ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ЭКСПЕРТИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

15 февраля 1:34

Борьба с коррупцией не ограничивается борьбой со взяточничеством, являющимся наиболее ярким внешним проявлением коррупции. Не меньший ущерб, чем прямой подкуп или хищение имущества, государству наносят коррупциогенные факторы при разработке и принятии нормативно-правовых актов. В отличие от актов индивидуального действия, нормативно-правовые акты действуют, как правило, постоянно и в отношении неограниченного количества лиц. Из вышеизложенного следует, что принятие коррупциогенной нормы в НПА приводит к длительным негативным последствиям для российской правовой системы и общественных отношений в Российской Федерации. При этом, следует отметить, что причиной принятия коррупциогенной нормы может быть не только прямая коррупция, но и недостаточный уровень компетенции соответствующих чиновников, ответственных за разработку и принятие соответствующего нормативно-правового акта.

Одним из наиболее эффективных способов борьбы с подобными коррупционными проявлениями в сфере разработки и принятия нормативно-правовых актов является антикоррупционная экспертиза НПА. Как отмечает А.И. Коган, предмет антикоррупционной экспертизы — что детерминировано выше приведенной дифференциацией коррупционных преступлений — коррупциогенные факторы, «потенциалы», которые могут иметь место в положениях нормативно-правовых актов и их проектах[1].

Очевидно, что антикоррупционная экспертиза является действенным инструментом профилактики коррупционных преступлений, так как любое устранение нормативно обусловленных возможностей для коррупции снижает ее потенциал.

Антикоррупционная экспертиза нормативно-правового акта, по своей сути, является специфической разновидностью правовой экспертизы. В рамках антикоррупционной экспертизы, равно как и в рамках иных видов правовой экспертизы (юридико-технической, социально-правовой экспертизы) также анализируется, прежде всего, правовая норма. Однако предмет этого анализа довольно узок и включает в себя исследование наличия либо отсутствия коррупциогенных факторов. Как справедливо отмечает В.Э. Сидоренко, как в ходе экспертизы, так и при подготовке итогового документа по ее результатам недопустим отход от цели антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта и переход к вопросам общей правовой экспертизы, т. е. к анализу иных проблем качества и целесообразности принятия нормативного правового акта или отдельных его норм[2].

В отличие от других видов правовых экспертиз нормативно-правовых актов, проведение антикоррупционной экспертизы НПА является обязательным и регулируется на уровне федерального законодательства. Так, статья 2 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в качестве одного из принципов осуществления антикоррупционной экспертизы НПА выделяет обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Указанным федеральным законом также утвержден перечень субъектов антикоррупционной экспертизы НПА. В него входят органы прокуратуры, органы юстиции, а также органы определенные субъектами федерации и органами местного самоуправления, имеющие соответствующие полномочия для осуществления антикоррупционной экспертизы.

Исходя из принципа федерализма и разделения властей в Российской Федерации, такой подход федерального законодателя представляется правильным. Прокурорский надзор и проведение антикоррупционной экспертизы со стороны федеральных органов юстиции позволяет эффективно защищать права и свободы граждан, выявляя нарушения в деятельности органов местного самоуправления и органов субъектов федерации.

Однако такой контроль, как правило, осуществляется постфактум, при внесении  сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также при мониторинге применения нормативно-правовых актов. В то же время, предварительный внутренний контроль должен осуществляться компетентными органами субъекта федерации и органами местного самоуправления.

Следует отметить, что органы субъектов федерации существенно улучшили свою практику в сфере осуществления антикоррупционной экспертизы за последние годы. Как отмечала О.О. Утешева, в 2011 году, далеко не во всех субъектах РФ соблюдается принцип обязательной антикоррупционной экспертизы всех проектов нормативных правовых актов региона, а субъекты, уполномоченные на проведение антикоррупционной экспертизы, обладают различными полномочиями. Так, на тот момент лишь в 27 субъектах Российской Федерации обязательной антикоррупционной экспертизе подвергались законы, а в 32 – иные проекты нормативно-правовых актов[3].

На сегодняшний день, в рамках проведенного исследования, не выявлено субъектов федерации, где не проводилась бы антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. Более того, в ряде регионов Российской Федерации, предметом антикоррупционной экспертизы становятся не только НПА, но и акты индивидуального характера, расширяя тем самым возможности для антикоррупционного мониторинга и контроля[4].Исходя из вышеизложенного, на данном этапе правоприменения законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, следует вести речь уже не о создании, а о повышении эффективности модели осуществления антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

Как отмечает О.С. Ростова, настоящее время основной проблемой, связанной с проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), является проблема недостаточного методического обеспечения процедуры проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ самими правотворческими органами. Совершенно очевидна необходимость эффективного обеспечения правотворческих органов субъектов РФ (и муниципальных образований) методическими материалами, научными разработками — всем арсеналом современного юридического инструментария[5]. Решение данной проблемы возможно путем организации широкого взаимодействия между органами юстиции, с одной стороны, и органами, уполномоченными субъектом федерации на проведение антикоррупционной экспертизы, с другой. Такое взаимодействие позволит, учитывая региональную специфику, выявить наиболее эффективные формы и методы организации антикоррупционной экспертизы в каждом субъекте Российской Федерации.

