Одной из концептуальных идей реформы законодательства о юридических лицах было реализовано решение о разделении хозяйственных обществ на публичные и непубличные. После этого были внесены поправки в Гражданском Кодексе с помощью принятия закона Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Акционерное общество как форма ведения бизнеса уступает место другим, так как данная форма является самой сложной формой юридического лица по нескольким причинам:
- АО финансируется путём привлечения средств акционеров.
- Ведёт полную бухгалтерскую отчетность и реестр акционеров.
- Имеет право на публикацию отчётов в открытом доступе.
Вместе с тем «акционерное общество» — наиболее защищенная организационно-правовая форма предприятия и одна из самых прибыльных форм в рамках создания бизнеса с экономической точки зрения для увеличения денежного капитала. Форма АО защищена от рейдерства; все активы защищены, информация об акционерах конфиденциальная, нет необходимости вносить изменения в устав при изменении состава акционеров, постоянное совершенствование законодательной базы об акционерных обществах, оперативный контроль со стороны совета директоров и т.д. В связи с чем большие торговые, строительные, производственные, транспортные компании, банки, финансовые организации создаются чаще всего в форме акционерных обществ. Уровень доверия к акционерным обществам в России значительно выше, чем к обществам с ограниченной ответственностью.
За основу системы законодательного обеспечения работы акционерных обществ в основном берут юридические и другие внутренние документы. Все эти документы принимаются организацией в рамках локального нормотворчества. Необходимо принять к сведению тот случай, когда нормативно-правовые акты в критериях рыночной экономики не могут обеспечить грамотное и чёткое регулирование работы предпринимателей и поэтому создаёт принципы правового поведения акционеров и участников тех или иных правоотношений, определяет те возможности, где можно применять такие принципы предмета ведения законодательных норм и норм внутренних документов. Такие принципы могут установить правила, при соблюдении которых, акционер гарантированно может рассматривать вопросы, в части которых могут развиваться локальное нормотворчество хозяйствующего субъекта.
Разделение организаций на общественные и закрытые определяет задачу ввести особые опции правового регулирования корпоративных отношений для обществ с большим и часто меняющимся составом акционеров и обществ с относительно маленьким и конкретным составом участников.
По мнению ряда теоретиков и практиков в области корпоративного права полагают, что в современном бизнесе наблюдается противоречивая тенденция: с одной стороны – совершенствование централизованного государственного регулирования деятельности акционерных обществ, а с другой – формирование действенного механизма локального правового регулирования деятельности акционерных обществ.
К признакам локальным документам АО, которые регулируют предпринимательскую деятельность относятся:
— ВНД не могут противоречить законодательству;
— обеспечивают исполнение законов;
— способны регулировать разные сферы деятельности внутри акционерного общества;
— не нуждаются в одобрении или утверждении и принимаются теми органами, в зоне ответственности которых находится данная функция
— в данных документах содержатся общие признаки, и они могут распространяться на все субъекты, которые участвуют в подобных правоотношениях;
— рассматриваются как правообразующие государственными, надзорными, судебными, правоохранительными органами и т.д.
При помощи подобной системы регулирования очень сильно растёт способность законодательного влияния на хозяйственные отношения, создается новая корпоративная культура, где защита интересов и прав, которые приобретаются при создании общества является ключевым сигналом при таких существующих правоотношений.
В современных организациях большое внимание уделяется созданию юридических служб, в которых будут разделяться функции сотрудников. В большой организации единая служба не может управлять всеми бизнес-процессами общества, так в организациях существует и договорная деятельность, судебная практика, процессы контрактования и тд. На примере ПАО «Ростелеком» можно проследить динамику оптимизации юридической функции, особенно в регионах. В данный момент в Корпоративном центре Ростелекома существует Юридический блок, в который входят различные департаменты, отвечающие за юридическую поддержку организации по различным вопросам. Однако, очень много вопросов возникает у тех сотрудников, которые работают с Гособоронзаказами, Госконтрактами, разовыми закупками и тд. Помимо этого, очень часто возникают ситуации, когда по одному вопросу, который касается той или иной деятельности, возникает несколько мнений, которые так же могут противоречить с мнениями контрагентов, поэтому объединение единой функции юридической службы очень негативно сказывается на построение бизнес-процессов в компании в целом. На основании некоторых аудиторских исследований и проверок участники Совета директоров приняли решение на Совете о создании Единого Центра Компетенций, в котором будут созданы отделы, отвечающие за те или иные процессы, происходящих в компании. Это значительно сократит время на рассмотрение запроса определённым участником бизнес-процесса, принесёт большие эффекты для компании с экономической точки зрения. Цифровая трансформация органов юридической службы в Единых Центрах Компетенции позволит сократить время сотрудников для решения того или иного вопроса и позволит более грамотно выстроить все бизнес-процессы организации или проектной деятельности. В связи с тем, что в настоящий момент идёт постоянный опыт нарабатывания судебной практики, создание Единого центра компетенций правового обеспечения значительно повысит эффективность работы компании в целом. Данный Центр позволит разрабатывать типовые договоры на все виды оказания услуг, что приведет к прозрачности всех процессов, которые проходят через юридическую службу, в шаблоне договора будут учтены все риски и правовая практика по оспариванию некоторых решений. ЕЦК, также в своей функции будет практиковать работу с дебиторской задолженностью. ЕЦК создаётся таким образом, чтобы сотрудники могли задать типовой вопрос, и система сразу выдаст ответ, что значительно сократит время на выполнение данной задачи. Что касается дебиторской задолженности, ЕЦК позволит повысить KPI компании в целом: произойдёт значительное снижение дебиторской задолженности в компании, уменьшится количество юридических споров в данной части, значительно оптимизируется процесс договорных отношений между контрагентами, увеличится экономическая эффективность компании.
