ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА ЗАЩИТЫ, ЗА СЧЕТ СТАНДАРТИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ЧЕК-ЛИСТОВ»

4 марта 7:55

Каким должен быть ответственный за пожарную безопасность в театре, что он должен знать и уметь, как он должен настроить систему обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, что бы она непрерывно работала и выполняла свои задачи при возникновении пожара.

          Чтобы ответить на данный вопрос, следует разобраться, какими компетенциями должен обладать ответственный за пожарную безопасность.

Если изучить на популярных сайтах поиска вакансий требования к соискателям на должность ответственного за пожарную безопасность, то можно заметить, что ответственный за пожарную безопасность как минимум должен обладать высшим техническим образованием в области обеспечения пожарной безопасности, опытом работы в данной области от 3-х лет, а лучше и опытом работы в противопожарной службе МЧС России, иметь опыт работы и подготовку по охране труда, обучение в области гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций и так далее.

Исследователями установлено, что помимо специфических для каждого вида деятельности профессионально значимых навыков, знаний, умений, немаловажную роль играют личностные особенности и психологическая подготовка. Проведенные анкетирования и анализ факторов неадаптивного поведения людей и возникновения паники на пожарах, проведенные специалистами ФГБУ «Всероссийский Ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России», позволяет прийти к выводу, что эффективность деятельности в условиях стрессовой ситуации напрямую зависит от функционального состояния сотрудника, которое можно охарактеризовать как комплекс наличных характеристик, тех функций и качеств, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение им своих профессиональных обязанностей.

С точки зрения качества выполнения должностных обязанностей, немаловажное значение при отборе ответственного за пожарную безопасность приобретает комплексность подхода и совокупность критериев, оказывающих влияние на профессиональную деятельность. [1]

На практике при осуществлении государственного пожарного надзора у лиц ответственных за пожарную безопасность чаще всего выделяют два вида компетенций в области пожарной безопасности: общие и специальные.

Общие компетенции, то есть общий объем знаний в области обеспечения пожарной безопасности, к ним следует отнести положения  статей 1, 3, 6, 21, 24, 25, 34, 35 Федерального закона № 69 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. [2], общие нормы, установленные к система пожарной безопаснсоти Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г.,[3] и правовые нормы главы I и VI Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 [4].

Специальные компетенции:

— знание требований к монтажу и эксплуатации систем обеспечения пожарной защиты  имеющихся на отдельно взятом объекте (театре);

— организация и проведение тренировок, эвакуаций, тушение пожаров на ранних стадиях применительно к конкретному объект (театру);

— знание специфики объекта и психологии работников отдельной организации;

— психологии поведения масс людей (посетителей заведения) в критических ситуациях (в условиях пожара и других чрезвычайных ситуациях).

          Всегда ли ответственный за пожарную безопасность на объекте защиты, к примеру, такой, как театр должен иметь высшее образование в области обеспечения пожарной безопасности или смежных профессиональных областях: техносферной безопасности, строительстве, или он может иметь любое образование и курсы по программе подготовки или переподготовки кадров (в области пожарной безопасности) аналогичных курсам 1-С Бухгалтерия, крановщиков, специалистов государственных закупок.

В настоящей статье предлагается рассмотреть вопрос по изменению подхода к повседневной деятельности лица ответственного за пожарную безопасность в здании театра, путём повышения эффективности его деятельности за счёт упрощения должностного функционала, стандартизации действий по контролю за системой пожарной безопасности за счёт использования «Чек-листов» при обеспечении безопасности объекта и как следствие снижение требований к компетенциям.

Как следует из анализа причин пожаров и недостатков, часто встречающихся  в работе системы обеспечения пожарной безопасности театров, можно выделить набор повторяющихся нарушений: не регламентирован  порядок  проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, не определены действия работников  при обнаружении пожара, не проводятся  эвакуационные тренировки, блокированы противопожарные двери, отсутствуют противопожарные инструктажи, нет обучения обращению с первичными средствами пожаротушения и действию с пожарной сигнализацией, а так же нерешённым вопрос наличия коллизии норм пожарной безопасности и норм антитеррористической защищенности  при поддержании безопасности объекта.[5]

          Функционирование театра в сфере обеспечения пожарной безопасности следует   разделить на несколько этапов:

 — повседневная деятельность, (в которую входит техническое обслуживание всех инженерных систем театра, систем обеспечения безопасности);

— контроль выполнения работ организациями имеющими лицензию на обслуживание систем обеспечения пожарной безопасности;

 — подготовка к театральным постановкам, (проведение репетиций, подготовка декораций, подготовка светового оборудования и сцены);

 — театральных постановки (дни представлений);

          — приезды и выступление гастрольных трупп;

— проведение иных массовых мероприятий (выставки, Новогодние ёлки, съезды, коллегии).

На каждом этапе работы театра в обеспечении его деятельности задействованы десятки людей, выполняющих множество различных задач (технические работники, осветители, монтажники, механик сцены, реквизитор, бутафор и др.) для многих их них выполнение требований пожарной безопасности это одна из множеств задач и не всегда первостепенная.[6]

          Учитывая, что этапы работ в области обеспечения пожарной безопасности, имею типовой набор мероприятий и функций, повторяются изо дня в день, у большинства людей это переходит в рутину, в которой забываются необходимость выполнения определённых важных действий, что в последствии приводит к критическим последствиям (к примеру, как бывает у каждого вспомнить закрыл ли дверь квартиры, или выключил плиту).[6]

Для осуществления деятельности по поддержанию уровня безопасности  целесообразнее всего применять набор определенных стандартизированных  мероприятий, набор проверочных действий сведенных в таблицы – «Чек-листы» (опросные листы) аналогичных проверочным листам используемых при проведении федерального государственного пожарного надзора (приказ МЧС от 28 июня 2018 года N 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности») [7], но упрощенных переработанных под специфику конкретного объекта по мероприятиям и моделям возможных критичных ситуаций.

