Для российского государства последнее десятилетие прошлого века характеризовалось стремительными изменениями политического, общественного и экономического уклада, что потребовало существенной коррекции не только регуляторного, но и охранительного законодательства (в т. ч. уголовного), т. к. в рамках перестройки отечественной экономики на капиталистическую систему производства и потребления были вновь разрешены предпринимательская деятельность, свободная торговля, снят запрет на внешнеэкономическую деятельность и валютные операции.
Предпринимательская деятельность в современных условиях выступает локомотивом российской экономики. Ей препятствует экономическая преступность, которая «фронтально противостоит здоровому сектору экономики, по возможности проникает во все ее поры, тем самым разрушая структуру рыночных отношений» [1, С.4].
В России юридическим и физическим лицам разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, под которой согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Такие лица должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено ГК РФ.
Предпринимательская деятельность по своему содержанию является общественно полезной и направлена на удовлетворение правомерных потребностей государства и общества в легальных товарах, работах и услугах.
Из этого следует, что всякая деятельность, имеющая черты хозяйственной, но являющаяся по существу преступной (в частности, незаконный оборот оружия, наркотиков, порнографии, использование рабского труда, торговля людьми) либо противной основам правопорядка и нравственности (классический пример: проституция в любой ее форме), то она не может признаваться предпринимательской или какой-либо экономической деятельностью, которые предполагают ведение деятельности в рамках легальной экономики, но не в теневой.
Предпринимательскую деятельность следует определить как вид экономической деятельности, имеющей целью удовлетворение правомерных общественных потребностей, направленной на систематическое получение прибыли от легального пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке, а в предусмотренных законом случаях также лицами, в отношении которых государственная регистрация не требуется при осуществлении ими отдельных видов предпринимательской деятельности.
Для эффективного развития рыночной экономики и улучшения жизни общества и государства необходимо, в частности, реализовывать принципы предпринимательской деятельности и, следовательно, развивать институт предпринимательства в РФ. Особенно это касается субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в настоящее время остро нуждаются в реальной государственной поддержке. А на данных субъектов предпринимательской деятельности, между прочим, возлагается большая роль в области обеспечения исполнения социальной функции государства. Одним из важных острых вопросов, тормозящий в некой степени развитие предпринимательства в РФ, на данный момент времени является проблема юридической ответственности субъектов предпринимательской деятельности. Исследуемая проблема имеет ряд причин, а также аспектов, которые нуждаются в комплексном регулировании [2, С.42.].
К гражданской ответственности привлекаются субъекты права.
Законодатель в гражданском кодексе к субъектам права относит физических лиц (граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранцы и т.д.), юридических лиц, государство, общественные объединения и т.д. Традиционный цивилистический подход не признает субъектами права предпринимательские объединения. По-иному подходит академик В.С. Нерсесянц, с точки зрения теории общего права, к субъектам права он относит, в том числе и хозяйственные образования [4, С.348]. Необходимо отметить, что предпринимательское объединение создается с целью осуществления предпринимательской деятельности, признаки которой закреплены в ст. 2 ГК РФ, где к субъектам права относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица.
В научной литературе можно выделить две группы взглядов на понятие «гражданская ответственность». Первая группа ученых акцентирует внимание на правонарушителе, к ним относятся: О.С. Иоффе определял гражданскую ответственность как: «санкция за правонарушения, вызывающая для нарушителя отрицательные последствия в виде возложения новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей». О.А. Красавчиков предлагал понимать под гражданской ответственностью: «основанное на законе гражданско-правовое (как правило, имущественное) воздействие на виновного правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных прав или в возложении на него дополнительных обязанностей. Е.А. Суханов отмечает, что «гражданско-правовая ответственность — одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, перелагающих на правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего».
Вторая группа ученых определяет гражданскую ответственность, не упоминая о правонарушителе. Так, А.М. Белякова определяет гражданско-правовую ответственность как: «государственное принуждение к несению отрицательных имущественных последствий, возникающих из договора, причинения вреда, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей» .
