В настоящее время юридические лица играют большую роль в развитии международных экономических отношений, являются участниками крупных сделок, осуществляют предпринимательскую деятельность и содействуют привлечению иностранных инвестиций в те или иные проекты на территориях разных стран.
В связи с этим возникают проблемы правового регулирования иностранных юридических лиц в законодательстве государств, чья политика направлена на активное перемещение капиталов, товаров и услуг через государственные границы. Хозяйственная деятельность юридических лиц перестала быть ограничена пределами одного государства. Появилась необходимость разграничения понятий российское и иностранное юридическое лицо.
В международном частном праве используется понятие «личного закона» или «личного статута» в отношении юридического лица. Личный закон определяет является ли данное образование юридическим лицом, его правоспособность и дееспособность, а также ответственность по обязательствам юридического лица[1]. Помимо личного закона применяется понятие «национальность юридического лица» необходимое для определения связи данного лица с государством, т.е. его принадлежности. Национальность юридического лица отвечает на вопрос, какими правами и обязанностями наделено данное объединение. Существует несколько подходов для определения национальности юридического лица:
- Критерий основного местоположения юридического лица.
- Критерий основного места деятельности юридического лица.
- Критерий инкорпорации.
4.Критерий контроля.
Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации регулируется как нормами отечественного законодательства, так и положениями международных договоров, заключенных между Российской Федерации и другими государствами.
В п.1 статье 1202 Гражданского кодекса[2] установлено, что личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено данное юридическое лицо. Это означает, что российское гражданское законодательство исходит из критерия инкорпорации при определении национальности юридического лица. То есть необходимо установить принадлежность к какому-либо государству, чтобы понять, является ли данное образование юридическим лицом[3].
Те иностранные юридические лица, которые были признаны таковыми, действуют на территории Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством.
Для решения вопроса, какими же правами и обязанностями будут наделены данные юридические лица, необходимо обратиться к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[4], где в статье 29 установлено, что для товаров, происходящих из других стран предусмотрено предоставление национального режима. Отсюда следует вывод, что иностранные торговые компании, являющиеся импортерами, имеют возможность осуществлять свою коммерческую деятельность наравне с отечественными производителями. Таким образом, национальное законодательство той страны, где юридическое лицо осуществляет свою деятельность, определяет круг его прав и обязанностей[5].
Согласно п.2 ст.1202 ГК РФ[6] на основе личного закона юридического лица определяется следующий перечень вопросов, а именно:
- статус организации;
- организационно-правовая форма;
- создание, реорганизация и ликвидация, вопросы правопреемства;
- правоспособность юридического лица;
- порядок приобретения гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей юридическим лицом;
6.внутренние отношения юридического лица;
7.способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.
Обычно правовой статус иностранного юридического лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения или любым другим документом, предусмотренным законодательством данной страны. Местом регистрации иностранного юридического лица считается место нахождения соответствующего органа, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц. В Российской Федерации такую функцию выполняют территориальные органы Федеральной налоговой службы.
Иностранные юридические лица могут быть участниками и учредителями хозяйственных обществ, создаваемых в Российской Федерации. Порядок и условия участия устанавливается Законом РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999 г.[7] и ст.15 Федерального закона «О некоммерческих организациях»[8].
Иностранные юридические лица имеют право открывать на территории Российской Федерации филиалы и представительства для ведения внешнеэкономической деятельности от своего имени в соответствии со ст. 21 и ст. 22 Федерального закона «Об иностранных инвестициях». Помимо этого они вправе заключать сделки и совершать связанные с ними расчеты, осуществлять различные операции, в том числе страховые, финансово-кредитные, транспортные[9].
Ко всему прочему иностранные юридические лица имеют право участвовать в правовых отношениях в области геодезической и картографической деятельности в соответствии с Федеральным законом «О геодезии и картографии» от 30 декабря 2015 г.[10] Они могут быть пользователями недр и использовать живые ресурсы для научных и других целей при наличии соответствующей лицензии с соблюдением требований Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации»[11], а также международных договоров.
