Учитывая необходимость повышения значения малого и среднего предпринимательства в экономике страны был принят национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» со сроком реализации с 15.10 2018 г. до 31.12 2024 г. и объемом средств -481,5 млрд. руб.
Для реализации проекта был определен ряд целей и задач, а именно:
— увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей
до 25 млн чел. к концу 2024 г.;
— увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 32,5% к концу 2024 г.;
— увеличение доли экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта до 10 % к концу 2024 г.
Очевидно, что решение рассматриваемых перпектив заключается в предоставлении лояльных налоговых условий для соответствующих субъектов.
В отличие от иностранных налоговых систем, налоговая система для малого бизнеса в Российской Федерации достаточно фрагментирована из-за существования специальных налоговых режимов.
Одновременно можно отметить и то, что наличие нескольких альтернативных систем налогообложения малого бизнеса создает дополнительные налоговые риски, связанные как с выбором варианта налогообложения, так и с правомерностью его использования.
По данным, представленным на сайте ФНС РФ, количество малых и средних предприятий по данным за 2019 г. составило 5,8 млн., но при этом за последний год несколько сократилось (на 100 тыс.), сократилось и число работников, работающих на этих предприятиях с 16 млн. до 15,4 млн.
Как показывают статистические данные, среди контингента малого и среднего бизнеса преобладают микропредприятия (95,8 %).
Поскольку мы сосредоточимся только на налогообложении малых и средних предприятиях, то следует прежде всего отметить, что так как основной функцией налогов является фискальная функция, то его целью в первую очередь является решение фискальных задач. Задача поддержки малого бизнеса, скорее всего, будет иметь попутное значение.
Следует отметить, что налоговые поступления небольших компаний, работающих в специальных налоговых режимах, в настоящее время относительно невелики. Однако, поскольку налоги в основном относятся к региональным и местным домашним хозяйствам, довольно высокая доля дохода от этого дохода может быть найдена как в региональных домашних хозяйствах. 5,3% налоговых поступлений и в местных домохозяйствах — 11,7%. Конечно, эти цифры варьируются в зависимости от региона.
В настоящее время граждане ЕАЭС имеют те же обязанности и привилегии, что и россияне, опираясь на эксперимент по введению налоговой системы для самозанятых НПД. Нет никаких ограничений по Закону на виды деятельности (виды работ / услуг), выполняемой самозанятыми. Закон не предусматривает, что граждане других стран (за исключением Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана) могут стать самозанятыми независимо от их статуса в России. Следует так же отметить проект основных направлений налоговой политики на 2020 год и на плановый период 2021-22. Предлагается расширить контенгент плательщиков НПД за счет включения граждан СНГ, не являющихся членами ЕАЭС, то есть граждан Молдовы, Таджикистана и Узбекистана.
Очевидно, что доходы от деятельности иностранных граждан в Российской Федерации в региональном бюджете будут значительно сокращены, поскольку режим НПД не предусматривает наличие патентов или подоходного налога. В то же время видно, что профессиональный доход иностранцев в большинстве случаев низок, не превышает в среднем 40 000 рублей в Москве и что они работают как на физических, так и на юридических лиц, то есть сумма налога в месяц очевидно значительно меньше тех сумм, которые уплачиваются в настоящее время.
Представляется, что увеличение доли малого бизнеса в экономике РФ за счет мигрантов, национальным проектом не предусматривается, и в механизмах построения этих режимов есть много общего.
Что касается перехода налогоплательщиков на НПД, то эта перспектива отдалена тем, что пока сфера применения этого режима ограничена только четырьмя регионами (хотя предлагается количество этих регионов расширить по решению органов власти субъектов федерации). А пока поступления этого налога по четырем крупным регионам крайне незначительна – 198 млн рублей за первую половину 2019 г., при этом в местные бюджеты практически не поступило ничего – 12 тыс. руб.
В целом можно сделать вывод о том, что налоговая система РФ в большей степени, чем в большинстве других развитых стран, лояльна по отношению к малому бизнесу и не препятствует ни увеличению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, до 25 млн чел., ни увеличению доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 32,5% к концу 2024 г.
Список литературы:
- Малис Н. И. «Совершенствование элементов налогового механизма – реальный путь повышения доходов» / Финансовый журнал №3 — 2013г.
- Майбуров, И. А. и др. Десятый международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ» / И. А. Майбуров, Ю. Б. Иванов, Ж. И. Лялина//Экономика. Налоги. Право. — 2018. — Т. 11. — № 5. — С. 157-162.
- Механизмы и приоритеты развития малого бизнеса в современной экономической системе России / К. В. Карпенко, З. В. Нагоева, А. Ю. Апикова, М. С. Татарканова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2017. – № 4-2 (27). – С. 78–82