ОСОБЕННОСТИ РИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Ф. ШОПЕНА В ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

1 июля 6:31

Творчество великого композитора Ф. Шопена связано не только с его родными польскими традициями, но и с рядом других национальных школ: французской, итальянской, славянской, австрийской, немецкой. В сочинениях Ф. Шопена находит отражение обобщение знаковых традиций мирового искусства. Влияния различных национальных традиций входило в творчество Ф. Шопена главным образом через жанры тех или иных стран.

Как известно, в основу любого жанра положена определенная ритмоформула, которая определяет его типическую основу. Безусловно, решающую роль в области ритмики сыграли польские песни и танцы. Польские фольклористы супруги Собесских, изучив национальное своеобразие ритмики сочинений Ф. Шопена, пришли к выводам, что гибкость, своеобразие шопеновской ритмики происходит от воздействия польских песен и танцев, повлияла на ритмику сочинений композитора и сама манера исполнения песен и танцев народными музыкантами [1, С. 195].

Творчество Ф. Шопена проникнуто ритмами самых разнообразных танцев: мазурка, полонез, краковяк, вальс, болеро, тарантелла, экосез и другие. Конечно, особый интерес композитор проявил к польским национальным танцам. Так, очень богато представлен художественный мир мазурок Ф. Шопена: лирических, жизнерадостных, драматических, блестящих. В мазурках Ф. Шопена слились особенности нескольких народных танцев: мазура, оберека, куявяка. Используя метроритмические особенности этих танцев, а также характерную для них акцентуацию, Ф. Шопен мастерски передает в мазурках самые разные эмоциональные оттенки [2].

Одной из характернейших черт стиля Ф. Шопена является бесконечное разнообразие его мелодики. Ф. Шопен никогда не дает точный мелодический повтор в своих сочинениях: ярким примером тому служат его ноктюрны. Разнообразие мелодики Ф. Шопена во многом достигается за счет ритмического богатства. Капризно-изменчивое развитие музыкальной мысли влечет за собой гибкую, прихотливую ритмику. Вместе с тем, опора преимущественно на танцевальную основу делает сочинения Ф. Шопена структурно четкими и ритмически определенными.

Особое место в пианистическом стиле Ф. Шопена занимает его rubato. Термин rubato ведет свое происхождение из оперной музыки эпохи барокко и связано с искусством бельканто. Принцип rubato обозначает ритмическую свободу особого рода. Эта ритмическая свобода заключается в отклонении главного мелодического голоса от неизменного темпа аккомпанемента. Слово rubato переводится с итальянского как «украденный», и буквально обозначает время, украденное у равномерного метрического пульса. Именно такое понимание темпа rubato сохраняется в оперной музыке начала XIX века и перенимается Ф. Шопеном. Именно Ф. Шопен впервые переносит явление rubato на область инструментальной музыки в начале 1830-х годов. Сохранилось такое высказывание Ф. Шопена, согласно которому левую руку польский композитор определял как своего рода капельмейстера, которая никогда не должна поддаваться или колебаться, в то время как правой рукой пианист во время исполнения может делать все, что захочет [1, С. 195]. Обратим внимание на отличие rubato от таких музыкальных обозначений как rallentando, accelerando: если в rallentando и accelerando ускорения и замедления происходят в обоих руках синхронно, то в rubato ритмическая свобода появляется только в правой руке, ведущей мелодию, в то время как в левой руке должен выдерживаться четкий метроритм.

Найденная Ф. Шопеном модель rubato послужила отправной точкой для формировния фортепианных стилей последующих композиторов, в числе которых Ф. Лист, Р. Шуман, И. Брамс, Р. Вагнер, П. Чайковский, С. Рахманинов и другие [2]. Помимо влияния вокального бельканто, большое воздействие на ритмические особенности шопеновского стиля оказала декламация, идущая от влияния народной эпики романтизма. Декламация имеет особый строй произнесения, представляет своего рода просодию «нараспев»: специфическая длительность произнесения эпической декламации нашла отражение в особенностях развертывания шопеновского времени [3]. Таким образом, два жанровых начала (вокальное и декламационное) отвечают за разные измерения темпорального развертывания в сочинениях Ф. Шопена: вокальное — за непрерывность волны, декламационное — за иерархию смысла ее составляющих.

По мнению А. Ляховича, два указанных жанровых начала привнесли в музыки Ф. Шопена «дух импровизации». А. Ляхович указывает на то, что специфика романтической импровизационности Ф. Шопена восходит именно к искусству бельканто и к романтически воспринятому народному эпосу. Через сочинения Ф. Шопена в музыкальный романизм интегрировало особое ощущение спонтанного становления времени [3]. Преломление двух жанровых начал в искусстве Ф. Шопена оказалось актуально для всех эпохи романтизма.

При анализе интерпретаций произведений Ф. Шопена можно отметить, что одни пианисты тщательно выполняют все указания композитора в нотном тесте, другие же наоборот, допускают свободу трактовки. К полной точности в передаче нотного текста стремился Л. Годовский. Вопросы темповых градаций решались Л. Годовским в соответствии с традицией пианистического стиля Ф. Шопена и самобытным авторским замыслом того или иного сочинения. Пианист мог допускать незначительные преобразования лишь в сфере ритмических и динамических нюансов, которые никогда не вступали в конфронтацию с замыслом композитора. Пианист Т. Лешетицкий придерживался иных взглядов на интерпретацию. Он допускал при исполнении искажения авторского оригинального текста, особенно на метроритмическом уровне. Такая трактовка произведений Ф. Шопен вызывала недовольство со стороны академически настроенных музыкантов и слушателей.

Таким образом, творчество Ф. Шопена проникнуто влиянием различных национальных танцев, ритмика которых органично вплетена в произведения композитора. Безусловно, решающую роль в области ритмики сыграли польские песни и танцы. Произведения Ф. Шопена для фортепиано сочетают свободу и естественность ритма. Часто капризно-изменчивое развитие музыкальной мысли влечет за собой гибкую, прихотливую ритмику. Вместе с тем, опора на танцевальную основу делает сочинения Ф. Шопена структурно четкими и ритмически определенными.

Особое место в пианистическом стиле Ф. Шопена занимает его rubato. Ритмическая свобода этого приема характерная главным образом для ноктюрнов композитора, а также проникает и в другие жанры. Также большое воздействие на ритмические особенности шопеновского стиля оказала декламация, идущая от влияния народной эпики романтизма. Сам композитор уделял важное место фразировке, художественной отделкой произведений, качеству звука, считая эти моменты очень значимыми.

 

Список литературы:

  1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. / Алексеев А.Д. – Ч.1-2. М.: Музыка, 1988. – 415 с.
  2. Михаловский А. Как играл Фридерик Шопен? / Михаловский А.// Как исполнять. Шопена / Сост., вст. ст. А.В.Засимова. М; Классика-ХХ1, 2009. – С. 137-142.
  3. Ляхович А. Шопен и его революцияв музыкальном времени (К 200-летнему юбилею Ф. Шопена) / А. Ляхович // Израиль XXI век: музыкальный интернет-журнал. – 2010. – № 23. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: .