце» анализировали Г.П.Башарин, М.Н.Ломунова, Д.Е.Васильева, Г.Г.Окороков, В.Б.Окорокова, Г.Г.Филиппов Т.И.Лазарева и др. Исследователи в основном уделяли внимание на особенностях художественного мастерства и стиля писателя: «Роман «Бьется сердце» выгодно отличается правдивостью и убедительностью изображения нашей социалистической действительности, тонкой наблюдательностью автора и глубиной проводимых им идей. Таким образом, мы имеем дело с романом, представляющим крупное событие в истории культуры Якутии» [2, с. 108].



В данное время еще нет научных работ, посвященных анализу поэтики мотивов дороги по указанному роману.



Главным героем романа является Сергей Аласов. Как отмечает Д.Е. Васильева, его образу присущи черты характера якутской интеллигенции того времени. В романе появляется новый герой в якутской литературе – современник читателей – с описанием реальных картин жизни.



В романе «Пока бьется сердце» с мотивами дороги связываются характерные образы и символы.



Береза – это символ первой любви Сергея и Нади, но березовый путь, символизирует их расставание.



« — Неужели помните?



—      Как же, очень даже хорошо.



—      А я и на час не забывала… Еще вечер после кино… Одна варежка двоих… Так давно, так давно… Вот и лиственница с тех пор почернела, в старуху превратилась, а была в нежной зелени…



Но ведь зима, Надежда Алгысовна. Зимой всякой лиственнице так положено. А по весне, надо думать, опять зазеленеет как молодая… Если хотите знать, Надя… » [3, с. 165-166].



Дорога искренних отношений Сережи и Нади:



«Они пошли рядом, касаясь друг друга, потому что тропинка дальше от клуба стала еще хуже.



Они шли молча – Надя, наверно, не смогла бы и слова произнести, все в ней было сосредоточено на этой рукавице; будто вся она была там, целиком, и каждая жилочка напряглась в ней, когда его рука, сначала робко, потом все крепче и крепче, стала сжимать ее руку, и пальцы их переплелись в рукавичке, и уже нечем было дышать под огромным морозным небом, и голова кружилась, как на качелях… » [3, с. 10-11].



Путь расставания Сергея Аласова и Нади начинается во время проводов Сергея на фронт.



«Острые плечи Сергея, ярко-синяя кепка, сбитая на затылок, горбатый мешок за плечами. Время от времени он оборачивался, махал рукой, она тоже махала ему, продолжая бежать по кочкам, уцепившись за Майю…



Так это и снилось потом – корни поперек пути, алая вечерняя пыль, застилающая колонну, и его запрокинутое, необычайно светлое в низком солнце молодое лицо, кричащий рот… [3, с. 14].



Спустя двадцать лет Сергей Аласов назначается учителем в Арылахскую школу. Здесь прослеживается путь возвращения Сергея Аласова в свою родную деревню Арылах.



«Долгий завтрак да разговоры по дороге (оказывается, многие в Арылахе помнили Сережку Аласова!) – он добрался до школы, когда она уже, как огромный птичий двор, звенела, взрывалась бесчисленными ребячьими голосами» [3, с. 27].



«Аласов обходил коллег, одного за другим, пожимая руки, вслушиваясь в новые для себя фамилии, которые скоро станут знакомыми и близкими и за каждой раскроется свой мир: «Кылбанов», «Хастаева», «Нахов», «Белолюбская»… » [3, с. 31].



«Приветствие прозвучало громко, все на минуту смолкли. В дверях стояла дама в сером костюме с необыкновенно высокой прической, словно вздернувшей ее голову… Надежда [3, с. 32].



В образах Аласова и Унаровой писатель описывает процесс зарождения любви, основанной на общности интересов и устремлений. Подлинную ценность своих героев писатель находит «в духовном богатстве и в бескорыстном служении людям».



« − Ладно, пойду я… А ты постой еще, полюбуйся. Повспоминай… Представляю, сколько раз виделась эта речка в солдатских снах, − сказала она, читая его мысли. – Думал, наверно, придешь с войны к этому берегу… будешь стоять, запрокинув голову. И она рядом… Кто бы мог знать тогда: и не с Сеней… и не ты с Надей… А встретимся у речки мы с тобой случайно. Две разных половинки… » [3, с. 65]



Описывается поход Аласова с учениками:



«Хотя в поход предполагалось отправиться только десятиклассникам, к назначенному часу пришли ребята и из других классов, появился кое-то из учителей [3, с. 221]».



«Колонна лыжников растянулась по селу, пробивая себе путь в свежем рыхлом снегу. Первым шел Аласов. За ним комсорг Брагин, ни на минуту не выпускающий из рук бразды правления неспокойным десятым классом. Сегодня он по-особому был горд тем, что поставлен в цепи сразу за пробивающим лыжню, за фронтовым командиром… » [3, с. 223].



Аласов честно защитил Нину, когда стали ее обвинять.



«Ночью березовая роща, вся в снежной кухте, сливалась в белесое пятно, расплывалась в морозном мареве. Аласов шел впереди, ребята, тяжело дыша, едва поспевали за ним [3, с. 385].



Символические мотивы дороги сопровождают описания взаимоотношений Аласова с педагогическим коллективом, со школой и учениками. В этом случае мотивы пути прослеживаются в динамике сюжета произведения и как психологические подтексты со-и противопоставлений.



«Аласов ходил по классом пустой, удивительно гулкой школы. Не столь уж много минуло с того дня, как его выставили отсюда. А поди ж ты – словно год не был. Как-то даже отвыкнуть успел от всего этого: классная доска, стенгазета, бачок с водой, кружка на цепочке… Каким-то особым, непередаваемо специфичным запахом школы полон длинный коридор. Словно еще курится пыль от ребячьей беготни, звенит коридор ребьячим многоголосьем… Ни одно другое здание на свете не знает такого духа и таких голосов» [3, с. 426].



В итоге можно сказать, что в романе Софрона Данилова «Пока бьется сердце» мотив пути применяется и к остальным персонажам. Благодаря этому приему усиливается сюжет, проблематика и художественное значение романа. Софрон Данилов с помощью приема мотива пути раскрывает романтические отношения Сергея и Нади, расставание, описание осенней природы, возвращение на родину, отношения учителя и учеников. Писатель искусно использует в романе мотивы пути, чтобы раскрыть содержание и показать всю глубину психологической стороны романа.



 



Л и т е р а т у р а



 

  1. Хализев, В.Е. Теория литературы: Учебник: / В.Е.Хализев. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 405 с.
  2. Васильева, Д.Е. Национальное и общечеловеческое в якутской литературе. / Д.Е.Васильева. Якутск: Кн.изд-во, 1995. – 182 с.
  3. Данилов, Софрон Петрович. Пока бьется сердце [Текст] : Роман / Авториз. пер. с якут. В. Литвинова. — Якутск : Якуткнигоиздат, 1971. — 440 с.