АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА

21 июня 5:34

Содержание договора лизинга предусматривает, что лизингодатель или лизинговая компания приобретает за свой счет оборудование, а затем по договору аренды передает его получателю лизинга на заранее определенный срок. По окончании срока договора получатель лизинга имеет право на продление срока договора, а также право выкупить имущество, уплатив остаточную стоимость[5]. Плата за пользование оборудованием, которую устанавливает лизингодатель превышает изначальную стоимость оборудования. Таким образом, международный лизинг предусматривает различные виды и формы сотрудничества[4]. Развитие международного лизинга привело к подписанию Конвенции о международном финансовом лизинге 28 мая 1988 г. в Оттаве. Российская Федерация к данной конвенции присоединилась в 1998 г [6].

Сущность международного лизинга заключается в том, что он совершается двумя субъектами, которые являются резидентами различных стран. Международный лизинг делится на экспортный и импортный, а количество участников международной лизинговой сделки является неограниченным. На сегодняшний день лизинговые сделки часто используются для продажи оборудования. Использование лизинговых сделок для реализации продукции представляет собой довольно распространенный механизм, поскольку финансирование таких сделок происходит посредством использования средств лизинговых сделок.

Получатели лизинга в таком случае имеют преимущество, поскольку получают возможность использовать имущество, уплачивая платежи с более низким процентом, чем могли бы это делать в собственной стране. Установление более низкого уровня процентных платежей, в свою очередь, позволяет установить более низкую стоимость произведенного товара.

Использование международного лизинга является выгодным, поскольку позволяет сторонам применять наиболее благоприятный налоговый режим. Согласно мировому опыту, международные лизинговые операции позволяют стабилизировать экономику различных стран. На сегодняшний день темпы прироста денежных средств, используемых с лизинговых сделках превышают уровень инвестиций в производство. Лизинговые соглашения позволяют осуществлять сбыт продукции как на внешних, так и на внутренних рынках, что позволяет увеличить объемы получаемой прибыли. Однако международно-правовое регулирование лизинговых сделок имеет пробелы. Так, к примеру, до сих пор не разработаны правила, позволяющие производить бухгалтерский учет имущества, которое является предметом лизинга[1].

Помимо этого, на сегодняшний день не выработана единая международная трактовка понятия «международный лизинг», что влечет за собой использование различных трактовок и описаний лизинговых операций, поскольку каждое государство при рассмотрении содержания понятия «лизинг» привносит в него свои особенности. Это требует проведении согласованной работы по унификации законодательного обеспечения международных лизинговых сделок. Это позволит усилить взаимосвязь между субъектами международной экономической деятельности, что позволит перейти на новый уровень развития и укрепления экономических отношений между странами[10].

Как указывают исследователи гражданского права, Конвенция о международном финансовом лизинге представляет собой не только акт международного частного права, которые включает в себя ряд традиционный коллизионных норм, определяющих применимое право, но также содержит в себе определение лизинга и характерные признаки лизинговой сделки. Большинство стран, являющихся участниками Конвенции УНИДРУА, самостоятельно толкуют понятие лизинга, предусматривая при этом определенные преимущества для получателя лизинга[7].

Схема договора международного лизинга предусматривает, что лизингодатель по указанию получателя лизинга приобретает у продавца, который является третьей сторон, оборудование или транспорт, а после одобрения получателя лизинга передает ему приобретенное имущество в пользования, получая взамен арендную плату. Законодательство зарубежных стран предусматривает, что лизинг представляет собой особую разновидность договора аренды, а также рассматривается как своеобразные форма долгосрочного кредитования. Кроме того, в законодательстве других стран договор лизинга трактуется как договор, включающий в себя элементы договора найма имущества, кредитного договора[3].

Конвенция о международном финансовом лизинге применяется на основании критериев, которые то или иное государство используют для применения международного законодательства. Как правило, к договору международного лизинга отсутствуют вопросы в том случае, если он заключен между сторонами, которые являются резидентами государств – участников конвенции. Практика Российской Федерации предусматривает осуществление правового регулирования лизинговых сделок на основании нескольких источников права, которые регулируют одни и те же отношения. Однако по мнению многих источников, это ведет к возникновению противоречий и дублированию норм[11].

В Российской Федерации международный лизинг популярен и часто используется в международных сделках с другими странами. Однако, страны, не являющиеся участниками Конвенции о международном лизинге получают возможность уйти от ответственности в случае нарушения условий договора. Чаще всего речь идет о спорах, связанных с признанием договора лизинга незаключенным, а также со спорами, связанными с установлением порядка исполнения договора лизинга. Международный договор лизинга предусматривает включение в свои положения норм Конвенции УНИДРУА, которая содержит правила о порядке заключения и исполнении договора[2].

Конвенция предусматривает, что оборудование, которое приобретается лизингодателем на основании договора лизинга, приобретается при наличии подписанного соглашения лизингодателя и лизингополучателя. Однако на практике встречаются случаи, когда заключение договора купли-продажи предшествует заключению договора международного лизинга. В таких случаях положения Конвенции предусматривают, что объект лизинга получатель лизинга приобретает по спецификации лизингополучателя[5].

Положения Конвенции предусматривают, что в случаях, когда договор лизинга заключается после договора купли-продажи, то получатель лизинга и лизингодатель должны состоять в таких отношениях, которые предусматривают, что в дальнейшем они заключат между собой договор лизинга. Многие исследователи отмечают, что включение в положения Конвенции такого диспозитивного подхода связано с попытками авторов Конвенции найти компромиссное решение между нормами национального законодательства и иными традициями регулирования лизинговых отношений[8].

