ИП Петров В.А. – индивидуальный предприниматель в сфере цветочного бизнеса. Частный цветочный магазин под названием «Трава» на протяжении двух лет занимается активными продажами через социальные сети и развитием личного бренда.
Проведение сегментации рынка и позиционирования продуктов на выбранных целевых рыночных сегментах является важнейшим направлением предпланового маркетингового анализа. Сегментация рынка заключается в его разделении на относительно четкие группы потребителей (рыночные сегменты), которые могут быть ориентированы на разные продукты и, соответственно, требовать разных маркетинговых усилий. Рыночный сегмент — это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые продукты и на набор маркетинговых стимулов.
Первым шагом при проведении сегментации является выбор критериев сегментации. При сегментации рынка потребительских товаров используются такие критерии, как: географические, демографические, социально-экономические, психографические (психологические), поведенческие и др.
Каналом распределения товара на рынке является канал нулевого уровня, т.е. предприятие продает товар непосредственно потребителям.
Теперь нужно определить рыночные сегменты, т.е. разделить рынок цветов на относительно четкие группы потребителей по одному из социально-демографических критерией, а именно — возрасту (см. таблицу 1).
Таблица 1 — Сегментирование по возрастам
Возраст |
Цветы |
Лилии |
Розы |
Хризантемы |
Тюльпаны |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
менее 18 |
кол-во человек |
3 |
2 |
2 |
2 |
|
% |
3,75 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
18-25 |
кол-во человек |
6 |
5 |
2 |
2 |
|
% |
7,5 |
6,25 |
2,5 |
2,5 |
25-35 |
кол-во человек |
3 |
3 |
1 |
2 |
|
% |
3,75 |
3,75 |
1,25 |
2,5 |
35-45 |
кол-во человек |
2 |
6 |
1 |
0 |
|
% |
2,5 |
7,5 |
1,25 |
0 |
45-60 |
кол-во человек |
2 |
5 |
2 |
1 |
|
% |
2,5 |
6,25 |
2,5 |
1,25 |
Теперь нужно определить запросы покупателей к товару по характеристикам. Для этого необходимо построить таблицу оценки важности при покупке цветов, букетов, (см. таблицу 2).
Таблица 2 — Оценка важности букетов при покупке (по убыванию).
Характеристика |
Менее 18 |
18-25 |
25-35 |
35-45 |
45-60 |
Среднее |
Качество |
4,92 |
4,53 |
4,43 |
4,5 |
4,27 |
4,44 |
Дизайн |
4,67 |
4 |
3,79 |
4,07 |
3,8 |
4,02 |
Цена |
4,5 |
3,8 |
3,79 |
3,64 |
3,53 |
3,88 |
Анализируя данные таблицы 2 , можно сделать вывод, что характеристика букета наиболее значима для людей в возрасте меньше 18 лет.
Практическое позиционирование — установление того, чем эти товары отличаются от аналогичных товаров конкурентов. Разница определяется с помощью «карты» конкурентной позиции в координатах признаков, существенных для потребителя. Деятельность магазина «Трава» заключается в максимальном удовлетворении всех запросов клиентов города. Дополнительно этот магазин предоставляет услугу по заказу букетов на дом по каталогам ведущих дистрибьюторов. Для оценки факторов и явлений, влияющих на данный бизнес-проект, проведем SWOT-анализ внутренней и внешней среды.
Таблица 3- Оценка внутренней и внешней среды цветочного магазина «Трава»
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ — Доступность для различных слоев населения; — Качественная продукция отечественных поставщиков; — Высококвалифицированный персонал, принимаемый на работу при прохождении собеседования и при наличии соответствующих качеств; — Эксклюзивная услуга «Надписи на цветах и букетах»; — Услуги по оформлению залов и офисов, которые не предоставляются у фирм-конкурентов; — Изготовление букетов различного назначения под заказ высококвалифицированным флористом; — Предоставление скидок при приобретении более 25 ед. продукции; — Доставка при закупке большой партии букетов; — Креативный интерьер и качественное обслуживание клиентов. |
ВОЗМОЖНОСТИ — Возможность открытия сети подобных магазинов; — Перспективная возможность сотрудничества с фирмами по оформлению праздников в офисах, что привлечет постоянных клиентов и зарекомендует фирму в большем круге потребителей. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ — Неизвестность торговой марки; — Слабая осведомленность потенциальных потребителей об эксклюзивной услуге в виду отсутствия ее на рынке. |
УГРОЗЫ — Большое количество конкурентов может перенять эксклюзивные услуги, что поставит фирму в один ряд с конкурентами; — Риск окупаемости не в срок; — Нехватка запасов в виду погодных условий. |
На основе выявленных сильных и слабых сторон, а так же возможностей и угроз, сформулируем следующую таблицу 4.
Таблица 4 — SWOT-анализ цветочного магазина «Трава»
|
ВОЗМОЖНОСТИ O |
УГРОЗЫ T |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ S |
ПОЛЕ SO Возможность максимального охвата целевой аудитории |
ПОЛЕ ST Сформировать и удержать базу клиентов путем информирования их о предоставляемых услугах и скидках |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ W |
ПОЛЕ WO Недоверие потенциальных потребителей к новой фирме на цветочном рынке |
ПОЛЕ WT Конкуренты могут начать предоставлять подобные услуги ,что снизит спрос на наши услуги |
Выводы на основе SWOT-анализа: в перспективе цветочный магазин «Трава» будет конкурентоспособной на рынке Барнаула за счет уникальности услуги, уровня предоставляемого сервисного обслуживания и фирменного оформления продукции. А также, организация может столкнуться с недоверием потребителей, чего можно избежать с помощью информирования их о качестве продукции и услуг.
Список литературы:
- Пономарёва, Е. А. Бренд-менеджмент : учебник и практикум для вузов / Е. А. Пономарёва. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 341 с.
- Рожков, И. Я. Брендинг : учебник для бакалавров / И. Я. Рожков, В. Г. Кисмерешкин. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 331 с.
- Сарилова, О. А. Мифологизация как основа имиджа бренда / О. А. Сарилова, М. Ю. Сарилов // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 5-1. – С. 159-165.
- Соловьева, Д. В. Инновационный подход к развитию внутреннего брендинга в интеллектоёмких компаниях: внедрение и оценка / Д. В. Соловьева, Л. В. Гирш // Экономика. Право. Инновации. – 2020. – № 2. – С. 54-61.
- Титова, А. А. Система идентификации бренда: понятие, цели и функции / А. А. Титова // Научно-практические исследования. – 2020. – № 10-9(33). – С. 24-28.