ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 8:28

Под алкогольной продукцией необходимо понимать всю пищевую продукцию, которая содержит в себе этиловый спирт, полученный через переработку пищевого сырья или же спиртосодержащей продукции, и имеющей в своем составе этиловый спирт в количестве равном полутора процентов или более на итоговую массу товара.

В России рекламирование алкогольной продукции затруднено через применение федерального закона «О рекламе». В нем рекламе алкогольной продукции посвящена двадцать первая статья. Отметим, что закон за время своего существования редактировался, что привело к увеличению ограничений. Так, ранее нельзя было рекламировать только спиртосодержащие товары, теперь под этот запрет попадают и товарные знаки, которые ассоциируются у потребителей с алкогольной продукцией.

Изучая правовое регулирование рекламирования таких товаров, выделяем следующие его компоненты:

  1. Ограничения относительно наполнения рекламы;
  2. Ограничения относительно средств, с помощью которых реклама распространяется;
  3. Ограничения относительно рекламных акций.

Подавляющая часть законодательных норм относительно рекламирования алкогольной продукции является запретительной. Согласно законам РФ, при рекламировании алкогольной продукции запрещено:

  1. Утверждать, что алкогольная продукция помогает достигнуть общественного признания, успеха в личных, профессиональных и иных аспектах. Также запрещено утверждать, что алкогольная продукция улучшает физическое и/или эмоциональное состояние человека;
  2. Негативно высказываться относительно лиц, не употребляющих алкогольную продукцию;
  3. Утверждать, что употребление алкогольной продукции не вредит организму или оказывает положительное влияние на него;
  4. Утверждать, что алкогольная продукция способствует утолению жажды;
  5. Формировать высказывания, адресованные несовершеннолетним;
  6. Использовать рекламные образы детей.

При этом каждая реклама алкогольной продукции в обязательном порядке должна сопровождаться предупреждением относительно вреда для организма в случаях ее чрезмерного употребления. Законодательно установлено, что такое предупреждение должно занимать десять и более процентов места, где (или на котором) происходит рекламирование такой продукции.

Правовые ограничения средств, с помощью которых можно распространять рекламу алкогольной продукции, следующие:

  1. Реклама не должна быть расположена на первой, а также на последней странице газеты или журнала;
  2. Если печатная продукция, а также видео и аудиоматериалы предназначены для детей, реклама алкогольной продукции запрещена;
  3. Во время теле и радиопрограмм рекламирование алкогольной продукции запрещено;
  4. Рекламирование алкогольной продукции с использованием общественного транспорта запрещено;
  5. Рекламирование алкогольной продукции с использованием стационарных средств, например, билбордов, растяжек и иных объектов, располагаемых вне зданий, запрещено;
  6. Рекламирование алкогольной продукции в учреждениях для детей, образовательных и медучреждениях запрещено. Также запрет распространяется на театры, музеи, цирки, культурные и физкультурные учреждения и все здания, располагающиеся в ста метрах от них.

Если предполагается проведение рекламной акции, в ходе которой будут раздавать образцы алкогольной продукции, ее можно проводить лишь в зданиях, где розничная продажа такой продукции уже осуществляется. При этом важно соблюдать все иные требования федерального закона «О рекламе» и иные законодательные акты, ограничивающие рекламу алкогольной продукции. Важно отметить, что привлекать несовершеннолетних как распространителей, и как участников таких раздач, запрещено.

Раньше на рекламу алкогольной продукции накладывал ограничения федеральный закон «О регулировании алкогольного производства». Этому аспекту была посвящена статья семнадцать. Согласно ей, существовали следующие ограничения:

  1. Рекламировать алкогольную продукцию, содержащую этиловый спирт свыше 15%, можно лишь в здании фирм, которые производят или реализуют алкогольную продукцию. При этом необходимо соблюдать все требования федерального закона «О рекламе»;
  2. В случае рекламирования товаров, содержащих в себе менее 15% этилового спирта, необходимо использовать 50 и более процентов времени рекламного ролика или площади рекламного места на информирование граждан о вреде алкогольной продукции и методов выявления фальсификатов такой продукции.

Таким образом, ранее федеральный закон «О регулировании алкогольного производства» регулировал рекламу алкогольной продукции существенно строже, в сравнении со старой версией федерального закона «О рекламе». Именно более строгому закону отдавали предпочтение судьи и антимонопольные службы. Отметим, что штрафы и судебные разбирательства относительно такой рекламы были настолько часты, что некоторые компании закладывали в рекламный бюджет расходы на оплату штрафов.