Отсюда следует, что положения Конвенции УНИДРУА должны быть применимы к решению всех вопросов, связанных с договорными отношениями по поводу международного лизинга. Однако данные вопросы предусматривают наличие множества различных подходов к их решению, поэтому создание единой модели лизинговых отношений довольно затруднительно в виду наличия различных норм внутреннего законодательства государств[6].

Судебная практика предусматривает необходимость законодательного обеспечения осуществления международных лизинговых сделок. Положения Конвенции УНИДРУА оставляют без внимания вопросы, связанные с установлением очередности заключения договоров лизинга и купли-продажи, однако данное положение определяет императивными нормами гражданского законодательства РФ. Признание в отдельных случаях допустимости заключения договора купли-продажи раньше чем заключение договора лизинга предопределяет возникновение теоретических и практических проблем[4].

Такая последовательность договоров противоречит положениям о том, что имущество, образующее предмет лизинга выбирает получатель лизинга, а также о том, что получатель лизинга несет ответственность за невыполнение обязанностей продавцом, а также ответственность за несоответствие объекта лизинга целям его использования. В данной ситуации представляется довольно сложным установить стороны договора лизинга, которая осуществляет выбор оборудования. Такая проблема решается в ходе рассмотрения судебных споров, исходя из оценок обстоятельств каждой конкретной ситуации[9].

Ограничения, предусмотренные в законодательстве в отношении применения договора международного лизинга в том или иной государстве могут оказать препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, поэтому установление объекта лизинга в договоре крайне важно. Поскольку это позволит обеспечить исполнение условий договора, а также защитить права участников.

 

Список использованных источников

 

  1. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге: (Заключена в Оттаве 28.05.1988) // Собрание законодательства РФ, 09.08.1999, № 32, ст. 4040.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  3. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 16.10.2017) // Собрание законодательства РФ, 02.11.1998, № 44, ст. 5394.
  4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. 4-е изд., стереотип. М.: Статут, 2018. С. 561 — 565.
  5. Газман В.Д. Лизинг и факторинг: Учеб. пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2018. С. 26 — 33.
  6. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сб. нормативных актов: Обязательственное право. М., 1989. С. 187 — 192.
  7. Лазарева Т.П. Особенности споров, вытекающих из договоров международного финансового лизинга // Международное публичное и частное право. 2019. № 6. С. 27 — 30.
  8. Международное частное право: учебник / В.Н. Борисов, Н.В. Власова, Н.Г. Доронина и др.; отв. ред. Н.И. Марышева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2018. 848 с.
  9. Сахарова И. Определение объекта лизинга в договоре лизинга // Корпоративный юрист. 2019. № 3. С. 34 — 36.
  10. Торрес Ортега И.В. Договор лизинга как структурно-сложное обязательство: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2017. С. 2 — 5.
  11. Чмил Д.В. Гражданско-правовая модель финансового лизинга в Российской Федерации и Республике Молдова: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. С., 2019. С. 5.
  12. Konvencija UNIDRUA o mezhdunarodnom finansovom lizinge: (Zakljuchena v Ottave 28.05.1988) // Sobranie zakonodatel’stva RF, 09.08.1999, № 32, st. 4040.
  13. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ vtoraja): ot 26.01.1996 № 14-FZ (red. ot 01.07.2021, s izm. ot 08.07.2021) // Sobranie zakonodatel’stva RF, 29.01.1996, № 5, st. 410.
  14. O finansovoj arende (lizinge): Federal’nyj zakon ot 29.10.1998 № 164-FZ (red. ot 16.10.2017) // Sobranie zakonodatel’stva RF, 02.11.1998, № 44, st. 5394.
  15. Braginskij M.I., Vitrjanskij V.V. Dogovornoe pravo. Kniga vtoraja: Dogovory o peredache imushhestva. 4-e izd., stereotip. M.: Statut, 2018. S. 561 — 565.
  16. Gazman V.D. Lizing i faktoring: Ucheb. posobie. M.: GU VShJe, 2018. S. 26 — 33.
  17. Grazhdanskoe, torgovoe i semejnoe pravo kapitalisticheskih stran: Sb. normativnyh aktov: Objazatel’stvennoe pravo. M., 1989. S. 187 — 192.
  18. Lazareva T.P. Osobennosti sporov, vytekajushhih iz dogovorov mezhdunarodnogo finansovogo lizinga // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2019. № 6. S. 27 — 30.
  19. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo: uchebnik / V.N. Borisov, N.V. Vlasova, N.G. Doronina i dr.; otv. red. N.I. Marysheva. 4-e izd., pererab. i dop. M.: IZiSP, KONTRAKT, 2018. 848 s.
  20. Saharova I. Opredelenie ob#ekta lizinga v dogovore lizinga // Korporativnyj jurist. 2019. № 3. S. 34 — 36.
  21. Torres Ortega I.V. Dogovor lizinga kak strukturno-slozhnoe objazatel’stvo: Avtoref. dis. … kand. jurid. nauk. M., 2017. S. 2 — 5.
  22. Chmil D.V. Grazhdansko-pravovaja model’ finansovogo lizinga v Rossijskoj Federacii i Respublike Moldova: Avtoref. dis. … kand. jurid. nauk. S., 2019. S.