ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

23 сентября 2:36

В настоящее время остается актуальной проблема повышения качества обучения населения оказанию первой помощи не только в Казахстане, но и в других странах. В мире растет количество как природных, так и техногенных, социальных ЧС. Например, пожары, наводнения, ДТП и теракты.

Каждый человек должен знать, как и в каких случаях следует применять соответствующие табельные средства, иметь практические навыки по оказанию первой помощи в порядке само- и взаимопомощи. Необходимо обучать население правилам эвакуации, переноски пострадавших, а также  в каком транспортном положении придется эвакуировать и при этом быть готовым к оказанию ему первой помощи. Важно, чтобы оказывающий первую помощь владел хотя бы минимальным количеством эффективных способов ее оказания. Должен быть разработан относительно простой и понятный алгоритм действий при определенном поражении или состоянии пострадавшего в ЧС. С этой целью нужно создать единую методологию подготовки, универсальной материально-технической базы и внедрения компетентностного подхода по принципу «знание–умение–навыки», т.е. в основу подготовки должна быть положена методология симуляционного обучения. Разработанные единые модули обучения позволят проводить обучение и отработку практических навыков оказания первой помощи не только в пунктах постоянного базирования подразделений, но и в ходе тактико-специальных учений и полевых выходов. Приближение к реальным условиям ЧС мирного и военного времени, несомненно, положительно отразится на качестве военно-медицинской подготовки личного состава и специальной подготовки санитаров, санинструкторов и личного состава формирований гражданской защиты. В нашем университете студенты обучаются правилам оказания первой доврачебной помощи на дисциплинах «Первая доврачебная помощь», «Скорая неотложная медицинская помощь», «Охрана труда» и нашей дисциплине «Медицина катастроф». В университете  ЦНПР (центр непрерывного профессионального развития) на кафедрах активно проводит работу по внедрению интерактивных методов обучения. По нашей дисциплине по симуляционному обучению проводятся следующие практические занятия:

1.Организация экстренной медпомощи (ЭМП) населению в ЧС

2.Действия при угрозе террористического акта

3.Средства коллективной и индивидуальной защиты

4.Обучение распознаванию травматических повреждений, особо опасных инфекций, острых заболеваний и оказанию неотложной доврачебной помощи.

Студенты во время занятий организации ЭМП населению в ЧС обучаются на магнитных динамических пособиях. Тема по терроризму проводится в виде ролевой игры в составе малых групп. Коллективные средства защиты изучаются по макетам в малых группах, по противогазам они выполняют норматив времени, учатся пользоваться шприц-тюбиком, подготавливают ответы по каждому препарату из аптечки индивидуальной, при помощи индивидуального перевязочного пакета накладывают окклюзионную повязку, проводят дегазацию кожи рук при заражении капельно-жидким отравляющим веществом из ИПП.

Во время обучения распознаванию травматических повреждений и оказанию неотложной доврачебной помощи студенты проводят ролевую игру, делятся на пострадавших, оказывающих помощь и экспертов. Студенты сами оценивают правильность оказания медпомощи, помогают друг другу с ответами, преподаватель дополняет и корректирует ответы. Цель этих занятий привить студентам навыки оказания первой помощи, для дальнейшего применения их во время профессиональной деятельности.

Необходимо обосновать перечень и тактико-технические характеристики обучающих имитационных моделей, разработать программы и методики обучения, определить контрольные нормативы. По мнению некоторых авторов, симуляционное оборудование должно быть представлено тремя уровнями: визуальным (учебные пособия и фильмы), тактильным (фантомы органов и простейшие имитаторы) и реактивным (тренажеры, оснащенные системой оценки манипуляций). Обучающие программы должны включать общую часть (стандартизация процесса приобретения знаний и умений, необходимых для выполнения мероприятий первой помощи) и специальный раздел (приобретение практических навыков по применению вложений в укладки и комплекты табельных средств). Студенты должны овладеть простейшими диагностическими приемами и мануальными навыками. К диагностическим приемам относятся: обнаружение наружного кровотечения, осмотр полости рта, определение наличия дыхания, кровообращения и сознания, выявление ран, переломов, термических и химических травм и отравлений. Проводимые мануальные навыки включают: вынос раненых из очагов ЧС, освобождение из под завалов, извлечение их из техники и труднодоступных мест, обезболивание с помощью шприц-тюбика, устранение дыхательной недостаточности, очистки полости рта и глотки, наложение повязок, придание оптимального положения телу, проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, остановку наружного кровотечения,  фиксацию шейного отдела позвоночника подручными средствами, иммобилизацию подручными средствами и шинами и т.д.

Кроме перечисленного, студенты должны уметь применять воздуховод и устройство для внутривенного доступа, проводить инфузионную терапию. Все обучающиеся должны также уметь проводить частичную санитарную обработку и фармакологическую защиту организма от поражающих факторов радиации, биологических (бактериологических) средств и АОХВ, используя для этих целей табельные средства и препараты из аптечек, укладок и сумок.