Одним из самых главных действий работы Единого Центра компетенций является установление правил как для сотрудников, так и для контрагентов при проведении крупных сделок, заключении контрактов и других обязательств.
В Ростелекоме все обязательства регулируются внутренними нормативными документами. В части юридических вопросов, большое внимание уделяется именно договорным отношениями между контрагентами а также контрактованием. Для согласования какого-либо договора или контракта привлекается отдельное юридическое подразделение, которое ведёт данный контракт до истечения его срока, а также представляет интересы ПАО «Ростелеком» во всех инстанциях, также при обращении в Суд. Решение о необходимости обращения в Суд принимается Ответственным подразделением с учетом мнения ДПО (Департамент правового обеспечения) КЦ о достаточности имеющихся для возбуждения процедуры судебного разбирательства документов и информации.
В случае наличия правового заключения ДПО КЦ о перспективах судебного разбирательства, решение об обращении в суд принимается с учетом указанного заключения.
Инициирование судебного разбирательства производится Ответственным подразделением путем направления по ЕСЭД в адрес Директора по правовым вопросам КЦ служебной записки, подписанной руководителем данного подразделения (не ниже уровня Директора департамента), в которой должны быть кратко изложены обстоятельства нарушения прав и законных интересов Общества и цель, которой хочет добиться Ответственное подразделение при обращении в Суд (далее – Служебная записка о возбуждении судебного разбирательства).
Служебная записка о возбуждении судебного разбирательства должна содержать следующую информацию:
- Суть требования, с которым необходимо обратиться в Суд;
- Подробные актуальные сведения об Ответчике (Ответчиках) или органе государственной власти, к которому должно быть предъявлено соответствующее требование в Суд (наименование, место нахождения, почтовый адрес, ИНН, ОГРН, ОКПО (кроме органов власти)). При этом если указанные данные об Ответчике не изменились с момента заключения соответствующего договора и в договоре эти сведения были указаны, в служебной записке может быть сделана соответствующая ссылка на ранее заключенный договор;
- Расчет цены иска, в случае, если заявление, подаваемое в Суд, носит имущественный характер и подлежит оценке, включая расчет неустойки, процентов, убытков и т.п.;
- Документы, подтверждающие соблюдение претензионного или иного досудебного порядка разрешения спора;
- Обжалование в судебном порядке действий и решений налоговых органов, возможно лишь после проведения ответственным подразделением процедуры досудебного урегулирования спора и своевременным предоставлением в ДПО КЦ: возражения на соответствующий акт ФНС, апелляционной жалобы в вышестоящий орган ФНС, а также вынесенных решений налоговой службы.
- При наличии у Ответственного подразделения – сведения об имеющейся судебной практике рассмотрения подобного рода споров или мнении внешних консультантов, органов исполнительной власти в отношении возможного разрешения рассматриваемой спорной ситуации.
- Иная информация, которую Ответственное подразделение считает существенной для судебного разбирательства, в том числе мнение Ответственного Подразделения о желаемых сроках подготовки документов для обращения в Суд.
В случае если имеющихся для возбуждения процедуры судебного разбирательства документов и информации недостаточно и/или не соблюдены сроки исковой давности, либо имеются другие причины, сотрудник ДПО КЦ, курирующий данный вопрос, направляет в Ответственное подразделение мотивированный ответ в форме правового заключения на служебную записку за подписью Директора по правовым вопросам. При этом все переданные документы возвращаются в инициирующее подразделение. Однако, принятие решения о возбуждении процедуры судебного разбирательства возможно руководителем Ответственного подразделения на основании имеющихся документов либо информации, с учетом риска негативных последствий для Общества.
Особое законодательство содержит большое количество норм, которые предоставляют право органам хозяйственного общества принимать внутренние документы, для регулирования общего процесса деятельности хозяйствующего общества. (например, ст. ст. 49, 68 Закона об АО).
