РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

1 июня 1:29

Профессиональный спорт, будучи одной из главных сфер человеческой жизни, так или иначе пересекается с законодательством того или иного государства, где имеет место. Во всём мире, по большому счёту, существует два вида спортивного законодательства со вмешательством и невмешательством в данную сферу государства соответственно.

Так как спорт имеет общественную значимость, очень важен корректный государственный подход к его прогрессу. На сегодняшний день в Российской Федерации придаётся немалое значение нормативному регулированию физической культуры и спорта со стороны государства, правительства, законодательных органов и, конечно, некоммерческих спортивных организаций. В первую очередь стоит сказать о Федеральном Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», подписанном Президентом России 29 апреля 1999 года, законы РФ «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях» 1996 и 1995 годов соответственно[1]. В Федеральном Законе «О физической культуре и спорте в РФ» закреплены правовые, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций[2].

Разумеется к данному списку законодательных актов необходимо отнести и Гражданский кодекс РФ, который по назначению унифицирует правовое регулирование рыночных отношений и обеспечивает защиту и неприкосновенность всех форм собственности и именно в его рамках на сегодняшний день создаётся и развивается множество физкультурно-спортивных организаций в стране. Действующая нормативно-правовая база создаёт целый ряд возможностей для выбора определённой организационно-правовой формы создания спортивной организации, которая в дальнейшем будет иметь целью предоставление населению соответствующих услуг.

Формулировка, прописанная в п. 1 ст. 50 Гражданского Кодекса гласит, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)[3]. В большинстве случаев производителями физкультурно-спортивных услуг являются некоммерческие организации. Такие организации несут поистине общественную пользу, обеспечивая при этом все необходимые условия для здорового досуга, духовного и экономического развития общества.

Министерством юстиции в России было зарегистрировано 197 объединений содействия физкультурно-спортивному движению, физкультурно-спортивных объединений и объединений по отдельным видам спорта. Для сравнения можно привести данные по некоторым объединениям с другими уставными целями: политические партии – 96; объединения в социальной сфере – 47; молодежные и детские – 31.

Объединения и организации в данной отрасли имеют свои особенности. В состав руководящих структур общероссийских спортивных объединений избираются граждане России. Производимые в области физической культуры и спорта продукция и услуги подлежат обязательному лицензированию. Для более эффективного содействия юношеским организациям законодательно установлен перечень критериев отнесения к ним определённых некоммерческих организаций. Федеральный закон РФ от 28 июня 1995 года «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений» гласит, что государственная помощь может быть оказана лишь в том случае, если данное объединение имеет статус юридического лица, включает в себя не менее трёх тысяч членов, которым согласно программе финансирования оказываются социальные услуги а также функционирует не менее года (с момента государственной регистрации). Для данного рода объединений существует специализированный реестр.

Так как основным родом деятельности всех некоммерческих организаций является тот, ради которого они создаются, бывают такие, функционирование которых невозможно без соответствующего материального обеспечения. Существует множество внебюджетных форм финансирования некоммерческих организаций в сфере физической культуры и спорта, например, таких, как осуществление предпринимательской деятельности. Да, извлечение прибыли не может быть основной целью некоммерческих организаций, но они имеют право заниматься предпринимательством. Положения гражданского кодекса (ст. 50) обосновывают такой правовой статус некоммерческих организаций, так как предпринимательская деятельность служит достижению их целей. Также, согласно п. 2 статьи 24 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществе на вере в качестве вкладчика[4]. Иными внебюджетными источниками финансирования могут быть добровольные пожертвования граждан (ст. 2 Федерального Закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»), фирмы-спонсоры[5], рекламирующие продукцию посредством тех же спортивных организаций в соответствии с ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ а также налоговые и иные виды льгот, поскольку согласно ст. 36 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отдельные спортсмены и физкультурно-спортивные организации могут в соответствии с законодательством о налогах и сборах освобождаться от налогообложения[6].

Спортивные федерации, как и прочие некоммерческие организации, имеют своё имущество и денежные средства для осуществления поставленных целей. Суть бюджетного и внебюджетного финансирования, согласно статье 8 Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», состоит, как правило, в том, что федеральный орган исполнительной власти а также Олимпийский комитет РФ являются получателями бюджетных средств, и они же в свою очередь, направляют их в физкультурно-спортивные организации или же специализированные учебные заведения (училища олимпийского резерва и пр.)[7].

Продолжая говорить об Олимпийском комитете России, стоит сказать, что государственная поддержка общественных объединений также предусмотрена статьёй 17 Закона «Об общественных объединениях». В случае, если государство не будет оказывать должной поддержки данного рода организациям и Олимпийскому движению в целом, страна может значительно снизить свой спортивный престиж на международной арене, следовательно, роль государства, принимающего все необходимые меры в данной сфере, крайне высока. И в будущем вполне целесообразно появление новых норм правовых актов, в том числе регулирующих деятельность физкультурно-спортивных объединений с участием государства. 

 

Использованные источники:

  1. Воронин С. Правовой статус Олимпийского комитета в России // Теория и практика физической культуры и спорта. 2001. №1.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019).
  3. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 N 135-ФЗ
  4. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях»
  5. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об общественных объединениях»
  6. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе»
  7. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

 

[1] Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об общественных объединениях»

 

[2] Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

 

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)

[4] Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях»

[5] Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе»

[6] Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 N 135-ФЗ

[7] Воронин С. Правовой статус Олимпийского комитета в России // Теория и практика физической культуры и спорта. 2001. №1.