          В зависимости от набора систем объекта защиты и мероприятий, необходимых для  обеспечения пожарной безопасности, с учётом имеющейся технической документации на оборудование систем пожарной безопасности (автоматическая пожарная сигнализация, автоматическая установка пожаротушения, противодымная вентиляция, автоматические противопожарные занавесы и другое), разработать отдельные «Чек-листы» для обслуживания и проверки одной системы или группы систем или оборудования, «Чек-листы» организационно-технических мероприятий по моделям (сценариям) пожаров или чрезвычайных ситуаций для каждого вида массового мероприятия проводимого на объекте, а так же «Чек-листы» для работников, чьи действия на прямую влияют на пожарную безопасность, к примеру, механик сцены, осветитель. [8]

          Применение совместно с методикой обслуживания систем обеспечения пожарной безопасности по «Чек-листам»  механизма жесткого запрета на уровне организации на осуществление дальнейших работ на объекте при невыполнении действий предусмотренных в «Чек-листе» или не заполнении пунктов «Чек-листа», будет являться эффективным механизмом предотвращения пожара на объектах с массовым пребыванием людей.

          Обязательное применение ответственными за пожарную безопасность «Чек-листов» с определенной временной периодичностью (день, неделя, месяц) целесообразно рассматривать как один из способов контроля исполнения обязательных требований пожарной безопасности, а результаты мероприятий содержащихся в «Чек-листах» можно применять  при проведении федерального государственного пожарного надзора, а так же при принятии решения по отнесению объекта надзора к одной их категорий риска при реализации положений Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»[9].

Учитывая, что положениями 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусмотрено применение проверочных листов надзорными органами, а так же предусмотрена возможность самообследование объекта защиты, за счет информации размещаемой на официальном сайте надзорного органа, использование самостоятельно разработанных для отдельного объекта «Чек-листов» можно будет рассматривать как альтернативу предлагаемых государством проверочных мероприятий.

Механизм использования «Чек-листов» при условии подробного понятного описания действий, которые должен выполнять ответственный за пожарную безопасность, а так же другого персонала театра, позволяет компенсировать возникающее со временем, снижение уровня знаний  ответственного за пожарную безопасность.

Стандартизированные мероприятий по обеспечению пожарной безопасности отдельно взятого объекта, такого как театр, за счет использования «Чек-листов», создаёт  стандарт безопасности объекта, который можно будет рассматривать как альтернативу федеральному государственному пожарному надзору, результаты исполнения стандарта применять при оценка вероятности наступления страхового события при заключении договора страхования недвижимости от пожара и чрезвычайной ситуации, использовать при заключении договора аренды недвижимости и других гражданско-правовых сделках.  

С учётом доступности персональных электронных устройств (смартфонов), как наиболее перспективное направление развития системы комплексной безопасности объекта, по аналогии применения программы «РЕПЛЕКС противопожарный цифровой двойник» [10] следует рассматривать применение онлайн программ и электронных «Чек-листов»  с передачей  информации в режиме реального времени в центр обеспечения безопасности объекта (службы безопасности объекта), что позволит отслеживать ситуацию в режим реального времени, собирать статистику, прогнозировать события.

 

Литература: 

  1. Маторина О.С., Стрельцов О.В., Харин В.В., Маштаков В.А., Меретукова О.Г., Нестерова С.В., Дробышева Г.Н. Критерии отбора кандидатов, назначаемых ответственными за обеспечение пожарной безопасности. // Сборник материалов VII научно-практической конференции «Ройтмановские чтения». // Сборник материалов VII научно-практической конференции. 2019. С. 88-90 https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41039259_50982797.pdf (дата обращения 15.02.2021).
  2. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. // Собрание законодательства Российской Федерации, N 35, 26.12.94, ст.3649.
  3. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г.ФЗ-123 // Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 28.07.2008, (ч.I), ст.3579.
  4. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.09.2020, N 0001202009250010.
  5. Мирмович Э.Г., Федотов С.Б. Проблемы пожарной безопасности в театрах // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2015. Т. . № 1 (6). С. 58-59. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26717085_45171029.pdf (дата обращения 18.03.2021).
  6. Хрунов Д.Е. Применение чек-листов в обеспечении противопожарного режима на объектах с массовым пребыванием людей // В сборнике: Пожарная и аварийная безопасность // сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, посвященной Году культуры безопасности. 2018. С. 260-262. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38221759_21922585.pdf (дата обращения 19.04.2021).
  7. Приказ МЧС от 28 июня 2018 года N 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.11.2018, N 0001201811020002;
  8. Кравченко Г.В. Шувалова А.Ю., Каргаполова Е.О. Разработка прототипа чек-листа для определения уровня обеспечения пожарной безопасности при хранении битума в вертикальных резервуарах. // В сборнике: Безопасность жизнедеятельности предприятий в промышленно развитых регионах // Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.Г. Костюк. 2019. С.105-1-105-6. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41473548_76075570.pdf (дата обращения 19.05.2021).
  9. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 31 июля 2020 г. N 0001202007310018.
  10. Васильев В.Ю. Реплекс противопожарный цифровой двойник Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019662116, 17.09.2019. заявка № 2019660908 от 04.09.2019.https://www.elibrary.ru/download/elibrary_40880844_22043435.PDF