ОСОБЕННОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА

20 июня 9:44

Материнский (семейный) капитал представляет собой меру государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2021 год включительно родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении (усыновлении) второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось).  Коротина Н. Ю. и Рыженкова И. А. рассматривают материнский капитал как составляющую демографической политики государства, как инструмент государственной политики в решении демографических проблем государства [3, с.24]. Назарова О. И. считает, что материнский капитал является мерой социально-экономической защиты детей [4, c. 123].

Можно отметить существенное увеличение размера материнского (семейного) капитала за последние годы. Так, в 2007 году сумма средств материнского (семейного) капитала составляла 250 000 рублей. В 2010 году сумма средств материнского (семейного) капитала была уже 343 378 рублей. Материнский капитал в 2013 году составляет почти 410 000 рублей. В 2014 году он увеличился еще на 20 000 рублей. На 2015 год запланирована индексация на 5,5%, что составит 453 026 рублей. С 1 января 2020 года государство выделяет 616 617 рублей при рождении (усыновлении) второго ребенка или последующих детей семьям, у которых право на получение такого капитала до 1 января 2020 года не возникло. Семьи, где родился (или был усыновлен) первый ребенок, получат по 466 617 рублей. Срок программы продлен до 2026 года.

Целью предоставления материнского капитала является в первую очередь создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Материнский (семейный) капитал можно потратить на образование детей, товары и услуги для детей-инвалидов, будущую (накопительную) пенсию матери, а также на ежемесячные выплаты для семей с доходами ниже прожиточного уровня. Пожалуй, самое частое использование государственной поддержки — улучшение жилищных условий: оплата ипотечного кредита, первоначальный взнос по ипотеке или строительство дома [5, c.143].

В юридической практике обязательство по материнскому капиталу — документ, который оформляется матерью и отцом ребенка при намерении

улучшить условия проживания за счет финансовой поддержки государства. Цель оформления обязательства в том, чтобы защитить права новорожденных на недвижимость.

Существует несколько основных правил для сделок с материнским капиталом.  Во-первых, на материнский капитал допустимо приобрести не любую недвижимость, а только жилье. Полагается улучшать свои жилищные условия, поэтому купить, например, гараж или земельный участок не представляется возможным. Материнский капитал разрешается тратить на квартиру или дом, а также на выплату ипотеки.

Во-вторых, первоначальный взнос не всегда может быть равен материнскому капиталу. Многие банки требуют, чтобы кроме материнского капитала у покупателя были еще и дополнительные деньги на первый взнос — около 10% его размера.

В-третьих, средства материнского капитала нельзя получить наличными — все расчеты осуществляются только безналичным способом [6, c.143].

Оформление квартиры или дома, которые были приобретены с использованием материнского капитала, имеет свои особенности.

В статье 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» указано, что жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. Таким образом, закон требует, чтобы все члены семьи, указанные в сертификате на материнский капитал, получили долю в праве собственности на недвижимость.

Обязательство наделить всех собственностью заверяется у нотариуса, где покупатели пишут соответствующее заявление. Квартира будет находиться в залоге у банка до полного погашения долга. После выплаты кредита все члены семьи получают свою долю квартиры [2, с.223].

Если по какой-либо причине заемщик перестанет делать выплаты по ипотеке, то предмет залога не может просто отойти банку. В случае с материнским капиталом в процесс должны включаться органы опеки и попечительства, чтобы права детей-собственников не были нарушены.

Особый случай, если родители новорожденных не регистрировали брак. Тогда сертификат выдается только на маму и детей. Наделить отца долей не получится, даже если родители впоследствии зарегистрируют брак: учитывается именно та ситуация, которая сложилась на момент рождения второго ребенка и возникновения права на материнский капитал.

Если жилье, приобретенное с помощью материнского капитала, родители решают продать, они обязаны наделить детей собственностью в другой квартире.

Отметим, что в Законе не сказано о конкретных размерах долей. То есть, по сути, эти доли соглашением сторон могут быть определены какими угодно. При этом свобода действий родителей (усыновителей) и иных законных представителей в этом вопросе не ограничена. Практика показывает, что размеры долей бывают и совсем  мизерными. Но теоретически регистратор Росреестра может приостановить регистрацию, а потом и вовсе отказать в ней, если посчитает, что детям выделены неоправданно маленькие доли в недвижимости. Позиция Верховного суда РФ состоит в том, что на средства материнского (семейного) капитала в равной степени имеют право все члены семьи. То есть доли детей должны определяться исходя из следующего: доля материнского капитала в общей стоимости жилья делится на количество членов семьи.

Если исходить из приоритетности соглашения о порядке определения долей, то отсутствие на законодательном уровне нижних пределов вполне может повлечь предоставление детям доли в крайне минимальном размере, что, в свою очередь, может привести к преднамеренному нарушению прав детей.

На наш взгляд, наиболее правильным методом при определении долей в приобретаемом за счет средств материнского (семейного) капитала жилого помещения видится установление лимита доли детей на законодательном уровне либо определение долей всех сособственников как равных. Но учитывая то, что жилье приобретается лишь частично за счет средств материнского (семейного) капитала, то доли в праве собственности на такое жилое помещение должны определяться, исходя из равенства долей родителей и детей только на средства материнского (семейного) капитала.

Представляется правильной формула, которую необходимо закрепить в законодательстве: «доли в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, определяются, исходя из равенства долей родителей и детей только на средства материнского (семейного) капитала, а не на все средства, за счет которых было приобретено жилье».

 

Список использованной литературы:

 

  1. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/
  1. Белова Т.В. К вопросу о приобретении права собственности на жилое помещение, приобретаемое с использованием средств материнского капитала // Бизнес. Образование. Право. 2016. № 4(37). С. 222-227.
  2. Коротина, Н. Ю., Рыженкова И. А. Материнский капитал как инструмент государственной политики в решении демографических проблем в Российской Федерации / Н. Ю. Коротина, И. А. Рыженкова // Челябинский гуманитарий. – Челябинск, 2016. С. 24-27.
  3. Назарова, О. И. Материнский (семейный) капитал как мера социально-экономической защиты детей / О. И. Назарова // Глобальный научный потенциал. Тамбов, 2014.  С. 123-126
  4. Пенькова А.С., Чермит Р.Р., Коваленко Е.А. К вопросу о материнском капитале // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: Сборник статей Международной научно-практической конференции. М.: МГУ, 2017. С. 143-145.
  5. Рыбакова О.С. Развитие законодательства в рамках реализации российской правовой политики в сфере поддержки материнства и семей с детьми // Мониторинг правоприменения. 2018. № 4. С. 37-