ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

1 апреля 7:42

Основные методы психологической саморегуляции состояний военнослужащих в напряжённых условиях профессиональной деятельности.

Ещё Гиппократ и Ибн Сина (Авиценна) в своих трудах не раз указывали на то, что выздоровление больного человека напрямую зависит от его настроения, его эмоционального состояния. Учение Аристотеля о катарсисе было положено в основу одного из современных методов психологической помощи[1].

Методы саморегуляции психологических состояний достаточно многообразны. В науке существует несколько классификаций методов саморегуляции. Так, В.М. Мельников выделяет следующие группы:

  • гетерорегуляционные — могут быть реализованы в обычном бодрствовании или в изменённом состоянии сознания – гипноза. К ним также относятся вербальные методы (беседа, убеждение, приказ, рациональное внушение и пр.).
  • ауторегуляционные – методы саморегуляции.

Основанием для классификации методов саморегуляции может быть степень самостоятельности овладения методами, приёмами и способами психологической саморегуляции военнослужащими (таблица 2).

Таблица 2. Методы и приёмы саморегуляции

Выполняются самостоятельно

Выполняются самостоятельно после подготовки с психологом

Выполняются только под руководством и наблюдением психолога

· элементы ароматерапии, музыкотерапии;

· самомассаж;

· самовнушение;

· визуализация;

· управление вниманием;

· регуляция дыхания;

· здоровый образ жизни.

· аутотренинг;

· медитация;

· нервно-мышечная релаксация;

· идеомоторная тренировка.

· тренировки с использованием обратной биологической связи.

Средства коррекции классифицируют и в зависимости от уровня воздействия на эмоциональные переживания – внешнего (нормализация режима питания; витаминотерапия; фармакотерапия; рефлексотерапия; функциональная музыка и цветомузыка; библиотерапия; коммуникационные – убеждение, внушение, гипноз), внутреннего (самогипноз; нервно-мышечная релаксация; идеомоторная тренировка; гимнастика; самомассаж; поведенческая психотерапия; групповой тренинг и др.) и опосредованного (рационализация трудового процесса; рациональное чередование заданий; оптимизация социально–психологического климата; нормализация условий производственной среды и др.).

Анализ научной литературы показал, что чаще всего, классифицируя методы психологической саморегуляции, выделяют следующие группы:

  • методы психологической регуляции;
  • методы психофизиологической регуляции;
  • физические, физиолого-гигиенические и медико-фармакологические методы.

Остановимся подробнее на данных группах методов.

  1. Методы психологической регуляции. Большинство методов этой группы основаны на внушении и самостоятельном настаивании. При сильном эмоциональном возбуждении эффективность таких методов только возрастает, так как в напряжённых условиях деятельности человек становится более внушаемым и хорошо осознаёт определённые команды.

В настоящее время существуют специальные приёмы психологической регуляции и саморегуляции, облегчающие выполнение определённых привычных профессиональных действий. Их цель обычно – перейти от чрезмерного эмоционального возбуждения к практической, в первую очередь двигательной (но иногда и умственной) деятельности.

Чаще для саморегуляции психического состояния используются различные словесные формулы внушения и самоуспокоения. Их формулировка обычно основана на позитивном принципе. Они должны быть короткими и предельно простыми. В то же время крайне важна первоначальная вера в положительный эффект этих формул. Примеры таких формул: «Я спокоен!», «Я выстрелю и попаду в цель!», «Бегу!», «Не боюсь!».

Ещё один метод регулирования психических состояний – музыкальная терапия. Этот приём представляет собой использование музыкальных программ для оптимизации психического состояния человека в различных условиях профессиональной деятельности.

Очень интересным методом психической саморегуляции является ароматерапия – метод воздействия на психическое, эмоциональное и функциональное состояние человека с помощью ароматов. Эфирные масла, которые представляют собой многоклеточные смеси летучих органических соединений, вырабатываемых растениями, и являются обычным нетоксичным лекарством, очень эффективно воздействуют на органы чувств. Вдыхание эфирных масел стимулирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшает работоспособность, снижает утомляемость и беспокойство, улучшает сон и общее психическое самочувствие. Методики ароматерапии могут применяться при восстановлении экипажей самолётов, подводных лодок, групп ПВО, ракетных войск и личного состава других подразделений, нуждающихся в психологической реабилитации.

