СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

11 сентября 3:48

Обучение персонала — неотъемлемая часть HR-менеджмента. Высокая скорость развития научно-технического прогресса является основополагающим фактором, необходимым для подготовки персонала. Быстрое развитие научно-технического прогресса сказывается на скорости устаревания профессиональных умений, навыков и знаний персонала организаций. Важная составляющая успеха любой организации — профессионализм ее сотрудников. В свою очередь профессионализм сотрудников, прежде всего, зависит от грамотно созданной системы обучения персонала, которая должна учитывать не только интересы организации, но и интересы и пожелания ее сотрудников [1,2].

Анализ учебных материалов, методических пособий, а также выпускных квалификационных работ по теме обучения персонала, показал, что в подавляющем количестве случаев проанализированный материал затрагивает тематику обучения педагогического состава и о развитии уже сформированной системы профессионального обучения педагогов. При всем при том, что теория изложенная в них содержит методы, средства и способы обучения, которые подходят для персоналу большинства организаций, обучение педагогического состава имеет ряд своих особенности, которые важно учитывать для правильного развития современной системы обучения педагогического состава в высших учебных заведений. Принимая во внимания вышесказанное, представление рекомендаций по обучению педагогов различного уровня образования — актуальный вопрос в сфере управления персоналом в высших учебных заведениях.

Специфика повышения уровня подготовки педагогического состава, особенность построения системы обучения педагогического состава, политика обучения во многом определяется на федеральном уровне. Основными законами и другими нормативными документами являются:

  1. Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС);
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № АК-1261/06;
  5. Совместное письмо Министерства образования и науки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование».

Приведённый выше список законов и нормативных документов описывает методы обучения педагогического состава и повышение квалификации педагогов. Отметим, что повышение квалификации педагогов — их обязанность.

Перед представлением рекомендаций по развитию системы профессионального обучения педагогов следует рассмотреть наиболее существенные отличительные черты обучения педагогов, а также определить проблемные моменты в уже существующей системе профессионального обучения.

Проведя анализ системы обучения педагогического персонала нескольких высших учебных заведений России, а также рассмотрев специфику профессии и сферу деятельности, определены основные особенности построения системы профессионального обучения педагогического персонала.

В большинстве случаев система профессионального обучения педагогических работников высших учебных заведений содержит следующие методы обучения персонала:

а) активные методы

  • копирование. Чаще всего данный метод используется для молодых педагогов, а также в случае назначения на другую должность;
  • наставничество. Данный метод так же как и копирование используется для молодых педагогических работников или в случае назначения на другую должность;
  • тренинги. Тренинги часто организует не сама организация, где работает педагог, а сторонние организации (например, департамент образования, центры непрерывного образования и т.п.).

б) пассивные методы

  • фронтальное занятие. Данный метод используется чаще всего в виде лекций по причине малой финансовой затраты;
  • практическое занятие. Данный метод используется чаще всего для обучения педагогов естественно-математических и инженерных дисциплин. Практические занятия проводятся на сторонних предприятиях или организациях;
  • дистанционное обучение. Обучения проходит на площадках, создаваемых самой учебной организацией, или посредством использования системы управления курсами (например, Moodle), на которую загружаются задания, и которая позволяет автоматически проверить усвоение курса посредством сдачи зачета.

Существующие системы профессионального обучения педагогического персонала в большинстве случаев направлены использование методов с отрывом от производства. То есть обучение проходит вне той организации, в которой работает педагог. Данный факт не является минусом системы, однако использование только лишь методов такого типа влечет за собой частые отлучения от учебного процесса.

Многие учебные заведения вообще включают в план системы обучения педагогов только те моменты, которые учтены в плане непрерывного обучения педагога. Таким образом оказывается, что система профессионального обучения и непрерывное обучение понимаются как одно и тоже, что является неверным.

Анализ существующих систем обучения педагогического персонала позволил определить рекомендации, которые не только усовершенствуют систему обучения, но и сделают её более доступной и результативной. Рекомендации представлены в таблице 1 «Рекомендации по усовершенствованию системы профессионального обучения педагогического персонала».

Таблица 1. Рекомендации по усовершенствованию системы профессионального обучения педагогического персонала

п/п

Рекомендация

Описание

1

Система профессионального обучения педагогов должна быть уникальной

Не следует использовать систему других учебных заведений. Система должна создаваться для каждого конкретного заведения с учетом его специфики и направленности.

