Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в 5 классе

11 сентября 7:06
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.



 



Основное назначение иностранного языка состоит в  формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.



Поэтому мы, учителя иностранного языка МАОУ «СПЛ» определили тему нашего  МО: «Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся средствами иностранного языка в условиях введения ФГОС».



 



цели и задачи:



   — развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:



   — речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4х основных видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо)



   — языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами



   — социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре и традициям стран изучаемого языка



   — компенсаторная компетенция – развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств



   — учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений



  — развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств  гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.



 



Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:



* речевую



* языковую



* социокультурную



* компенсаторную



* учебно — познавательную



 



 



За основу мы взяли речевую компетенцию.



Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности:



говорение



аудирование



чтение



письмо



 



Для работы в 5 классе составлена рабочая программа, целью которой является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих.



 



Программа предусматривает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.



 



Ожидаемые личностные результаты обучающихся 5 класса, формируемые при изучении иностранного языка:



 



У учащихся будут сформированы:



мотивация к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной об­ласти «Иностранный язык»;



осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;



стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;



коммуникативные компетенции в меж­культурной и межэтнической коммуникации;



стремление к развитию таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисцип­линированность;



стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;



готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою граждан­скую позицию.



 



Учащиеся получат возможность сформировать:



общекультурную и этническую идентич­ности как составляющих гражданской идентичности личности;



 



Метапредметные результаты изучения иностранного языка в 5 классе:



развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;



развитие коммуникативной компетенции, включая уме­ние взаимодействовать с окружающими, выполняя разные со­циальные роли;



развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;



развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по клю­чевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последова­тельность основных фактов;



осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной дея­тельности на иностранном языке.



 



Учащиеся научатся:



— планировать свое речевое и неречевое поведение:



— взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;



— работать с информацией (осуществлять поиск нужной информации, обобщать и фиксировать информацию);



— осуществлять смысловое чтение.



 



Учащиеся получат возможность научиться:



— осуществлять исследовательскую учебную деятельность по предмету.



 



 



 



 



Предметные результаты освоения пятиклассниками программы по английскому  языку:



Монологическая речь:



Учащиеся научатся:



— кратко высказываться о фактах, событиях, используя такие типы речи, как



описание, повествование, сообщение, а также эмоциональные и



оценочные суждения;



— передавать содержание, основную мысль прочитанного текста;



— делать сообщения по прочитанному (услышанному) тексту;



— выражать свое отношение к прочитанному (услышанному) тексту.



— высказываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, план,



вопросы.



Объем монологического высказывания от 8 до 10 фраз, оформленных в грамматическом и смысловом отношении.



Учащиеся получат возможность научиться:



высказываться на заданную тему без использования опоры.



 



Диалогическая речь:



Учащиеся научатся: вести



— диалоги этикетного характера – до 3х реплик со стороны каждого  учащегося;



— диалог  — расспрос —  до 4 реплик со стороны каждого учащегося;



— диалог- побуждение к действию – до 2х реплик со стороны каждого



учащегося;



 



Учащиеся получат возможность научиться:



— вести диалог – обмен мнениями – до 2 реплик со стороны каждого учащегося.



  Аудирование:



Учащиеся научатся:



— прогнозировать содержании текста по началу сообщения;



— понимать основное содержание кратких аутентичных прагматических



текстов;



— выделять нужную информацию;



 



— определить основную тему текста;  — выделить главные факты;



— игнорировать незнакомый языковой материал, не мешающий выполнению



речевой задачи.



Время звучания текста для аудирования – до 2х минут.



    Учащиеся получат возможность научиться:



— понимать содержание текстов, относящихся к разным коммуникативным



типам речи;



Чтение:



Учащиеся научатся:



читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей/запрашиваемой информации (просмотровое/поисковое чтение).



В ходе ознакомительного чтения школьники научатся:



— определять тему/основную мысль;



— выделять главные факты, опуская второстепенные;



— устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;



— догадываться о значении отдельных слов (на основе сходства с родным



языком, по словообразовательным элементам, контексту);



—  пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником,



словарём.



В ходе изучающего чтения дети научатся:



— читать несложные аутентичные и адаптированные тексты разных типов,



полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки



( анализа отдельных мест текста, выборочного перевода и т.д.);



—  оценить полученную из текста информацию, выразить своё мнение.



В ходе просмотрового/поискового чтения учащиеся должны уметь:



—   выбирать необходимую/интересующую информацию, просмотрев один



текст или несколько коротких текстов.



