ПОНЯТИЕ И СТУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОСТВЕННОСТИ

22 мая 10:00

Муниципальные образования и созданные ими органы местного самоуправления являются полноправными участниками не только публично-правовых отношений по осуществлению местного самоуправления, но и гражданско-правовых, в первую очередь, по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью [4].

В рамках настоящего исследования рассмотрим понятийный аппарат, включающий в себя взгляд на определение «муниципальная собственность» различных исследователей и ученых.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 215 ГК РФ) характеризует муниципальную собственность как собственность городских, сельских поселений и иных муниципальных образований [1].

С юридической точки зрения муниципальная собственность представляет собой вещное право, включающее право владения, пользования и распоряжения им, управление которой органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].

В. Г. Игнатов трактует понятие муниципальной собственности «как систему отношений по присвоению населением муниципального образования (субъектно-опосредованным органам местного самоуправления) средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической системы» [9].

В.И. Кошкин характеризует муниципальную собственность как имущественный состав муниципального образования, куда входит недвижимость, движимость и земельные участки [5].

В.В. Данилкин считает, что муниципальная собственность — это совокупность всех видов отношений по поводу владения, пользования, распоряжения и присвоения муниципальных общественных благ, созданных в результате управления муниципальным имущественным комплексом [8].

С точки зрения И.В. Ефимчук, муниципальная собственность представляет собой широкую сеть инфраструктурных объектов как хозяйственного, так и социально-бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой территориальной воспроизводственной системы.

Для О.В. Вильчинской и А.В. Леви муниципальная собственность есть система отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, по совместному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурами в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы.

Муниципальная собственность в трактовке О.И. Боткина, В.И. Некрасова представляет собой имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям [10].

Таким образом, проанализировав ряд специальных источников и авторских определений, следует признать, что муниципальная собственность является разновидностью публичной собственности, наряду с государственной собственностью (собственностью Российской Федерации и субъектов Федерации), от которой она отличается по кругу субъектов права собственности, а также по целям формирования и использования соответствующих имущественных фондов.

У государства такой целью является решение политических задач, а у муниципальных образований — решение коммунальных задач, улучшение условий жизнедеятельности местных общин, организации местного хозяйства и иных вопросов местного значения, и наличие муниципальной собственности служит выполнению этих задач [11].

Образование муниципальной собственности как самостоятельного правового института началось с перехода государственной и колхозно-кооперативной собственности в муниципальную собственность. Зарождение муниципальной собственности началось в 90-х годах XX века. До этого процесса существовал единый фонд государственного имущества, собственником которого выступал Советский Союз. Таким образом, муниципальная собственность появилась путем выделения из государственной [4].

Следующей ступенью на пути формирования и развития института муниципальной собственности стало принятие Закона «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Было введено понятие «коммунальная собственность», которая составляет основу местного хозяйства, распоряжение и управление коммунальной собственностью осуществляется от имени населения административно-территориальных единиц [3].

В настоящее время продолжается динамичное развитие муниципальной собственности. Этот институт достаточно молод по сравнению с другими институтами правовой системы Российской Федерации. Муниципальные образования и созданные ими органы местного самоуправления являются полноправными участниками не только публично-правовых отношений по осуществлению местного самоуправления, но и гражданско-правовых, в первую очередь, по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью.

Таким образом, на сегодняшний день в России возможность формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями признана на законодательном уровне. Действующая нормативно-правовая база дает полное представление об объектном и субъектном составах муниципальной собственности, что создало исходные предпосылки для реального оформления института муниципальной собственности в нашей стране [3].

Характеризуя структуру муниципальной собственности, то в составе  можем увидеть местный бюджет, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество [7].

В качестве объекта муниципальной собственности могут выступать: ценные бумаги и денежные средства, которые принадлежат публичным образованиям; памятники исторического и культурного значения (за исключением тех объектов, которые признаны национальным достоянием).

Более подробная схема представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура муниципальной собственности [7]

 

Итак, исходя из рисунка, имущество, находящееся в муниципальной собственности, в соответствии с п. 3. ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, состоит из двух частей:

— имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

— муниципальная казна — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Таким образом, специфика муниципальной собственности состоит в том, что ее объекты носят целевой характер. Они предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения соответствующих территорий. Кроме того, им принадлежит ведущая роль в организации местного самоуправления с правом населения по владению, пользованию и распоряжению экономическими и финансовыми ресурсами данной территории [6].

Муниципальная собственность, как и иные формы собственности, представляет собой систему отношений между людьми, то есть общественных отношений. Эти отношения складываются между людьми по поводу присвоения и отчуждения определенных жизненных благ.

Обобщая все вышесказанное, сформулируем уточненное определение муниципальной собственности. Муниципальная собственность — это система общественных отношений монопольного характера по поводу определенных благ, имеющих социально-экономическое, управленческое и культурное значение для населения публично-правового образования, назначением которых является удовлетворение коллективных социально-экономических потребностей населения и гармоничное развитие территории. Целью совершенствования управления муниципальной собственностью, является повышение ее экономической и социальной эффективности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс] — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ [Электронный ресурс] — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
  3. Барсукова В. А. История развития формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями // Вестник ОмГУ. 2009. №3.
  4. Бондаренко, А. И. История формирования и развития муниципальной собственности в Российской Федерации / А. И. Бондаренко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 569-572.
  5. Борисов, А. И. Зарубежная политика управления государственной и муниципальной собственностью / А. И. Борисов. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 76-79.
  6. Васильева Е. В. Становление института муниципальной собственности и развитие системы муниципального управления в современной России // Вестник ЧелГУ. 2015. №4 (359).
  7. Граненко, Е. В. О проблемах управления муниципальной собственностью / Е. В. Граненко. — Текст: непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 3 (10). — С. 9-11.
  8. Данилкин, В. В. Теоретические подходы к определению сущности муниципальной собственности // Вестник ЧелГУ. 2007. №5.
  9. Ерошкин, А. К. Понятие муниципальной собственности / А. К. Ерошкин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 727-730.
  10. Макарова Е. П. Муниципальная собственность: опыт теоретического анализа // Власть и управление на Востоке России. 2012. №2.
  11. Раздымахо, К. А. Правовая природа муниципальной собственности в Российской Федерации / К. А. Раздымахо. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 29 (163). — С. 70-75.