Ежедневно мы развиваем у учащихся различные компетенции. Формирование коммуникативной компетенции является главной в изучении иностранных языков, в связи с тем, что она отражает предметную область данного предмета.
На протяжении многих сотен лет люди изучают иностранные языки. Знание иностранного языка показывало образованность и интеллигентность человека. В нынешний век интернета мы всё чаще нуждаемся в знании иностранного языка и прогрессивные изменения в общественных отношениях требуют того же.
Если мы обратимся к новым ФГОС, то увидим, что сейчас делают большой уклон на знание иностранных языков. Подготовлен демонстрационный вариант единого государственного экзамена 2018г. по английскому языку и приведены требования к уровню подготовки выпускников образовательных организаций.
Поэтому, формируя коммуникативную компетенцию на уроках английского языка, учителя должны наполнить уроки не только упражнениями для развития данной компетенции, но научить мыслить, решать задачи, рассуждать на английском языке.
Соответственно, для выполнения поставленных задач нам необходимо обратиться к Интернет — ресурсам, которые расширят спектр возможностей подачи информации ученикам.
С компьютерными технологиями педагог становится для учеников гидом в мир увлекательного английского. Он может погрузить учеников в англоязычные сказки, песни, фильмы, познакомить с английскими и американскими газетами и журналами, которые сегодня актуальны. Всё это может разнообразить урок и придать ему «изюминку».
Большинство учителей владеют элементарными навыками, такими как навигация и поиск информации в Интернет, работа в социальных сетях, общение на форумах, набор текста в базовом текстовом редакторе. Практика показывает, что этого достаточно, чтобы организовать работу в Интернет с учениками. [Dudeney, Hockly 2008: 236-241].
Техническое оснащение учебного процесса играет большую роль, но проблема заключается в том, что в основном компьютером с выходом в интернет пользуются только учителя информатики. Одного компьютерного класса обычно недостаточно для проведения уроков. Поэтому учителя вынуждены работать «по старинке».
Федеральным государственным образовательным стандартом установлен минимальный набор технических и программных средств, необходимых для организации учебного процесса в учебной, внеурочной, исследовательской и проектной деятельности.
Минимальные технические средства: оборудование компьютерной сети, Интернет модем, мультимедиа проектор или интерактивная доска, принтер, цифровая видеокамера, сканер, микрофон.
Программные инструменты: текстовый, графический редактор, редактор подготовки презентаций; редактор видео, звука; виртуальные лаборатории по учебным предметам; среда для публикаций в Интернет; редактор Интернет-сайтов. Учебные учреждения создают свои электронные образовательные среды, где осуществляется связь участников образовательного процесса, в электронных дневниках и журналах размещаются домашние задания, результаты выполнения контрольных и творческих работ. Все большее количество кабинетов английского языка оснащаются интерактивными досками или проекторами, компьютером учителя. Многие современные УМК содержат компакт-диски с заданиями, в том числе и с использованием Интернет, материалы для учителя в электронном виде, ссылки на образовательные ресурсы сети.
Согласно ФГОС, информационное оснащение образовательного
процесса обеспечивает возможность [34]:
- реализации индивидуальных образовательных планов
обучающихся, осуществления их самостоятельной учебной деятельности;
- обеспечения доступа к информационным ресурсам Интернет;
- коммуникации в Интернет;
- редактирования текста средствами текстового редактора;
переноса информации в цифровую среду, печати, записи и обработки
изображения и звука;
- вещания (подкастинга), групповой работы над сообщениями (вики);
- включения обучающихся в исследовательскую деятельность, с использованием виртуальных коллекций, лабораторий.
Что касается самих учителей, многие осознают важность усовершенствования системы обучения, ведутся разработки новых подходов к обучению, применяются новые педагогические технологии. По мнению исследователей, со временем Интернет займет прочное место среди других средств обучения.
Интернет — это огромная копилка и сегодня система может представить огромное количество сайтов, сервисов и помочь учителю сделать урок запоминающимся.
Расскажу о некоторых из них.
LearnEnglish (http://learnenglish.britishcouncil.org/ru). В первую очередь необходимо отметить, что здесь представлены аутентичные аудио и видео материалы, тесты для учащихся разного возраста с разным уровнем владения языком, игры. Материалы могут быть использованы на любых этапах урока. Например, тексты подходят для обучения навыкам поискового чтения в старших классах. Различная тематика, небольшой объем текстов и достаточно простая лексика позволяют подбирать для работы в классе рассказы, соответствующие теме и целям, поставленными преподавателем. После каждого текста учащиеся могут пройти небольшое тестирование на понимание текста и сразу же проверить правильность ответов, а также получить независимую оценку. На этом сайте имеют возможность общаться в режиме реального времени.
LearnEnglishKids (http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en) для самых маленьких. Сайт предлагает развивающие, языковые, юмористические игры, которые понравятся детям.
EnglishLearner: EnglishLessonsandTests (www.englishlearner.com). На этом сайте вы найдёте огромное количество тестов по грамматике, лексике, аудированию и чтению.
Online Test Pad (https://onlinetestpad.com/ru) — бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения. Имеет конструкторы тестов, опросов, кроссвордов и диалоговые тренажеры.