Вышеперечисленные определения гражданско-правовой ответственности, в совокупности обладают следующими признаками: возникает на основании договора и/или закона; посредством государственного принуждения; несет неблагоприятные последствия имущественного (иногда неимущественного) характера; направлено на восстановление или компенсацию нарушенных прав. Понятие «гражданской ответственности субъектов предпринимательского объединения» безусловно, включает в себя вышеуказанные признаки, но гражданская ответственность, связанная с предпринимательскими объединениями обладает дополнительными признаками. Так, М.И. Михайлов указывает на то, что для эффективного механизма ответственности необходимо отграничивать деятельность субъекта предпринимательского объединения от деятельности в рамках общего дела и во вне объединения. Таким образом, специфическим признаком гражданской ответственности субъектов предпринимательского объединения является «степень интеграции» участника в объединении.
На основании возникновения гражданской ответственности выделяется ответственность за причинение имущественного вреда (подразделяет на договорную и внедоговорную (деликтную) и за причинение морального вреда. Долевая, солидарная или субсидиарная ответственность, классифицируется в зависимости от числа обязанных лиц. Регрессная ответственность допускает ответственность одного лица за действия другого.
Среди прочего можно выделить иные виды гражданской ответственности субъектов предпринимательских объединений. Внешнегрупповая и внутригрупповая ответственность выделяется на основании состава участников такой ответственности и источника нарушения прав и обязанностей (в результате сделок внутри объединения или сделок с третьими лицами, не входящими в объединение). Внутригрупповая гражданско-правовая ответственность характеризуется наличием охранительных отношений только между субъектами предпринимательского объединения (например, регрессная ответственность одного участника объединения перед другим). Внешнегрупповая гражданско-правовая ответственность возникает между лицами, входящими в предпринимательское объединение и лицом (лицами), не являющимися субъектами такого объединения. Внутригрупповая, внешнегрупповая ответственность также может подразделяться на договорную и внедоговорную, долевую, субсидиарную, солидарную, полную, ограниченную, повышенную и т.д.
Таким образом, современное положение дел, касающихся предпринимательских объединений в части гражданской ответственности требует внести изменения в законодательство, определив статус самого субъекта предпринимательской деятельности в том числе закрепив его официальное определение, указав возможные юридические связи различных субъектов предпринимательской деятельности, и их виды, специальные условия, принципы гражданской ответственности применительно к участникам предпринимательского объединения, а также включив альтернативные меры воздействия на субъектов предпринимательской деятельности с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов.
ЛИТЕРАТУРА
- Козаченко И. Я. Модели противодействия преступности: уголовно-правовой и криминологический аспекты / И. Я. Козаченко // Основной доклад XV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти М. И. Ковалева (г. Екатеринбург, 15—16 февраля 2018 г.). — Екатеринбург : Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2018. — 16 с.
- Шахов Н.В., Шахова А.М. О некоторых сложностях в правовом регулировании юридической ответственности субъектов предпринимательской деятельности // Юридическая наука. 2020. №4. С.42.
- Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. — СПб.: Лань, 1999. — С. 160
- Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учеб. для вузов: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.С. Нерсесянц; Ин-т государства и права Рос. акад. наук, Акад. правовой ин-т. — Москва: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — С. 348.
BIBLIOGRAPHY
1. Kozachenko I. Ja. Modeli protivodejstvija prestupnosti: ugolovno-pravovoj i kriminologicheskij aspekty / I. Ja. Kozachenko // Osnovnoj doklad XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj pamjati M. I. Kovaleva (g. Ekaterinburg, 15—16 fevralja 2018 g.). — Ekaterinburg : Izdatel’skij dom Ural’skogo gosudarstvennogo juridicheskogo universiteta, 2018. — 16 s.
2. Shahov N.V., Shahova A.M. O nekotoryh slozhnostjah v pravovom regulirovanii juridicheskoj otvetstvennosti sub#ektov predprinimatel’skoj dejatel’nosti // Juridicheskaja nauka. 2020. №4. S.42.
3. Trubeckoj E.N. Jenciklopedija prava. — SPb.: Lan’, 1999. — S. 160
4. Nersesjanc V.S. Obshhaja teorija prava i gosudarstva: Ucheb. dlja vuzov: Ucheb. dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po special’nosti «Jurisprudencija» / V.S. Nersesjanc; In-t gosudarstva i prava Ros. akad. nauk, Akad. pravovoj in-t. — Moskva: Izd. gruppa NORMA-INFRA-M, 1999. — S. 348.