2

Система должна учитывать различные направления деятельности.

Необходимо систему обучения строить таким образом, чтобы она учитывала различные направления деятельности всех педагогических работников (техническое направление, естественно-математическое, гуманитарное и т.п.). Данный момент можно добиться путем составления программы обучения (или её частей) отдельно для каждого направления деятельности (кафедр).

3

Использование дистанционного обучения

В связи со всеобщим развитием интернета желательно использовать его возможности в плане дистанционного обучения. При этом будет положительным в плане обучения указывать конкретный перечень тех ресурсов и онлайн-площадок, на которых работник сможет пройти обучение. Естественно необходимо, чтобы прохождение всех представленных курсов подтверждалось сертификатом или дипломом. Среди ресурсов и онлайн-площадок для дистанционного обучения педагогом можно выделить следующие:

1.                 Онлайн-площадка «Фоксфорд» [3];

2.                 Курсы повышения квалификации на онлайн-площадке «Педобучение.РФ. Профильные курсы» [4];

3.                 Онлайн центр дополнительного профессионального образования «Экстерн» [5].

4

Использование межпредметных занятий

В план программы по совершенствованию системы профессионального обучения должны входить задания по подготовке и проведению межпредметных занятий (преподавателями разных дисциплин проводится совместное занятие с составлением плана-конспекта и т.д.).

5

Подготовка и выпуск учебной и методической литературы

Педагоги должны разрабатывать и выпускать учебную и методическую литературу. При этом данные материалы должны использоваться в учебном процессе.

6

Поиск и организация учебной и производственной практики

Одним из этапов в обучении педагогического персонала должен быть этап поиска и организации прохождения учебной и производственной практики студентами. Поиск мест практики самим педагогом позволяет подобрать наиболее подходящие места с учетом квалификации студентов и ситуации на рынке по направлению деятельности.

7

Курс психологической подготовки

В план обучения педагога должны входить курсы психологической поддержки учебного процесса.

8

Программа обучения должна повышать профессиональное мастерство педагога

Содержание программы должно повышать профессиональное мастерство педагога как в психолого-педагогическом плане, так и в профессиональном плане. Таким образом, программа должна изменяться после окончания её планового действия.

9

Непрерывное обучение на протяжении учебного года

План обучения должен быть равномерно распределен на весь учебный год с указанием конкретных дан начала и конца выполнения каждого отдельного пункта. Это позволит как разгрузить педагога от большого количества выполняемой работы, так и поставит конкретные рамки выполнения заданий.

10

Стимулирование

Образовательная организация должна поддерживать обучение персонала в финансовом плане. Так все курсы должны оплачиваться организацией, затраты на проезд и печать учебной литературы и методического материала должны быть компенсированы. Важным моментом является составление рейтинга выполнения плана каждым педагогом, что является дополнительным стимулом в прохождении обучения. Педагогам, находящимся вверху рейтингового списка желательно выплачивать премии или давать дополнительные выходные дни.

11

Доступность и ясность программы обучения

Программа обучения должна быть доступна, т.е. педагог должен иметь возможность в любой момент посмотреть программу (целесообразно размещать её на сайте учебного заведения). Содержание требований программы должно соответствовать занимаемой должности, а также целям и задачам учебной организации. Все пункты программы должны быть доступными и не вызывать сложности в выполнении (например, не должно быть заданий, требующих от педагога высококвалифицированных знаний в научной области не его деятельности).

Таким образом, при совершенствовании системы профессионального обучения педагогического персонала можно воспользоваться предложенными рекомендациями. Сама система обучения должна функционировать без негативного влияния на учебный процесс и не отнимать много времени у педагогов. При этом программа должна иметь положительный аспект в плане профессионального обучения педагога. Необходимость к совершенствованию системы и её изменению можно проверять путем анкетирования педагогов.

Список литературы

  1. Бухалков, М.И. Управление персоналом: учебник / М.И. Бухалков. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 400 с.
  2. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.
  3. Онлайн-школа Фоксфорд. Интернет ресурс. URL: https://foxford.ru (Дата доступа: 15.10.2019)
  4. Педобучение.РФ. Профильные курсы. Интернет ресурс. URL: https://xn--90afccar8afg8b5b.xn--p1ai/ (Дата доступа: 15.10.2019)
  5. Экстерн. центр дополнительного профессионального образования. Интернет ресурс. URL: https://xtern.ru/courses (Дата доступа: 15.10.2019)