СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ И СЕЛЕ

5 мая 8:16

В России на 2016/2017 гг. функционировало 41 266 дневных организаций, осуществляющих подготовку по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, из них 24 390 находятся в селе. В процентном соотношении из 100% российских школ, 59% – сельские [1].  Независимо от месторасположения, любая школа – это образовательное учреждение, целью которого является обучение и воспитание подрастающего поколения. Учитывая зачастую удаленность села от крупных культурных центров, можно предположить, что городская школа развивается более интенсивно в отличии от сельской [2].

Поэтому было проведено исследование в Архангельской области с помощью метода полуструктурированного глубинного интервью, в котором опрашивали выпускников сельских и городских школ. Гайд включал несколько тематических блоков с перечнем тем. В исследовании приняли участие 10 респондентов: 5 выпускников сельских школ и 5 городских. Большинство из них закончили школу 3-4 года назад и могут с объективной точки зрения оценить процесс обучения, плюсы и минусы в их образовании и возможности после выпуска.

Выпускники как городских, так и сельских школ считают, что в их школьных знаниях существуют пробелы. Большинство говорят, что они связаны с ленью, незаинтересованностью в предмете или нехваткой времени в связи со сдачей ЕГЭ по другим предметам. К сожалению, практически все выпускники городских школ отметили, что учителя уделяли мало внимания тем ученикам, которые не сдавали ЕГЭ по данному предмету. Ученик не собирающийся сдавать экзамен был обделен вниманием и отсутствием заинтересованности со стороны учителя. ЕГЭ смещает педагогический локус на узкую задачу – подготовить к экзамену, даже если сам предмет предполагает широкое обсуждение, дискуссии, как, например, литература.

Большое значение респонденты придают вовлеченности педагога и его мотивации, педагогическому мастерству. Выпускники отметили, что они занимались хорошо и до сих пор помнят информацию тех уроков, на которых учитель обладал авторитетом, умел и хотел объяснить предмет. Также как в селе, так и в городе отметили «странных» учителей, создававших «свои» правила обучения и применявших «свои» методы образования. Такие учителя могли без оснований гнобить ученика, не сдерживаясь в выражениях. Это не только мешало самому ученику, но и вызывало дискомфорт всего класса, так как это могло происходить в учебное время из-за чего ученики не усваивали материал.

В сельских школах иногда не хватало преподавателей из-за маленького преподавательского состава, так как не многие учителя могут приехать в деревню и жить с предлагаемой там заработной платой. В городе не хватало учителей из-за слишком большой школы, то есть количество учеников превышало охват преподавательского состава. Так можно выявить в целом проблему в России – нехватка квалифицированных специалистов. Однако безусловно, данная проблема более остро стоит именно в сельской местности. Стоит добавить к этому более широкие возможности для компенсации пробелов в знаниях – курсы, репетиторство. На селе такие возможно либо ограничены, либо отсутствуют.

Как в городских, так и в сельских школах выпускники отметили хорошее состояние школы, материально-техническое оснащение. Хорошо обустроенные кабинеты, большой спортивный зал, компьютерный класс и многое другое. Так же указали, что инвентарь мог быть не новый, но в целом хороший, позволяющий заниматься без трудностей.

Важным компонентом обучения является внеурочная работа. Она расширяет кругозор, усиливает межличностные связи, влияет на групповую сплоченность коллектива. Исследование показало, что ученики как из села, так и из города регулярно проводили мероприятия вне школы. Многие ездили в театр, кино или просто устраивали представления на праздники. Но были и такие, кто ничего не знал о мероприятиях, им было не интересно развлекаться с классом, и они никуда не ходили.

На вопрос от чего зависит успех в обучении 9 из 10 респондентов ответили: от желания ученика учиться и желания учителя учить. Мотивация, по мнению участников исследования, является ключевым фактором успешности обучения.

Опрошенные выпускники из села ответили, что никогда не пользовались услугами репетитора, а выпускники городских школ прибегали к услугам для сдачи ЕГЭ. Они довольны приобретенными знаниями, так как на уроках данные моменты учитель не прояснял, но сейчас понимают, что больше нигде они их не используют. Поэтому репетиторы требовались только для ЕГЭ. Что еще раз подтверждается смещение локуса обучения на подготовку к ЕГЭ.

Выпускники отметили, что возможности у городских и сельских школ неравны не в пользу села, причина этого – слабый преподавательский состав. Но, также городские выпускники сказали, что у сельских выпускников уровень образования может быть выше: у сельских учеников в запасе больше времени из-за отсутствия долгого транспортного передвижения по селу и больше свободного времени для подготовки к учебе из-за меньших развлекательных платформ в селе.

Сельские выпускники отметили, что уровень образования у них и у городских выпускников примерно равен. Но городские не согласны с этим. Их мнение основано на информации из СМИ, которые транслируют жизнь в деревне как стереотипную («недалекие люди едут на тракторе доить корову»). А также отметили понятие «конкуренция». В городе ученики понимают, насколько они должны быть лучше, чем их сверстники для поступления или занятия должности. В деревне же люди не могут представить это в полной мере.

Мнения участников о том, насколько успешно они сдали ЕГЭ, разделились поровну, часть довольна итогами, часть нет. Интересный момент в том, что городские выпускники сказали, что если бы они переехали в деревню, то также бы сдали ЕГЭ. Деревенские выпускники сказали, что сдали бы лучше. Городские выпускники, как и сельские не пользовались услугами вузов и онлайн-ресурсов для подготовки к ЕГЭ. 8 из 10 даже не знали о них.

Опрошенные нами городские выпускники поступали в те города, в которых они жили, так как были не готовы к чему-то большему и боялись перемен. Это объясняется и тем, что в выборку попали выпускники, проживающие в месте опроса. Сельские выпускники старались поступить в большие города, некоторые даже в другие страны. Но не получилось у многих из-за количества баллов, недостаточной подготовки.

Также выпускники отметили, что недовольны системой школьного образования. Многие школы вводят по словам выпускников второй обязательный иностранный язык. Ребенку с существующей школьной нагрузкой и так тяжело учиться [3]. Так же не одобрили экзамены, которые проводят после каждого года обучения. Но некоторые отметили, что стоит изменить подход учителей. Именно от учителя зависит заинтересуется ли предметом ученик, сможет ли выучить и применить на практике.

Так же выпускники отметили рост количества людей, которые зарабатывают без специального образования, например блогеры. Школьники, поколение Z, видя данный образ современного мира и современного человека не хотят получать образование, обесценивая его, надеясь на альтернативные социальные сценарии.

Таким образом подводя итоги исследования следует выделить существующие проблемы в школьном образовании:

1 Школьное обучение нацелено на сдачу ЕГЭ, а не получение знаний в целом;

2 Нехватка квалифицированных специалистов на местах;

3 Низкая информированность школьников городов и сел о возможностях подготовки к экзаменам и приобретения знаний в целом;

4 Увеличение школьной нагрузки при современном подходе преподавателей к обучению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Образование в России – 2017. Статистический бюллетень. – М.: Московский технологический университет, 2017. – 444 с

2 Кузьмин Р.И. Школа в городе и школа на селе, или найдите десять отличий // Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Тамбов. – Т.2. – №4. – 2003. – С. 202-204.

3 Ботникова Е.А. Соматический и психоэмоциональный статус учащихся общеобразовательных школ и гимназий города и села // Ежегодник финно-угорских исследований. Ижевск. – №4. – 2010. – С.110-115.