Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе. Самооценка имеет огромное значение в юношеском возрасте, так как она включает в себя: умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и, в соответствии с этим, самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи.
Согласно психологическому словарю, самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
С.Л.Рубинштейн пишет, что проблема психологического изучения личности завершается раскрытием её самосознания . Он считал, что развитие самосознания проходит ряд ступеней: от наивного неведения в отношении самого себя до всё более углублённого самопознания, соединяющегося затем со всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой. С.Л. Рубинштейн высказал суждение о трёхкомпонентной структуре самосознания: переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого.
А.Г. Спиркин, анализируя особенности самосознания и самооценки, фактически отождествляет эти явления: «…сама сущность сознания выражается в оценке человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, в целостной оценке самого себя и своего места в жизни» [2]
По И.С.Кону, самооценки — это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного аспекта «Я».
Как справедливо пишет Л.В.Бороздина, в современной психологии проблема самооценки является одной на наиболее разрабатываемых. Однако ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения понятия самооценки.[1]
Таким образом, можно утверждать, что в общем случае, самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. То есть, самооценка личности заключается в умении оценивать свои силы и возможности, относиться к себе критически. Она составляет основу тех задач, на выполнение которых человек считает себя способным. Самооценка является неотъемлемой частью управления поведенческими реакциями
В научной литературе в хронологических границах юности чаще всего выделяется ранняя юность (от 15 до 18 лет) и поздняя юность (от 18 до 23 лет). Рассматривается также юность как период, состоящий из трех фаз:
фаза: 13-16. В этом возрасте личностью решаются опросы, требующие решения на индивидуально-личностном уровне взаимоотношение с противоположным полом; на социальном уровне выбор профессии.
фаза: 17-22. В этом возрасте на индивидуально-личностном уровне происходит поиск постоянного партнера и создание семьи; на социальном уровне — обучение по выбранной профессии, осваивание начальных профессиональных навыков.
фаза: 23-29. На индивидуально-личностном уровне продолжается процесс развития семейных отношений, к которому добавляется осваивание новой социальной роли — родителя; на социальном этапе начало профессиональной деятельности, совершенствование профессиональных навыков.[3]
Детальное исследование юношеского возрастного периода в научной литературе обнаруживает наиболее интенсивное интеллектуальное, нравственное и коммуникабельное развитие у молодых людей путем целенаправленного педагогического воздействия, социальной среды и, преимущественно, процессами самовоспитания, самосовершенствования самой личности.
Одной из самых важных социально-психологических характеристик личности в юношеском возрасте является ее самооценка. Значительную роль в формировании самооценки в юношеском возрасте играют оценки окружающих личность и достижения индивида.
Практически все психологи указывают на юношеский возраст как на критический период формирования самооценки и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста.
В юношеском возрасте формирование адекватной самооценки — одна из важнейших задач, так как обе крайности — и заниженная, и завышенная самооценка — ведут к серьезным внутренним и межличностным конфликтам. Наличие этих конфликтов объясняется тем, что самоуважение, самопринятие и социальная адаптация тесно взаимосвязаны. Так высокая самооценка — свидетельство того, что человек уважает себя, положительно относится к себе, низкая — неудовлетворенности собой, отрицательной оценки собственной личности.[4]
Таким образом, если молодой человек глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидеть других, но если он испытывает к себе уважение и доверие, то будет так же доверять другим и уважать их.
Для исследования уровня самооценки и личностных характеристик испытуемых использовалась методика: опросник Г. Айзенка, состоящий из 40 вопросов, по которому оценивался уровень тревожности
Методика проводились в университете на студентах, обучающиеся на третьем курсе в Марийском государственном университете. Все испытуемые участвовали в экспериментах добровольно. Общий массив контингента исследованных студентов составил 28 человек.
Студентам необходимо было ответить на вопросы по методике «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) — «Тревожность, фрустрованность, агрессивность, ригидность
50 % студентов обнаружен низкий уровень тревожности. К этому уровню относятся студенты, которые не чувствуют напряжения или нервозности. Было также обнаружено, что 40 % соответственно студентов имеют средний уровень, а 10 % студентов — высокий уровень тревожности. Эти студенты характеризуются наличием субъективно переживаемых эмоций в процессе обучения. В 55 % студентов выявлен низкий уровень фрустрации. Эти студенты, имеющие высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боятся трудностей. У 40 % студентов соответственно был выявлен средний, а у 5 % студентов — высокий уровень фрустрации. Они имеют низкую самооценку, стремятся избегать трудностей и боятся неудач. Для 40 % опрошенных соответственно характерным является низкий уровень агрессивности. Эти студенты довольно спокойно и взвешенно воспринимают учебный процесс. Вместе с этим, в 50 % студентов выявлен средний уровень, а у 10 % студентов — высокий уровень агрессивности. Эти студенты испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии с другими людьми, в том числе с преподавателями, а также внутри студенческого коллектива.
У 7 % студентов доминирует высокий уровень ригидности . Для них характерна неизменность поведения, взглядов и убеждений, даже если они расходятся и не совпадают с реальными обстоятельствами жизни. Вместе с этим, соответственно для 14 % студентов соответственно характерен низкий уровень ригидности, а для 79 %- средний уровень по этому признаку. Это указывает в целом на низкий уровень проявления этого состояния у студентов во время их учебы в высшем учебном заведении.
Вывод
Отличительной особенностью юношеского возраста является наиболее интенсивное интеллектуальное развитие, выраженное в активности мыслительных познавательных механизмов. В этом возрасте осуществляется интенсивное коммуникабельное развитие, связанное с повышением общительности, снижением остроты межличностных конфликтов, стремлением к обмену информацией, к пониманию, сочувствию, помощи, добрым отношениям, дружескому общению, сдержанности в поведении и др.
Обнаружено, что лица с адекватной самооценкой, характеризуются средним уровнем тревожности, а среди лиц с завышенной самооценкой выявляются также и респонденты с низким и высоким уровнем этого показателя.
Выявлены статистически значимые взаимовлияния между самооценкой и уровнем тревожности, а также выявлены отрицательные корреляционные связи между уровнем самооценки и уровнем тревожности, что свидетельствует о том, что лицам с адекватной самооценкой более характерно проявление тревоги, чем лицам с завышенной самооценкой.
Литература
1.Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие — М.: Флинта, 2010. — 46 с.
2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2012. — 71 с
3.Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Прогресс, 2009. — 49 с.
4.Горобинский М.А. Ветвицкая С.М. Самооценка: особенности ее формирования и значение в жизни человека //Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6