Учащиеся получат возможность научиться:



—  устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий



текста;



—   выбирать необходимую/интересующую информацию, просмотрев один



текст или несколько коротких текстов и использовать эту информацию в дальнейшей работе,  интерпретировать полученную информацию.



Письмо:



Учащиеся научатся:



— делать различные записи (сокращать текст, убирать лишнее);



— составлять план текста;



— заполнять анкеты, бланки, таблицы;



— завершать начатые предложения с опорой на ранее полученные знания;



— выполнять лексико – грамматические упражнения.



Учащиеся получат возможность научиться:— выполнять письменные проекты (индивидуально и в группе);



К УМК учителя английского языка разработали элективный курс «Через грамматику к общению» Данный курс является вариативной частью учебного плана предоставляет широкие возможности для внеурочной деятельности по предмету (участие в олимпиадах, творческих конкурсах различного уровня, интернет-проектах), работа над проектом, викторины по страноведению, театрализация сказок английских писателей.



 



 



С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин «должен», а коммуникативные умения и речевые навыки объединены в 2 блока   Выпускник научится и Выпускник получит возможность научиться.



 



В стандарте 2004 года, основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяется метапредметным умениям. И если рассмотреть данную таблицу, то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности, обучающийся, получив определённые умения на одном предмете (т. е. Выпускник научится), сможет их применить на любом другом (Выпускник получит возможность научиться).






Предметная компетенция виды речевой деятельности Выпускник научится



(предметные умения)

Выпускник получит возможность научиться



(метапредметные умения)

речевая говорение



 

Монологическая речь



* Делать сообщения по теме



* Кратко передавать содержание полученной информации



* Рассуждать о фактах /событиях, приводя аргументы, делая выводы



Диалогическая речь



* Осуществлять запрос информации



* Выражать свое мнение по обсуждаемой теме

• делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;



• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному;



• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;



• кратко излагать результаты выполненной работы.

Аудирова-ние



 

* понимать основное содержания текстов по теме



 



* выборочно понимать необходимую информации

• выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;



• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;



• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;



• игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.

чтение



 

* понимать основное содержания текстов по теме



 



* выборочно понимать необходимую информации* понять текст полностью

• читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;



• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;



• игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;



• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.

письмо



 

* делать выписки из текста



 



* писать короткие



поздравления



 



* заполнять формуляр



 



* писать личное письмо

• делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;



• составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;



• кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;



• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.


 



 



 



 



Первый блок включает планируемые результаты, необходимые для продолжения обучения и овладение которыми является обязательным (базовым) и это является предметом итоговой оценки. Второй блок включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в  отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих обязательную часть, они не являются обязательными, но могут учитываться при определении итоговой оценки.                                                                                            



 



В стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим в урочной деятельности  мы используем такие  технологии,  как  метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.



 



Это достигается на таких уроках как:

  • урок — путешествие («Мир вокруг нас»);
  • урок — игра («Покупки»);
  • урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);
  • урок-викторина («Занимательная грамматика»);
  • видео-урок («Путешествие по Великобритании»);
  • урок-защита проекта «Семья» «Генеалогическое древо»


 



На уроках иностранного языка мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Для этого в учебнике и рабочей тетради содержится большое количество речевых  упражнений, есть разделы, которые посвящены работе над разговорными  клише. Они  сформированы по ситуативному признаку: как выразить благодарность, что говорить при встрече и расставании, правила этикета, затем эти выражения используются в диалогах, которые учащиеся выучивают, а затем составляют свои диалоги по аналогии, таким способом можно добиться аутентичности в диалогической речи. Монологическая речь строится на основе текстов и 3х фазовой работе с текстами как по чтению, так и аудированию. УМК снабжены аутентичными аудио материалами, Используются учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы: книги для чтения, таблицы, схемы, раздаточный материал.



Варианты упражнений с применением коммуникативно-ориентированного подхода разнообразны. Вот некоторые из них.



 1)Использование невербальных средств общения. ( Использование невербальных средств общения-мимики и жестов — является испытанным способом объяснения значений новых слов для начинающих. Это позволяет избежать постоянного перевод на русский язык. Например, команда «sit down» может сопровождаться взмахом руки сверху вниз, команда «listen to me»- ладонь около уха, команда «enough»-рука поднята ладонью вперёд, команда «try again»-поощрительный жест рукой «к себе»).



2)Приёмы запоминания новых слов. (Слова иностранного языка нужно заучивать, а это большая трата времени и труд совсем не привлекательный. Существует несколько общих рекомендаций.