  1. Методы психофизиологической регуляции психических состояний используются для поддержания военно-профессиональной работоспособности и оптимизации психических состояний военнослужащих. Сюда входят упражнения, которые можно выполнять в том числе и на рабочем месте. Следует обучать этим методам военнослужащих с целью регулярного их использования ими в своей профессиональной деятельности.

Комплекс таких упражнений показал высокую эффективность при использовании в полётах на дальних бомбардировщиках, военно-транспортных и вертолётах, на подводных лодках, на блокпостах ракетных войск, в расчётах ПВО и т.д. Так, исследования показали, что в сложном полёте после дозаправки в воздухе, бомбометания, тренировочной стрельбы отрицательные показатели вегетативных реакций (учащение пульса, снижение артериального давления и др.) у пилотов обычно сохраняются до 20-30 минут. После использования упражнений на расслабление мышц они приходят в норму через 8-12 минут[2].

Суть нервно-мышечной релаксации (метода расслабления мышц) заключается в формировании и развитии способности ощущать степень мышечного напряжения, а также в выработке привычки контролировать себя при возникновении непроизвольного напряжения. Как правило, при отсутствии такой привычки человек не замечает жёсткость мускулов на фоне сильных эмоций, что негативно сказывается на его общем психическом состоянии. Этот метод основан на использовании существующей взаимосвязи между напряжением мышц и эмоциональным состоянием человека. Как правило, повышение эмоционального напряжения приводит к повышению мышечного тонуса, вплоть до перегрузки. С другой стороны, эта связь обратима. Таким образом, расслабление мышц может помочь снять эмоциональное напряжение.

Следующий метод психической саморегуляции – это метод управления ритмом дыхания. Глубокое ритмичное дыхание снижает возбудимость некоторых нервных центров и способствует расслаблению мышц. Этот метод известен с древних времён. Выяснилось, что при вдохе мысленный тонус активируется, а при выдохе – снижается. Таким образом, если военнослужащий произвольно установит ритм дыхания, в котором короткий выдох чередуется с длинным вдохом, он может добиться активирующего эффекта. Напротив, ритм дыхания, при котором фаза вдоха чередуется с более длительным выдохом, оказывает успокаивающее действие, а также помогает снизить частоту сердечных сокращений[3].

Аутогенная тренировка (1 ступень) впервые была предложена австрийским врачом И. Шульцем. Определяется она последовательным самовнушением чувства тяжести и тепла в конечностях, чувства тепла в области солнечного сплетения, в области сердца, ощущения приятного прохладного прикосновения ко лбу. Всё это способствует расслаблению, снятию нервного напряжения. Кроме того, находясь в таком состоянии, военнослужащий может решать задачи, связанные с преодолением неуверенности, страха, концентрацией внимания и т.п.

Идеомоторная тренировка (мысленное выполнение определённых двигательных актов или своего поведения в тех или иных обстоятельствах, когда военнослужащий мысленно проговаривает задание, называя какие-то движения).

Регуляция психических состояний может осуществляться двумя путями:

  • предупреждением их возникновения;
  • ликвидацией уже сформировавшихся состояний.
  1. Физические, физиолого-гигиенические и медико-фармакологические методы. Физические методы включают в себя элементы активного отдыха (например, физзарядку, спортмассовые мероприятия), а также такие оздоровительные процедуры, как лечебный душ, ванну, сауну, массаж. К физиолого-гигиеническим приёмам относятся различные способы закаливания организма, а фармакологические приёмы подразумевают назначение военнослужащим психоседативных (успокаивающих) препаратов, препаратов мобилизующих резервные возможности организма, препаратов улучшающих обменные процессы и препаратов предотвращающих воздействие на организм неблагоприятных факторов.

Помимо перечисленных выше групп методов можно отдельно выделить организационные. Их суть заключается в организации рационального режима труда, отдыха и питания, что, безусловно, является одним из основных условий формирования и поддержания оптимального психического состояния военнослужащих. Кроме того, в воинских частях предлагается создавать комбинированные комплексы психологической разгрузки, объединяющие комнаты отдыха, комнаты с различным оборудованием психологического воздействия, фитнес-залы, тренажёрные залы, бани, сауны, чайные комнаты; помещения культурно-досугового назначения оснастить современным оборудованием, создать зоны отдыха и игровые комнаты; расширить и переоборудовать физиотерапевтические кабинеты медицинских пунктов современным оборудованием и т.д.[4] Социальная, боевая и эргономическая среда предстоящих боевых действий должна быть привычной, комфортной и способствовать эффективному решению конкретных боевых задач.

