ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ТЕКУЩЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

9 августа 5:28

В континентальной системе права, основную роль в правовом регулировании играют нормативно-правовые акты. Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм[1]. Нормативно-правовые акты являются актами многократного действия, устанавливающими права и обязанности для широкого, необозначенного, круга лиц. Исходя из вышеизложенного, к нормативно-правовым актам применяются высокие требования относительно их формы и содержания.

Очевидно, что нормотворчество является процессом, требующим применения высокого уровня юридической техники. Вместе с тем, количество органов, имеющих право принимать НПА, настолько велико, что, очевидно, невозможно добиться одинаково высокого уровня качества нормативно-правовых актов во всем государстве. Особенно остро данная проблема стоит на уровне субъектов федерации и муниципальных образований: если органы федеральной власти, при разработке НПА тесно сотрудничают в своей работе с представителями системы высшего юридического образования, научно-исследовательских юридических учреждений, то в регионах ситуация, зачастую оставляет желать лучшего. Именно низкий уровень подготовки специалистов в сфере права на местах приводит к принятию НПА, которые по форме и содержанию зачастую противоречат действующему законодательству.

Как отмечает Н.С. Титов, можно выделить две большие группы правовых экспертиз: социальные правовые экспертизы и юридико-технические правовые экспертизы[2]. Если заданием юридико-технической экспертизы является соблюдение нормативно-правовых актом требований, установленным к форме и содержанию НПА, то задача социально-правовой экспертизы состоит в установлении последствий принятия нормативно-правового акта для социума, влияния принятого НПА на правовое регулирование в определенной сфере правоотношений.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что все НПА субъектов РФ, а также нормативно-правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления, должны пройти юридико-техническую экспертизу. Предметом такой экспертизы являются:

— Соблюдение формы нормативно-правового акта

— Наличие достаточных полномочий у органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления для принятия указанного нормативно-правового акта.

— Отсутствие противоречий с вышестоящими по иерархии нормативно-правовыми актами, а также отсутствие внутренних противоречий в анализируемом нормативно-правовом акте.

— Использование общеизвестных понятий и дефиниций в анализируемом нормативно-правовом акте, отсутствие каких-либо неоднозначных или неизвестных законодательству Российской Федерации понятий. В том случае, если нормативно-правовой акт содержит указанные понятия, должна быть в обязательном порядке предоставлены соответствующие разъяснения данных понятий.

— Анализ процедуры принятия, опубликования и вступления в законную силу анализируемого нормативно-правового акта.

Предметом социально-правовой экспертизы, помимо вышеизложенных вопросов, является:

— Детерминанты, обуславливающие необходимость, целесообразность и (или) желательность принятия соответствующего нормативно-правового акта.

— Влияние принятого нормативно-правового акта на общее состояние правового регулирования в указанной сфере. Также предметом анализа должен быть поиск приемлемых альтернатив предложенному в проекте нормативно-правового акта правовому регулированию

— Анализ последствий, достигнутых принятием нормативно-правового акта. Несмотря на то обстоятельство, что большинство последствий принятия НПА можно просчитать еще на стадии принятия такого акта, ряд последствий могут оставаться скрытыми от создателя правовой нормы.

Как отмечает Л.В. Капуста, экспертные оценки проектов нормативных правовых актов имеют прогностические суждения, содержащие возможные варианты развития событий в той или иной сфере общественных отношений в результате принятия нормативного акта. Поэтому значение производства правовой экспертизы важно как на стадии проектирования норм права, так и уже действующих нормативных актов[3].

При этом, как справедливо отмечает А.В. Ксандопуло, нормативного правового акта, определяющего перечень субъектов, полномочных осуществлять правовую экспертизу нормативного правового акта, в Российской Федерации не принято. Вместе с тем, оптимизация однородной функции названных государственных органов представляется необходимой[4].

Таким образом, проведение правовой экспертизы актов на уровне субъекта федерации, а также на уровне органов местного самоуправления не урегулировано на федеральном уровне. Следует отметить позитивную практику субъектов федерации относительно закрепления обязательности проведения правовой экспертизы некоторых НПА (как, правило, законов субъекта федерации и актов высших исполнительных органов субъектов РФ)[5].

Очевидно, что системной проблемой является отсутствие федерального закона о нормативно-правовых актах. Несмотря на то обстоятельство, что дискуссии относительно необходимости принятия данного закона идут на протяжении многих лет, по состоянию на 2020 год, данный нормативно-правовой акт до сих пор не принят.

Решение вышеуказанной проблемы является возможным путем принятия федерального закона о нормативно-правовых актах, который определит перечень актов, подлежащих правовой экспертизе, порядок и субъектов проведения такой экспертизы. По нашему мнению, следует стремиться к  проведению технико-юридической экспертизы всех нормативно-правовых актов, издаваемых компетентными органами власти на федеральном и региональном уровне, а также важных НПА, издаваемых на уровне местного самоуправления. Безусловно, учитывая огромный объем НПА, издаваемых в Российской Федерации, внедрение такой системы может потребовать значительного времени и финансовых ресурсов. Кроме того, вызывает определенное сомнение способность потенциальных субъектов проведения такой экспертизы (высших юридических учебных заведений, научно-исследовательских институтов) обработать столь значительный объем НПА, дав квалифицированную оценку.

Исходя из вышеизложенного, целесообразным является создание системы риск-ориентированного контроля.   Риск-ориентированный контроль на сегодняшний день успешно применяется во многих сферах деятельности[6].  Риск-ориентрованный контроль построен, прежде всего, на корректной оценке и приоритезации рисков. Таким образом, создание риск-ориентированной системы контроля позволит проводить правовую экспертизу нормативно-правовых актов, исходя из значения таких актов для социума, их влияния на правовую систему и общество, что создаст действенный механизм контроля за соблюдением прав граждан и качеством вышеуказанных НПА.