Например, при записывании английских слов в тетрадь-словарик вместо словесного перевода рисуется картинка, т.е. учащиеся запоминают не русское значение слова, а его образ)



Или упражнения со списком слов. ( Идея заключается в том, что учащиеся выполняют ряд заданий, в которых слова являются не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного запоминания.)



Например, при обсуждении темы «Свободное время»можно выполнить следующие задания:



-Найти в представленном списке необходимые слова и переписать их в тетрадь,



-Прочитать небольшой текст  о занятиях детей в свободное время и дополнить его словами из своих колонок, описывающими , чем ты занимаешься в свободное время.



Рассказать о себе и своих занятиях используя новую лексику (монолог)



-Поработать парами: и расспросить друг друга о своих занятиях в свободное время (диалог)



—Работа по цепочке(chain drill)- вид упражнений, когда дается значение нового слова, 1-й ученик даёт ему характеристику и обращается ко 2-му ученику, тот повторяет структуру, добавляет свою характеристику и



обращается ко3-му ученику и т.д. и в результате многократного восприятия и использования ученики запоминают новую лексику.



A friend—a selfish friend —a selfish moody friend— a selfish moody respected friend— a selfish moody respected caring friend 



3)Приёмы активизации устной речи. (Преимущество таких приёмов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал ).



Например, такая ситуация:



Учитель:- Last night I was watching TV. I saw something very interesting. What do you think it was?



Ученик 1-A film?



Учитель: -No, it wasn’t a film.



Ученик 2-Adverts?



Учитель:-No, not adverts!



Ученик 3-A programme…



Учитель:-Yes, a programme. What kind of programme?



Ученик 4-News?



Учитель:-Yes, good! Put it together.



Ученик 5- A news programme?!



Учитель: -Yes, good! The news programme!



Вот несколько приёмов активизации устной речи:



—Мозговой штурм (Учащиеся высказывают свои идеи по поставленному вопросу, все эти идеи записываются, затем из всего списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.)



—Поиск недостающей информации(communication gap activity)-коммуникативное задание для развития умений устной речи, выполняемое парами или группами. Партнёры имеют частичную информацию о чём-либо. Они должны выяснить друг у друга недостающие сведениями получить коллективный ответ (например, какую страну ты хотел бы посетить и почему?). Такие задания типа могут иметь различные формы:



picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера);



text gap (у школьников имеются аналогичные тексты, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить );



—Плюсы и минусы (Учащиеся делятся на группы, 1-я группа высказывает все положительные моменты по данному вопросу, а 2-я только отрицательные, по итогам диспута выбираются победители).



—Приоритеты (В предложенном списке нужно распределить пункты по степени их важности).



Задания на установления соответствия приведённых утверждений прослушанному (прочитанному тексту), множественный выбор, множественные соответствия, расположение событий в правильном порядке. (Любая коммуникация всегда мотивирована, то есть, извлекая информацию из текста, читатель всегда преследует определенную цель. Если этой цели нет, то чтение превращается в озвучивание текста и не имеет коммуникативного смысла.



Идея заключается в том, что учащиеся выполняют ряд заданий, в которых текст является не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного вникания в содержание текста и его запоминания.)



Мы понимаем, что для того  чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей. Это достигается в 5 классе  на



урок-защита проекта «Семья», «Генеалогическое древо»



Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.



Сегодня вы увидите, как работают учителя английского и немецкого языков по формированию коммуникативной компетенции на своих уроках



Новый  стандарт предполагает также и внеурочную деятельность обучающихся.



Одним из приемов такой работы  на своих уроках работа с драматизацией, театрализованной деятельностью обучающихся. Драматизация – уникальный способ реализовать и продемонстрировать все намеченные цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные).



В Таких мероприятиях как  английские праздники  “Halloween”, “Christmas”, “St. Valentine’s Day” ученики принимают участие. Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.



 



Викторины также используются  как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности и это:



Возможность для  межличностной коммуникации учащихся; развития умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию;



Недели иностранного языка;



На уроках используем различные формы рефлексии:



Незаконченное предложение;



Подбор афоризма или выбор из списка предложенных;



Оценка приращения знаний и достижения целей;



Анализ субъективного опыта;



Стихотворение



Средствами оценивания учебных достижений обучающихся могут быть различные способы, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.



Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:



— учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;



— портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;



— портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;



— может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.



 



 Список использованной литературы:

  1. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России — М.: Просвещение, 2009.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М-во образования и науки Рос.Федерации. — М.: Просвещение, 2010.