Можно сделать вывод, что характер психического состояния военнослужащих играет очень важную роль как в боевой подготовке, так и при выполнении боевых задач. Следовательно, в ходе планирования операции или проведения учений командир должен не только учитывать психологическое состояние своего личного состава, но и организовывать мероприятия, направленные на оптимизацию функциональных и психологических состояний военнослужащих. Для этого в его распоряжении целый арсенал современных инструментов и методов. Обучение военнослужащих методам психической саморегуляции и внедрение их в повседневную практику – один из способов повышения боеготовности части и соединения.

СПИСОК лиТЕРАТУРЫ

  1. Синицына Л.В., Ведерникова Н.А. Комплексная программа психокоррекции эмоциональных переживаний (на примере военнослужащих российской армии и сотрудников органов внутренних дел) // В сборнике: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет дизайна и технологии. 2016. С. 269-277.
  2. Давыдов С.В. Влияние занятий аутогенной тренировкой на регуляцию психоэмоционального состояния спортсменов (на примере занимающихся рукопашным боем) // European Science. – 2015. – № 7 (8). – С. 23-27.
  3. Караяни А.Г. Приёмы психической саморегуляции. (Практическое пособие для телохранителей) – М. – 1992. – 240 с.
  4. Суханов Д.Г., Гребенюк С.В., Кузнецова А.В. Формирование готовности военнослужащих внутренних войск к действиям в экстремальных ситуациях методом и упражнениями аутогенной тренировки // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – М. – 2015. – № 1. – С. 21-27.

 

SPISOK LITERATURY

  1. Sinicyna L.V., Vedernikova N.A. Kompleksnaja programma psihokorrekcii jemocional’nyh perezhivanij (na primere voennosluzhashhih rossijskoj armii i sotrudnikov organov vnutrennih del) // V sbornike: Gumanitarnye osnovanija social’nogo progressa: Rossija i sovremennost’ sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ministerstvo obrazovanija i nauki RF; Moskovskij gosudarstvennyj universitet dizajna i tehnologii. 2016. S. 269-277.
  2. Davydov S.V. Vlijanie zanjatij autogennoj trenirovkoj na reguljaciju psihojemocional’nogo sostojanija sportsmenov (na primere zanimajushhihsja rukopashnym boem) // European Science. – 2015. – № 7 (8). – S. 23-27.
  3. Karajani A.G. Prijomy psihicheskoj samoreguljacii. (Prakticheskoe posobie dlja telohranitelej) – M. – 1992. – 240 s.
  4. Suhanov D.G., Grebenjuk S.V., Kuznecova A.V. Formirovanie gotovnosti voennosluzhashhih vnutrennih vojsk k dejstvijam v jekstremal’nyh situacijah metodom i uprazhnenijami autogennoj trenirovki // Voprosy psihologii jekstremal’nyh situacij. – M. – 2015. – № 1. – S. 21-27.

 

[1] Синицына Л.В., Ведерникова Н.А. Комплексная программа психокоррекции эмоциональных переживаний (на примере военнослужащих российской армии и сотрудников органов внутренних дел) // В сборнике: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет дизайна и технологии. 2016. С. 269-277.

[2] Давыдов С.В. Влияние занятий аутогенной тренировкой на регуляцию психоэмоционального состояния спортсменов (на примере занимающихся рукопашным боем) // European Science. – 2015. – № 7 (8). – С. 23-27.

[3] Караяни А.Г. Приёмы психической саморегуляции. (Практическое пособие для телохранителей) – М. – 1992. – 240 с.

[4] Суханов Д.Г., Гребенюк С.В., Кузнецова А.В. Формирование готовности военнослужащих внутренних войск к действиям в экстремальных ситуациях методом и упражнениями аутогенной тренировки // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – М. – 2015. – № 1. – С. 21-27.