Помимо этого, во многих юридических источника бытует мнение, что субъектом внутреннего нормотворчества может быть и трудовой коллектив. Сторонники такой позиции игнорируют различия между правовыми характеристиками внутренних документов и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. На мой взгляд, такая позиция не совсем правильная, так как это абсолютно разные сферы правоотношений: в первом случае прослеживается регулирование деятельности акционерного общества в качестве участника рыночных и экономических отношений, в сфере предпринимательства или какие-либо межкорпоративные отношения среди акционеров. В другом же случае, отношения рассматриваются в качестве трудовых взаимоотношений между работниками и акционерным обществом в целом, как работодателя. Вместе с тем, в ряде случаев локальные документы могут затрагивать обе сферы деятельности акционерного общества, например оформление трудовых правоотношений, назначение на должность для выполнения полномочий единого исполнительного органа. Данные правоотношения находятся на пересечении различных отраслей права (гражданского/корпоративного, трудового).
Единственным документов акционерного общества является его Устав, которые утверждается учредителями. (пункт 3 статьи 98 ГК РФ). Законом об АО иные учредительные документы не предусмотрены, поэтому Устав является основным документом в сравнении с другими внутренними или локальными документами общества. Согласно своему Уставу, акционерное общество выступает участником гражданского оборота, субъектом трудовых, налоговых экономических и других правоотношений. Устав с учетом общих требований законодательства придаёт индивидуальный статус конкретному обществу.
Правовые нормы, устанавливающие обязательные требования к уставам акционерных обществ, закреплены в п. 4 ст. 52 ГК РФ, в п. 3 ст. 98 ГК РФ, в п. 3 ст. 11 и других статьях Закона об АО, а также в других федеральных законах. С момента государственной регистрации требования устава общества становятся обязательными для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Акционеры вправе вносить изменения в устав. Изменения, вносимые в устав, также подлежат обязательной государственной регистрации. В течение трех дней с момента внесений изменений в устав общество обязано сообщить об этих изменениях в регистрирующий орган по месту своего нахождения. После внесения в него изменений и дополнений или утверждения в новой редакции Устав становится актом органа управления акционерного общества.
Важное место между регулированием договорных и корпоративных отношений занимает институт акционерных соглашений. Он сильно связан с корпоративными правоотношениями, которые создают порядок управления хозяйственным обществом. Положения о корпоративном договоре закреплены только в части первой ГК РФ и Законе об АО.
На современном этапе развития общества самой основной и главной опцией защиты прав акционеров в компаниях являются акционерные соглашения. Такие соглашения предоставляют возможность утвердить главные функции в части управления обществом, которые не были прописаны в других нормативных документах, а это, в свою очередь, даёт возможность акционерам обезопасить себя и свою компанию от нарушения прав.
В научных источниках выделяют два главных обязательства, которые могут быть включены в акционерное соглашение: 1) установление обязанности купить или продать определенное количество акций в случае наступления определенных акционерным соглашением условий; 2) установление обязанности голосовать на общем собрании акционеров определенным образом. Из этого вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предметом акционерного соглашения является согласование порядка и условий осуществления сторонами акционерного соглашения прав, которые подтверждены акциями. Акционерное соглашение даёт право использовать при управлении компанией такой инструмент, который в некоторых случаях даёт право сделать корпоративное управление более стабильным и эффективным с экономической точки зрения, так как основной задачей у всех акционерных обществ является повышение прибыли компании с учётом всех эффектов, которые достигаются грамотным распределением всех бизнес-процессов.
В соответствии с уставом, акционерным обществом могут быть разработаны и утверждены нормативные документы по отдельным вопросам корпоративного регулирования правоотношений в обществе, например положение о совете директоров, об общем собрании акционеров, об исполнительных органах и т.д., которыми более детально и подробно устанавливаются статус, состав, компетенция и порядок/процедура деятельности соответствующего органа управления.
Список литературы:
- Акционерное соглашение: ответственность за нарушение по праву России и зарубежных государств: Монография» (Иноземцев М.И.) («Статут», 2020).
- Корпоративное право: Учебный курс: Учебник / Отв. ред. И.С. Шиткина. М.: КНОРУС, 2011.
- Лаптев В.В. Акционерное право. М., 1999.
- Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: правовой аспект: Монография. М.: Дело, 2001.
- Кривченков А.С. Систематизация локальных правовых норм организации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.
- Правовое регулирование деятельности акционерных обществ в связи с реформированием гражданского законодательства (Лядская Н.В.) («Ленинградский юридический журнал»», 2017, N 1).
- Глушецкий А.А. Спорные вопросы определения публичного статуса акционерного общества // Право и экономика. 2016. № 1. С. 4 — 15, № 2. С. 10 — 15.
- Глушецкий А.А. Реформа гражданского законодательства в части регулирования юридических лиц. Практический комментарий // Экономико-правовой бюл. 2015. № 3. 160 с.
- «Особенности правового регулирования деятельности акционерных обществ посредством локальных документов». Зинченко М.С./ Наука, образование и культура, 2016.
- Локальное нормотворчество. И.С. Шиткина/ «Налоги», 2006, №14