Puzzle English (https://puzzle-english.com/level-test) — онлайн тесты по английскому языку, тесты на грамматику, на знание времен, неправильные глаголы, тесты на интересные темы, например, colour idioms, популярные сокращения для переписки, пословицы и многое другое. Есть такие увлекательные задания, как видеопазлы, аудиопазлы. Также можно посмотреть каталог книг на английском языке с переводом и озвучкой. В разделе представлено более 60 произведений различных жанров. В разделе игры есть возможность поиграть в игры для тренировки английской лексики. Это интересно и полезно каждому ребенку.
Wordwall (https://wordwall.net/ru). Сервис позволяет создавать интерактивные упражнения и мини-игры. Есть 33 интерактивных шаблона и 21 шаблон для печати, но часть из них платная. Удобно, что после создания задания можно одним кликом переключить его на другой шаблон с сохранением учебного контента. Для изучения иностранного языка можно разбить изучение лексики по узким темам и дать задания на работу с новыми словами.
Quillionz (https://www.quillionz.com/) — приложение для работы с текстами: автоматически генерирует вопросы для понимания прочитанного. Программа создаёт интерактивные задания нескольких типов.
Quizlet (https://quizlet.com/ru). Сервис помогает создавать флэш-карточки (с картинкой или без) для ввода или закрепления лексики. Эти задания позволяют тренировать чтение, говорение, аудирование, письмо.
Wizer.me (https://wizer.me/). С помощью этого сервиса можно создавать различные учебные материалы, добавлять к ним видео, аудио, изображения и различные типы вопросов.
Quizizz (https://quizizz.com/) – сервис для создания онлайн-викторин. Интерфейс простой и понятный.
Kahoot (https://kahoot.com/) – сервис для организации онлайн-викторин, квизов, тестов, опросов и образовательных мини-игр.
LearningApps.org. (https://learningapps.org/) — приложение содержит много готовых интерактивных упражнений, но учителя также могут сами создавать упражнения по грамматике или лексике. Оформлять эти упражнения в соответствии с темой и возрастной группой. Проводить с помощью этого сервиса викторины, тесты. Работая в сервисе, учитель может получать результаты учеников на свой аккаунт.
Достоинства сервиса LearningApps.org:
- Бесплатное использование.
- Большой выбор игровых заданий.
- Любое из чужих упражнений в галерее можно использовать как шаблон для своего приложения.
- Простой процесс создания упражнений.
Недостатки сервиса LearningApps.org:
- Внешний вид упражнений совершенно не впечатляет.
- Отсутствует статистика с результатами упражнений, фактически задания выполняются для самоконтроля.
- Интерфейс переведен на русский язык не лучшим образом: не полностью и местами коряво. Хотя инструкция по работе с сервисом написана без ошибок, в некоторых случаях присутствие иностранного текста создаст проблему для тех, кто не владеет языками.
Пример использования сервиса в интерактивной игре, включённой в неделю английского языка.
Проведение конкурса организуется в компьютерном зале. Каждый ученик проходит по ссылке, высвеченной на экране, и попадает в сервис LearningApps.org. На сервисе представлено 3 задания по теме недели «English opens the doors». Первое задание предлагает ученикам сопоставить название страны и её достопримечательность. В следующем задании ученикам предложено распределить знаменитостей с их профессиями. Заключительным этапом игры является страноведческая викторина. Результаты учеников, принимавших участие в игре, отображаются на аккаунте учителя в этом же сервисе, что помогает учителю без промедления озвучить имя победителя.
В нынешний век мы все обладаем огромной всемирной информационной системой, которой необходимо научится пользоваться в полном объёме и данные знания подарят нам возможность не только увлекательно вести занятия, но и самим развиваться в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
Список литературы:
- Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. СПБ., 2001. Подопригорова Л. А. Использование интернета в обучении иностранным языкам. ИЯШ, 2003,
- Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения англиийскому языку в начальной школе //Английский язык, Изд. Дом Первое секнтября. 2009,
- Коптюг Н. М. Интернет-проекты как часть школьной программы//Иностранный язык в школе. – 2008. – №2. – С. 29
- Бегалы, М. Б. Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку / М. Б. Бегалы. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1 (144.1). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40459/
- Karamysheva T. V. Izuchenie inostrannyh jazykov s pomoshh’ju komp’jutera. SPB., 2001. Podoprigorova L. A. Ispol’zovanie interneta v obuchenii inostrannym jazykam. IJaSh, 2003,
- Repina E. V. Ispol’zovanie komp’juternyh igrovyh programm dlja obuchenija angliijskomu jazyku v nachal’noj shkole //Anglijskij jazyk, Izd. Dom Pervoe sekntjabrja. 2009,
- Koptjug N. M. Internet-proekty kak chast’ shkol’noj programmy//Inostrannyj jazyk v shkole. – 2008. – №2. – S. 29
- Begaly, M. B. Primenenie obrazovatel’nyh internet-resursov v processe obuchenija anglijskomu jazyku / M. B. Begaly. — Tekst : neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2017. — № 10.1 (144.1). — S. 13-15. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40459/ (data obrashhenija: 22.11.2021).