На основе принципа взаимности в силу заключенных международных договоров между Россией и другими иностранными государствами, а также в соответствии с частью 4 ГК РФ и иными нормативно-правовыми актами в области интеллектуальной собственности, иностранные юридические лица пользуются правами наравне с российскими юридическими лицами. Таким образом, право на регистрацию в Российской Федерации наименований мест происхождения товаров предоставляется юридическим лицам государств, предоставляющих такое же право российским юридическим лицам[12].
Согласно статье 433 ГПК РФ[13] иностранные юридические лица имеют право обращаться в российские суды и пользоваться гражданскими процессуальными правами для защиты своих интересов. В арбитражных судах такие лица пользуются правами наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, как установлено ст.210 АПК[14].
Но российском законодательстве предусмотрен ряд ограничений, касающихся иностранных юридических лиц. Например, ограничение права собственности на землю и невозможности иметь данное право на сельскохозяйственные земельные участки. Но согласно п. 2 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002[15] право собственности на земельные участки из числа этих земель не могут иметь как иностранные юридические лица, так и российские юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства или иностранных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов [16].
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть следующее:
- Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется не только российским законодательством, но и международными договорами, заключенными между Российской Федерацией и другими государствами.
- Российское гражданское законодательство исходит из критерия инкорпорации при определении национальности юридического лица, следовательно, личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено данное юридическое лицо.
- Личный закон юридического лица определяет: правоспособность юридического лица, порядок его создания, прекращения или реорганизации, обязанности и ответственность юридического лица, внутренние отношения и т.д.
- Иностранным юридическим лицам предоставляется национальный режим.
- Иностранные юридические лица вправе открывать филиалы на территории Российской Федерации, осуществлять предпринимательскую и научную деятельность при соблюдении действующего российского законодательства, а также имеют право обращаться в российские суды для защиты собственных интересов.
Библиографический список
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019)// Собрание законодательства РФ. — 2003. N 10.
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018, N 23.
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1995 N 7-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996, N 41.
- Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015, N 1.
- Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 N 187-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016, N 3.
- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002, N 4.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 5.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 10.
- Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Т. 1. Общая часть: учебник. — М. : Изд-во БЕК, 2000. — 288 с.
- Асосков А.В. . Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. — М. : Статут, 2003. — 219 с.
- Богуславский, М. М. Международное частное право: Учебник / Богуславский М. М. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 604 с.
- Варданян М. Л. Правовой механизм участия иностранных компаний в предпринимательской деятельности на территории России: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2009. 250 с.
- Звенков В.П. Международное частное право. — М.: Норма-Инфра-М, 2006. 176 с.
- Федосеева Г.Ю. Международное частное право. — М.: Кнорус, 2005.
[1] Звенков В.П. Международное частное право. — М.: Норма-Инфра-М, 2006. — С.142.
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (в ред. от 18.03.2019 № 34-ФЗ). // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 1202.
[3] Варданян М. Л. Правовой механизм участия иностранных компаний в предпринимательской деятельности на территории России: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2009. — С. 27.
[4] Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019)// Собрание законодательства РФ. — 2003. №10. – С.35.
[5] Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Т. 1. Общая часть: учебник. — М., 2000. – С. 67.
[6] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (в ред. от 18.03.2019 № 34-ФЗ). // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 1202.
[7] Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018, N 23. – С.30.
[8] Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1995 N 7-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996, N 41. – C.12.
[9] Богуславский М.М. Международное частное право. — М.: Юристъ, 2008. – С.81.
[10] Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015, N 1. – С.19.
[11] Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 N 187-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016, N 3. – С.46.
[12] Федосеева Г.Ю. Международное частное право. — М.: Кнорус, 2005. – С.90.
[13] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 433.
[14] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // СЗ РФ. 2002. № 10.
[15] Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002, N 4. – C.26.
[16] Асосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. М.: Статут, 2003 – С.15.