Большую положительную роль на данном этапе играет проведение общественных антикоррупционных экспертиз в субъектах Российской Федерации. Как справедливо отмечает О.В. Ищенко, субъекты общественного контроля уже прошли стадию становления, выработав при этом понимание основных направлений своей работы. Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов РФ уделяют большое внимание работе, направленной на противодействие коррупции[6].  Исходя из вышеизложенного, следует предложить закрепить на федеральном уровне возможность привлечения общественных организаций для осуществления антикоррупционной экспертизы. Именно увеличение открытости процессов антикоррупционной экспертизы не только повысит ее эффективность, но и увеличит уровень доверия к антикоррупционной экспертизе в обществе, что благоприятным образом повлияет на общую ситуацию с восприятием коррупции в Российской Федерации.

 Список использованной литературы:

  1. Коган Александр Игоревич Антикоррупционная экспертиза // Наука, образование и культура. 2017. №6 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-ekspertiza-2 (дата обращения: 23.02.2020).
  2. Сидоренко Виктория Эдуардовна В чем суть антикоррупционной экспертизы? // Отечественная юриспруденция. 2016. №10 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-chem-sut-antikorruptsionnoy-ekspertizy (дата обращения: 23.02.2020).
  3. Утешева Ольга Олеговна Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов // Вестник ТГУ. 2011. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-ekspertiza-normativnyh-pravovyh-aktov-i-ih-proektov (дата обращения: 23.02.2020).
  4. Мокосеева М.А. Проблемы правового регулирования экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в субъектах Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-ekspertizy-normativnyh-pravovyh-aktov-i-ih-proektov-v-subektah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 23.02.2020).
  5. Ростова Ольга Сергеевна Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: практика реализации // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-ekspertiza-normativnyh-pravovyh-aktov-subektov-rossiyskoy-federatsii-praktika-realizatsii (дата обращения: 23.02.2020).
  6. Оксана Владимировна Ищенко Организация общественной антикоррупционной экспертизы в субъектах Российской Федерации // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obschestvennoi-antikorruptsionnoi-ekspertizy-v-subektah-rossii-skoi-federatsii (дата обращения: 23.02.2020).

 

  1. Kogan Aleksandr Igorevich Antikorrupcionnaya e`kspertiza // Nauka, obrazovanie i kul`tura. 2017. №6 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-ekspertiza-2 (data obrashheniya: 23.02.2020).
  2. Sidorenko Viktoriya E`duardovna V chem sut` antikorrupcionnoj e`kspertizy`? // Otechestvennaya yurisprudenciya. 2016. №10 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-chem-sut-antikorruptsionnoy-ekspertizy (data obrashheniya: 23.02.2020).
  3. Utesheva Ol`ga Olegovna Antikorrupcionnaya e`kspertiza normativny`x pravovy`x aktov i ix proektov // Vestnik TGU. 2011. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-ekspertiza-normativnyh-pravovyh-aktov-i-ih-proektov (data obrashheniya: 23.02.2020).
  4. Mokoseeva M.A. Problemy` pravovogo regulirovaniya e`kspertizy` normativny`x pravovy`x aktov i ix proektov v sub«ektax Rossijskoj Federacii // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki». 2017. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-ekspertizy-normativnyh-pravovyh-aktov-i-ih-proektov-v-subektah-rossiyskoy-federatsii (data obrashheniya: 23.02.2020).
  5. Rostova Ol`ga Sergeevna Antikorrupcionnaya e`kspertiza normativny`x pravovy`x aktov sub«ektov Rossijskoj Federacii: praktika realizacii // Vestnik RUDN. Seriya: Yuridicheskie nauki. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-ekspertiza-normativnyh-pravovyh-aktov-subektov-rossiyskoy-federatsii-praktika-realizatsii (data obrashheniya: 23.02.2020).
  6. Oksana Vladimirovna Ishhenko Organizaciya obshhestvennoĭ antikorrupcionnoĭ e`kspertizy` v sub«ektax rossiĭskoĭ Federacii // Aktual`ny`e problemy` nauchnogo obespecheniya gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti protivodejstviya korrupcii. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obschestvennoi-antikorruptsionnoi-ekspertizy-v-subektah-rossii-skoi-federatsii (data obrashheniya: 23.02.2020).

 

[1]Коган Александр Игоревич Антикоррупционная экспертиза // Наука, образование и культура. 2017. №6 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-ekspertiza-2 (дата обращения: 23.02.2020).

[2]Сидоренко Виктория Эдуардовна В чем суть антикоррупционной экспертизы? // Отечественная юриспруденция. 2016. №10 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-chem-sut-antikorruptsionnoy-ekspertizy (дата обращения: 23.02.2020).

[3]Утешева Ольга Олеговна Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов // Вестник ТГУ. 2011. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-ekspertiza-normativnyh-pravovyh-aktov-i-ih-proektov (дата обращения: 23.02.2020).

[4]Мокосеева М.А. Проблемы правового регулирования экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в субъектах Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-ekspertizy-normativnyh-pravovyh-aktov-i-ih-proektov-v-subektah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 23.02.2020).

[5]Ростова Ольга Сергеевна Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: практика реализации // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-ekspertiza-normativnyh-pravovyh-aktov-subektov-rossiyskoy-federatsii-praktika-realizatsii (дата обращения: 23.02.2020).

[6]Оксана Владимировна Ищенко Организация общественной антикоррупционной экспертизы в субъектах Российской Федерации // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obschestvennoi-antikorruptsionnoi-ekspertizy-v-subektah-rossii-skoi-federatsii (дата обращения: 23.02.2020).