НРАВСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

24 июня 7:21

Конфликт – «столкновение противоположных интересов, взглядов», «серьезное разногласие», «острый спор», в широком смысле означает предельный случай обострения противоречий. Под конфликтом понимают столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп, объединений[1].

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов[1].

Разберем нравственный конфликт на нескольких примерах.

Представим ситуацию, что социолог с небольшим стажем работы проводить Hall-test – опрос покупателей при выходе из магазина A. Опрос заключается в выявлении реакции на магазин во время его посещения. Задача для интервьюера  представляла собой опросить 30 респондентов. Каждая анкета для покупателя была представлена в печатном виде и занимала по времени прохождения  25-30 мин.

После 10 респондента интервьюер чествовал усталость и потерю внимания. При поиске респондента он волновался и переживал: «Может, быть, этот человек спешит и ему некогда проходить столь длительный опрос. Я его настолько сильно задержу, что он будет направлять свое внутренне недовольство на меня».

Перед нами предстает внутриличностный (закрытый) конфликт интервьюера. Пример нравственных терзаний. C одной стороны нужно опросить респондента, с другой стороны интервьюер не желает его задерживать на долгое время. Возникает внутренняя борьба собственных мотивов и общественных установок. Происходит конфликт между моральными чувствами и профессиональной этикой – «Я понимаю, что нужно опросить респондента, но не стоит говорить ему ложь о продолжительности по времени интервью». Тут проявляется непрофессиональность интервьюера и столкновение его с моральными ценностями.

Для интервьюера данный конфликт является психологической внутренней проблемой, которую он воспринимает эмоционально.

Представим следующий пример нравственного конфликта.

Социолог проводить уличный опрос и подходит к группе молодежи в возрасте от 16-25 лет.

Интервьюер случайным образом выбрал в качестве респондента молодого человека в возрасте 20 лет. Он начинает проводить свое исследование с вопросов личного характера при всех присутствовавших. Респонденту становится неловко в данной ситуации,  ответы на вопросы получаются неуверенными, недосказанными и ошибочными. На полученные ответы от респондента, также повлияло вмешательство со стороны компании входе опроса.

В данной ситуации возникает внутриличностный конфликт у респондента. В ходе беседы с интервьюером для  опрашиваемого место и обстановка была некомфортна. Социолог должен был либо не подходит к данной целевой аудитории, либо вежливо попросить отойти от компании на время проведения опроса. Если бы изначально социолог уделил особое внимание к требованиям опроса на улице, то  не оказался бы  респондент  в неловком положении перед своей компанией. А для интервьюера данные, полученные в ходе опроса, были правдивые и достоверные. У респондента в данной ситуации возникает нравственный выбор либо говорить правду, и тогда со стороны компании будут насмешки и недоброжелательное отношение, либо давать ложные ответы, что повлияет на недостоверность информации.

 Интервьюер в данной ситуации не подумал о моральных принципах респондента, он нарушил этический кодек Российского общества социологов о «конфиденциальности и анонимности опрашиваемого»[2].

Разберем третий пример. Социолог проводить исследование в медицинском учреждение  на острую  тему: «Отношение мужчин и женщин к гомосексуалистам».

Пациенты (в основном в пожилом возрасте) городской поликлиники отказываются проходить опрос, негативно комментируя на каждое высказывание интервьюера. Об этом инциденте узнает главный врач больницы. В данной ситуации происходит внешний нравственный конфликт между интервьюером и пациентами, и  медицинским работником.

Интервьюер при выборе места для своего исследования не принял во внимание  моральные ценности, нормы и правила, которые предусматривает данное медицинское учреждение .

Респондентам были заданы вопросы ущемляющих достоинство личности, а также их интересы. В результате не соблюдение этических норм (не уважение к моральным установкам пациентов), нарушение профессиональной компетентности, и произошел нравственный конфликт между интервьюером и респондентами.

Если рассматривать конфликт между социологом и врачом, можно выявить нравственный межличностный конфликт.

Перед тем как опрашивать, исследователю, изначально, нужно было согласовать выбранную тему анкетного опроса с руководством поликлиники. Социолог нарушил правила профессиональной деятельности, а именно некорректно подошел к исследованию на конкретном этапе (выбор исследовательского поля), проигнорировал общечеловеческие моральные нормы, не был толерантен с медицинским работником и пациентами.

Чтобы избежать такого рода  конфликта, социолог должен был изначально в рамках медицинского учреждения не проводить данное исследование, тем самым не нарушил моральные нормы и ценности пациентов, а также медицинского работника.

Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать, к какому виду конфликтов он относится[1].

Список использованных источников:

  1. Нравственные конфликты и способы их разрешения [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-reading.club/chapter.php/73790/67/Kuznecov_-_Nastol%27naya_kniga_praktikuyushchego_pedagoga.html (дата обращения: 28.10.19).
  2. Российское общество социологов [Электронный ресурс]. URL:http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=84 (дата обращения 25.10.10).