Таким образом, лишь принятие новой редакции федерального закона «О рекламе» завершило этап постоянных судебных разбирательств в отношении такой рекламы. С 2006 года федеральный закон «О регулировании алкогольного производства» утратил семнадцатую статью, сделав федеральный закон «О рекламе» главенствующим относительно рекламирования алкогольной продукции. Отметим, что относительно недавно маркетологи выявили пробел в законодательстве о рекламе алкогольной продукции. Так, безалкогольные аналоги алкогольной продукции, например, пиво, не содержащее этиловый спирт, можно свободно рекламировать. При этом алкогольные аналоги наиболее распространены в розничных магазинах по сравнению с безалкогольными аналогами.

Еще один законодательный пробел относится к рекламе алкогольной продукции с помощью блогеров. На данный момент такой вид рекламы законодательно не регулируется. При этом блогеры имеют широкую лояльную аудиторию, а правила социальных сетей не запрещают демонстрировать алкогольную продукцию и продвигать ее.

Отметим, что отечественных производителей алкогольной продукции государство поддерживает, однако в большинстве случаев это экспортноориентированные компании. Так, с 2020 года льготы получают не только винодельческие организации, но и иные фирмы, экспортирующие алкогольную продукцию. Основа такой поддержки – льготные кредиты.  

Подводя итог, делаем вывод о главенствовании федерального закона «О рекламе» в системе правового регулирование рекламы алкогольной продукции. Новая редакция закона позволила практически максимально ограничить рекламу такой продукции. Однако, до сих пор такое законодательство несовершенно, так как маркетологи смогли выявить в нем пробелы, которые сейчас успешно используются на практике.      

 

Список литературы

  1. Абалмасова, А. О. Понятие, значение и нормативно-правовые основы рекламы алкогольной продукции / А. О. Абалмасова, Е. Д. Валеева, Д. А. Ильина // Молодые исследователи: взгляд в прошлое, настоящее, будущее : Сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции, посвященной празднованию 50-летия Смоленского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова, Смоленск, 15 декабря 2020 года. – Смоленск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 406-409.
  2. Влияние ограничений и запретов рекламы алкогольной продукции, пива и табака на рекламный рынок в Российской Федерации / А. И. Матюсова, В. Н. Бузин, О. О. Салагай [и др.] // Профилактическая медицина. – 2019. – Т. 22. – № 1. – С. 29-34. – DOI 10.17116/profmed20192201129.
  3. Котдусова, А. А. Правовое регулирование рекламы алкогольной продукции во время чемпионата мира по футболу / А. А. Котдусова, О. В. Кукушкин // Защита прав человека в периоды внешнеполитической напряженности : материалы международной научно-практической конференции, Саранск, 19 апреля 2019 года / Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). – Саранск: Б. и., 2019. – С. 73-76.
  4. Паскевич, А. К вопросу о рекламе алкогольной продукции в Российской Федерации / А. Паскевич // Современные проблемы юридической науки : Материалы XVI Международной научно-практической конференции молодых исследователей, Челябинск, 24–25 апреля 2020 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Юридический институт. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020. – С. 78-80.
  5. Abalmasova, A. O. Ponyatie, znachenie i normativno-pravovy`e osnovy` reklamy` alkogol`noj produkcii / A. O. Abalmasova, E. D. Valeeva, D. A. Il`ina // Molody`e issledovateli: vzglyad v proshloe, nastoyashhee, budushhee : Sbornik materialov Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj prazdnovaniyu 50-letiya Smolenskogo filiala RE`U im. G. V. Plexanova, Smolensk, 15 dekabrya 2020 goda. – Smolensk: Mezhregional`ny`j centr innovacionny`x texnologij v obrazovanii, 2021. – S. 406-409.
  6. Vliyanie ogranichenij i zapretov reklamy` alkogol`noj produkcii, piva i tabaka na reklamny`j ry`nok v Rossijskoj Federacii / A. I. Matyusova, V. N. Buzin, O. O. Salagaj [i dr.] // Profilakticheskaya medicina. – 2019. – T. 22. – № 1. – S. 29-34. – DOI 10.17116/profmed20192201129.
  7. Kotdusova, A. A. Pravovoe regulirovanie reklamy` alkogol`noj produkcii vo vremya chempionata mira po futbolu / A. A. Kotdusova, O. V. Kukushkin // Zashhita prav cheloveka v periody` vneshnepoliticheskoj napryazhennosti : materialy` mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Saransk, 19 aprelya 2019 goda / Sredne-Volzhskij institut (filial) VGUYu (RPA Minyusta Rossii). – Saransk: B. i., 2019. – S. 73-76.
  8. Paskevich, A. K voprosu o reklame alkogol`noj produkcii v Rossijskoj Federacii / A. Paskevich // Sovremenny`e problemy` yuridicheskoj nauki : Materialy` XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molody`x issledovatelej, Chelyabinsk, 24–25 aprelya 2020 goda / Ministerstvo nauki i vy`sshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii Yuzhno-Ural`skij gosudarstvenny`j universitet Yuridicheskij institut. – Chelyabinsk: Izdatel`skij centr YuUrGU, 2020. – S. 78-80.