Вывод: по нашему мнению, на сегодняшний день назрела необходимость более широкого внедрения инновационных методов в обучение различных категорий граждан оказанию первой помощи, что будет способствовать, в конечном итоге, минимизации числа жертв в фазе изоляции до начала спасательных работ в крупномасштабных ЧС.

Список литературы:

  1. Механтьева Л.Е. Инновационные методы в обучении студентов кафедры медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности / Механтьева Л.Е., Склярова Т.П., Сапронов Г.И., Петрова А.В.// АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16). С. 89-92.
  2. Некоторые инновационные методы подготовки студентов медицинского вуза для работы в условиях чрезвычайных ситуаций / Т.П. Склярова, Л.Е. Механтьева, Г.И. Сапронов // Сб. науч. тр. по матер. междунар. науч.-практ. конф. Ч. III. 30 июня 2015, М. «Наука и образование в XXI веке» — С. 27-31.
  3. Набродов Г.М. Оптимизация подготовки специалистов к оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС «Современные концепции развития науки»: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (1 августа 2015 г., Уфа) в 2 ч. Ч. 2 — Уфа: АЭТЕРНА, 2015. — С. 133-136.
  4. Элипханов М.У. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в высшей школе /Элипханов М.У., Оказова З.П.// Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24). С. 331-333.
  5. Чикенева И.В., Нурдавлетов Р.Ш. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у об- учающихся при изучении опасных ситуаций техноген- ного характера //Перспективы развития предметной об- ласти «Основы безопасности жизнедеятельности»: сб. статей междунар.науч.-практ. конф. г. Оренбург. 2016. С. 111–119.
  6. Планкин К.В. Воспитание культуры безопасности студенческой молодежи в процессе изучения ОБЖ // Августовские научные чтения: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. г. Смоленск. 2017. С. 41–44.
  7. Суздалева А.М., Лопатина Д.П. Подготовка уча- щихся к безопасному поведению в повседневной жиз- ни в общеобразовательной организации // Перспективы развития предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»: сб. статей междунар.науч.-практ. конф. г. Оренбург. 2016.С. 85–91.
  8. Наников Э.С. Безопасность жизнедеятельности: от личной к общественной // Наука без границ. 2017. № 11. С. 87-90.
  9. Камерилова Г.С., Медникова О.Н., Власова О.А., Костенко Г.А. Электронные презентации в системе средств информационно-коммуникационных техно- логий обучения безопасности жизнедеятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психоло- гия. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 81-84.
  10. Кузьмин П.К. Проблемы преподавания дисци- плины «Безопасность жизнедеятельности» в ВУЗах и пути их решения // Проблемы педагогики. 2017. № 9. С. 93–96.
  11. Ковалева-Кривоносова Т.Л. Формирование в ВУЗе личности риск-ориентированного мышления при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» //Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. г. Уфа. 2017. С. 211–213.
  12. Шомина Е.А. Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – важный аспект обучения врача //Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2017. № 3. С. 740–744.
  13. Ефимова В.М. Оказание первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций в подготовке будущих специалистов/ Ефимова В.М., Скоромная Н.Н., Яцкова Л.П.// Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-2. С. 115-122.
  14. Knowledge and Attitudes Towards First Aid Measures Among Medical Students at Al-Imam Mohammad Ibn Saud Islamic University, Riyadh, Saudi Arabia/ Abdulrahman Alshuwayrikh, Abdulrahman Aljethaily, Faris Alosaimi, Osama Alshaya, Abdullah Alasmari, Mohammed Al-Makhdob, Saleh Alkhonezan, and Salahuddin Khan// Sultan Qaboos Univ Med J. 2018 Nov; 18(4): e507–e512.
  15. The effectiveness of traditional Basic Life Support training and alternative technology-enhanced methods in high schools/ Arif Onan, Sevgi Turan, Melih Elcin, Bulent Erbil and Şule Çınar Bulut// Hong Kong Journal of Emergency Medicine 2019, Vol. 26(1) 44–52.
  16. Training needs for emergency care in organisational settings- ‘from first aid to emergency coordination/ Susanne Schunder-Tatzber, Alexis Descatha, Pascal Cassan// Occup Environ Med 2018; 75(Suppl 2):A1–A650.
  17. Bakke HK, Steinvik T, Angell J, Wisborg T. A nationwide survey of first aid training and encounters in Norway. BMC Emerg Med. 2017;17(1):6. doi: 10.1186/s12873-017-0116-7. [PubMed: 28228110]. [PubMed Central: PMC5322636].
  18. Gavali MY, Khismatrao DS, Gavali YV, Patil KB. Smartphone, the new learning aid amongst medical students. J Clin Diagn Res. 2017;11(5):JC05-8. doi: 10.7860/JCDR/2017/20948.9826. [PubMed: 28658804]. [PubMed Central: PMC5483706].