ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК НАДЗИРАЮЩИМИ ОРГАНАМИ

31 октября 6:51

Подавляющая часть субъектов предпринимательской деятельности осведомлена о существующих противоречиях в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, но не все обладают достаточными знаниями, позволяющими извлекать из этого выгоду для юридического лица. Но так или иначе, подавляющая часть предпринимателей знакома с проблемами, возникающими из-за противоречивости действующего законодательства. Однако для 40% предпринимателей эти юридические коллизии являются незначительным барьером, и только 3% отметили, что законодательные коллизии позитивно отражаются на ведении бизнеса.

За 10 лет действия Закона сократилось общее количество проверок с 2,9 млн до 1,6 млн проверок в год. При этом значительно перераспределились роли проверяющих, так, если в 2010 году из общего 2,9 млн проверок в год:

  • на федеральный уровень приходилось 2,5 млн,
  • на региональный уровень всего 220 тысяч проверок,
  • на местный уровень всего лишь 25 тысяч проверок.

А уже в 2018 году согласно данным статистики:

  • на федеральный уровень приходилось 1 млн,
  • на региональный уровень 570 тысяч проверок,
  • на местный уровень 51 тысяч проверок.

Как видно из данных статистики выросло общее количество региональных проверок и с каждым годом растут проверки местных надзорных органов. Но с июля 2021 года ожидается рост активности органов государственного контроля предположительно связан, с фактическим прекращением действия моратория связанного с корона вирусными ограничениями  2020  г. и введением нового Закона №248 с 01.07.2021 года, согласно которому теперь регулируются большие направлениях бизнеса, юридических лиц данным Законом в отличие от Закона № 294.

По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации число зарегистрированных юридических лиц в России на конец 2019 г. составляло 3 715 287, число индивидуальных предпринимателей — 4 040 095.

По данным ЕРП в 2019 г. надзорными органами были проведены проверки в отношении 470 674 компаний, из которых:

— 23%  — это индивидуальные предприниматели,

— 77%  — юридические лица.

Если в теории предположить, что ежегодно должностными лицами надзорных и контролирующих органов проверяются разные юридические лица, то даже при таком расчете для проверки всех субъектов экономической сферы деятельности в нашей стране хоть какими-то надзорными органами контроля необходимо более 10 лет. То есть юридическое либо или иной субъект экономической деятельности в Российской Федерации проверяется раз в 10 лет (за исключением налоговых проверок).[1]

Наибольшее количество проверок проводится в отношении юридических лиц с разветвленной филиальной сетью. Так, наибольшее количество проверок проведено в отношении:

—  ОАО «РЖД» — 4 244 проверки за 2019 год;

— АО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») — 4 111 проверок в 2019 году.

Лидируют по количеству проведенных проверок надзорными и контрольными органами юридические лица, чьей основной деятельностью является управление жилым фондом. Всего в 2019 году наиболее проверяемыми 50 компаниями России стали:

1) 33 юридических лица — управляющие жилым фондом;

2) 8 производственно-сырьевых и ресурсоснабжающих юр  лиц;

3) 5 крупнейших российских ритейлеров:

— АО «Тандер» 4 ,

— ООО  «Агроторг» 2  827,

— АО «Дикси ЮГ» 872,

— АО  ТД «Перекресток» 773,

— ООО «Лента» 488;

4) 2 юридических лица в сфере связи:

— ФГУП «Почта России» 2 097;

— ПАО «Ростелеком» 554;

5) 1 строительная компания:

— АО «Мосинжпроект» 792;

6) 1 транспортная компания:

— ОАО «РЖД» 4 244 проверки должностными лицами контрольных и надзорных органов в год.

Евгений Ковтун считает: «Возможно, закон о государственном контроле подконтрольных юридических лиц проверяющими органами должен был быть более всеобъемлющим документом. Скорее всего необходим отдельный Кодекс, содержащий все процессуальные и материальные нормы права. [2] Дальше — дело теории, так ли необходимо проверяющим должностным лицам «отбивать» понесенные в ходе проверки расходы бюджета и пополнять казну штрафами или должностное лицо должен как аудитор помогать юридическому лицу соблюдать требования действующего законодательства РФ. Однозначно утверждать, каким образом должна проводиться проверка деятельности юридических лиц, и чем она должна в итоге заканчиваться, конечно, невозможно. Каждая следующая встреча должностного лица госоргана и представителя юридического лица по-своему уникальна и никогда не заканчивается по заранее написанному кем-либо сценарию».

И с ним невозможно не согласиться, так как от количества проверок и выписанных штрафов субъектам предпринимательской деятельности ситуация с нарушениями не улучшится, а наверное, даже усугубится. Так предпринимателям необходимо помочь в предотвращении возможных нарушений и как раз новый Закон – 248 предполагает проведение профилактических мероприятий, консультации с субъектами предпринимательской деятельности. Так возможно между предпринимателями и надзорными органами, наконец, возникнет двухсторонний диалог.  Ни для кого не секрет, что до введения нового Закона – 248 все предприниматели боялись надзорных органов и даже при наличии вопросов избегали походов к ним, что приводило в последствии к штрафам, а то и к прекращению деятельности юридического лица. Хотя проконсультируйся вовремя юридические лица с надзорными органами, возможно, было бы избежать таких пагубных последствий для них.

Сведения о количестве проверок доступны в наборах открытых данных ЕРП. В 2019 г. лидером по количеству всех проверок среди федеральных округов стал Центральный федеральный округ, а среди субъектов РФ — Москва,  Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Свердловская Ростовская области.

В данных регионах проведены 24% всех проверок.[3]

По итогам проверок должностные лица к субъектам предпринимательской деятельности могут применить:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • приостановление деятельности;
  • лишение специального права;
  • конфискация.

Однако на практике ранее до 2021 года наиболее распространенной мерой ответственности субъектов предпринимательской деятельности являлся административный штраф, зачастую без альтернативы для юридического образования. ИП несет ответственность по КоАП РФ в основном как должностное лицо и в специально указанных случаях как предприниматель, юридическое лицо.

В ближайшем будущем ожидается сокращение количества административных штрафов ввиду ввода в действие нового Закона №248.

Список литературы:

  1. Ершова, И. В. Современное предпринимательское право. Монография / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, Н.Г. Апресова. — М.: Проспект, 2019. — 352 c.
  2. Молотников А.Е. Актуальные проблемы предпринимательского права. Выпуск 1. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 352 c.

 

Bibliography:

  1. Ershova I.V. Modern business law. Monograph / I.V. Ershova, L.V. Andreeva, N.G. Apresova. — M .: Prospect, 2019. P.- 352.
  2. Molotnikov A.E. Actual problems of business law. Issue 1. — M .: Wolters Kluwer, 2018. P.- 352.

 

[1] Ершова, И. В. Современное предпринимательское право. Монография / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, Н.Г. Апресова. — М.: Проспект, 2019. — 352 c.

[2] Молотников А.Е. Актуальные проблемы предпринимательского права. Выпуск 1. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 352 c.

[3] Молотников А.Е. Актуальные проблемы предпринимательского права. Выпуск 3. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 173 c.