 

Список использованной литературы:

  1. Чиннова Марина Витальевна Признаки нормативного правового акта // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priznaki-normativnogo-pravovogo-akta (дата обращения: 22.02.2020).
  2. Титов Николай Сергеевич Экспертиза проектов нормативных правовых актов: опыт, виды и стратегические перспективы // Юридическая техника. 2015. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspertiza-proektov-normativnyh-pravovyh-aktov-opyt-vidy-i-strategicheskie-perspektivy (дата обращения: 22.02.2020).
  3. Капуста Людмила Владимировна  Нормативно-правовая основа проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов // Internationalscientificreview. 2015. №4 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovaya-osnova-provedeniya-pravovoy-ekspertizy-normativnyh-pravovyh-aktov (дата обращения: 23.02.2020).
  4. Ксандопуло Анна Валериановна Субъекты, осуществляющие правовую экспертизу нормативных правовых актов // Наука, техника и образование. 2015. №5 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekty-osuschestvlyayuschie-pravovuyu-ekspertizu-normativnyh-pravovyh-aktov (дата обращения: 23.02.2020).
  5. И. А. Ильенко Правовая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о выборах и их проектов // Избирательное право. 2013. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-ekspertiza-normativnyh-pravovyh-aktov-subektov-rossiyskoy-federatsii-o-vyborah-i-ih-proektov-1 (дата обращения: 23.02.2020).
  6. Аюбов Н. А. Риск ориентированный контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий // Вестник евразийской науки. 2012. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risk-orientirovannyy-kontrol-finansovo-hozyaystvennoy-deyatelnosti-predpriyatiy (дата обращения: 23.02.2020).

 

  1. Chinnova Marina Vital`evna Priznaki normativnogo pravovogo akta // Problemy` e`konomiki i yuridicheskoj praktiki. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priznaki-normativnogo-pravovogo-akta (data obrashheniya: 22.02.2020).
  2. Titov Nikolaj Sergeevich E`kspertiza proektov normativny`x pravovy`x aktov: opy`t, vidy` i strategicheskie perspektivy` // Yuridicheskaya texnika. 2015. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspertiza-proektov-normativnyh-pravovyh-aktov-opyt-vidy-i-strategicheskie-perspektivy (data obrashheniya: 22.02.2020).
  3. Kapusta Lyudmila Vladimirovna  Normativno-pravovaya osnova provedeniya pravovoj e`kspertizy` normativny`x pravovy`x aktov // Internationalscientificreview. 2015. №4 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovaya-osnova-provedeniya-pravovoy-ekspertizy-normativnyh-pravovyh-aktov (data obrashheniya: 23.02.2020).
  4. Ksandopulo Anna Valerianovna Sub«ekty`, osushhestvlyayushhie pravovuyu e`kspertizu normativny`x pravovy`x aktov // Nauka, texnika i obrazovanie. 2015. №5 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekty-osuschestvlyayuschie-pravovuyu-ekspertizu-normativnyh-pravovyh-aktov (data obrashheniya: 23.02.2020).
  5. I. A. Il`enko Pravovaya e`kspertiza normativny`x pravovy`x aktov sub«ektov Rossijskoj Federacii o vy`borax i ix proektov // Izbiratel`noe pravo. 2013. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-ekspertiza-normativnyh-pravovyh-aktov-subektov-rossiyskoy-federatsii-o-vyborah-i-ih-proektov-1 (data obrashheniya: 23.02.2020).
  6. Ayubov N. A. Risk orientirovanny`j kontrol` finansovo-xozyajstvennoj deyatel`nosti predpriyatij // Vestnik evrazijskoj nauki. 2012. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risk-orientirovannyy-kontrol-finansovo-hozyaystvennoy-deyatelnosti-predpriyatiy (data obrashheniya: 23.02.2020).

 

[1]Чиннова Марина Витальевна Признаки нормативного правового акта // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priznaki-normativnogo-pravovogo-akta (дата обращения: 22.02.2020).

[2]Титов Николай Сергеевич Экспертиза проектов нормативных правовых актов: опыт, виды и стратегические перспективы // Юридическая техника. 2015. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspertiza-proektov-normativnyh-pravovyh-aktov-opyt-vidy-i-strategicheskie-perspektivy (дата обращения: 22.02.2020).

[3]Капуста Людмила Владимировна Нормативно-правовая основа проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов // Internationalscientificreview. 2015. №4 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovaya-osnova-provedeniya-pravovoy-ekspertizy-normativnyh-pravovyh-aktov (дата обращения: 23.02.2020).

[4]Ксандопуло Анна Валериановна Субъекты, осуществляющие правовую экспертизу нормативных правовых актов // Наука, техника и образование. 2015. №5 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekty-osuschestvlyayuschie-pravovuyu-ekspertizu-normativnyh-pravovyh-aktov (дата обращения: 23.02.2020).

[5]И. А. Ильенко Правовая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о выборах и их проектов // Избирательное право. 2013. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-ekspertiza-normativnyh-pravovyh-aktov-subektov-rossiyskoy-federatsii-o-vyborah-i-ih-proektov-1 (дата обращения: 23.02.2020).

[6]Аюбов Н. А. Риск ориентированный контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий // Вестник евразийской науки. 2012. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risk-orientirovannyy-kontrol-finansovo-hozyaystvennoy-deyatelnosti-predpriyatiy (дата обращения: 23.02.2020).