ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ДВУСТРОННИЙ ПРОЦЕСС ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА

16 ноября 6:56

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы, в настоящее время в педагогической деятельности взаимодействие учителя с учеником станет правильным и продуктивным только тогда, когда между ними будет установлен реальный психологический контакт, будут преодолены разнообразные психологические барьеры, мешающие принятию и пониманию друг друга. Активное одностороннее воздействие педагога на ученика, авторитарная педагогике должна уйти в прошлое, новое педагогическое взаимодействием должно руководствоваться совместной деятельность педагога и учащихся, сотрудничеством, поддержкой, доверием и др.

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, учитель, воспитатель) выступает как наставник, ведущий по жизни, передающий умения и знания подрастающему поколению.

В большом толковом психологическом словаре понятие «взаимодействие» рассматривается как взаимное воздействие или влияние. В социальном взаимодействии поведение одного выступает стимулом поведения другого и наоборот [5].

В словаре «психология» под взаимодействием понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь [22,с.51].

Выберем наиболее созвучные нашему пониманию из многочисленных толкований понятия взаимодействия. К их числу относится следующее определение: взаимодействие социальное – это такое общение, по крайней мере, двух лиц, в котором достигаются общность в понимании ситуации, смысла действий и определенная степень солидарности или согласия между ними [12, с.28].

Термин «взаимодействие» широко применяется в педагогическом лексиконе. Это сложное слово, состоящее из двух частей: первая часть слова «взаимо-» имеет, в соответствии со словарем С.И. Ожегова, значение чего-то общего, касающегося обеих действующих сторон. Вторая — «действие»- обозначает «проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также саму силу, деятельность, функционирование чего-нибудь», либо «результат проявления деятельности чего-нибудь», либо «поступки, поведение». Таким образом, «взаимодействие» — это «взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка» [20,с. 924].

Люди выстраивают коммуникации, контактируют с партнерами по процессу общения, участвуя в совместной деятельности, и взаимодействуя друг с другом.

Взаимодействие может быть прямым, непосредственным, когда прямой контакт между субъектами, или косвенным, опосредованным через какие-либо предметы, действия, обмен информацией, других людей. Сегодня актуальным является личностно-ориентированное взаимодействие «педагог-воспитанник», которое предполагает признание личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе. Ученик, воспитанник — основной субъект образовательно-воспитательного процесса. Цель «личностно-ориентированного педагогического взаимодействия» педагога с воспитанником — создание благоприятных условий, содействие в его личностном развитии, формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении. Базой для формирования способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации, самоорганизации личности является физическое и психическое здоровье, нравственность и способности, что определяет содержание личностно-ориентированного взаимодействия педагога с учащимися.[27,с.15]

По определению В. А. Петровского «В процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимодействий с другими людьми». Взаимодействие он рассматривает как универсальную форму изменения состояния объектов. Поэтому, содержанием любого взаимодействия является связь, обмен (действиями, предметами, информацией и т. д.) и взаимное влияние субъектов друг на друга [22].

Понятие «коммуникация» указывает на наличие различных связей между людьми — от взгляда до текста сообщения. Человека называют коммуникативным, если он умеет выстраивать подобные связи. Коммуникация в общении предполагает, что в процессе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными чувствами, идеями, интересами, настроениями и т.д. В ходе человеческой коммуникации информация не просто передается, но и трансформируется, развивается, уточняется [14].

Общение, как форма взаимодействия имеет уровневую структуру. Под уровнями общения понимают «определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимодействия [17,с.99]

Непосредственное и опосредованное влияние субъектов друг на друга, участвующих в деятельности, подразумевающей коммуникативное, перцептивное, интерактивное общение, в ходе которого возникают межличностные взаимоотношения — этот процесс и называется взаимодействием.

«Общение охватывает категорию реально существующих отношений, а именно отношений субъект-субъект (ы)» [18, с. 38]. Общение — объективный процесс взаимодействия людей, которых могут связывать самые различные субъективные отношения. Вынуждает к общению совместная жизнедеятельность. Общение реализуется как при положительном отношении его участников друг к другу, так и при отрицательном, а так же, в случае полного безразличия друг к другу. Конечно, характер отношений влияет на процесс общения, но оно осуществляется даже тогда, когда отношения обострены [18, с. 91]. То есть, понятие «отношения» отражает внутреннюю сторону субъективных отношений, а понятие «общение» — их внешнюю сторону [77, с. 14].

Характер межличностных отношений детерминирует уровень межличностного общения. Характер отношений определяет целый ряд составляющих:

— желание или нежелание партнеров вступать в контакт,

— симпатии или антипатии партнеров, в том числе и взаимные,

— активная или пассивная позиции в общении.

Педагогическое взаимодействие занимает особое место в ряду других видов взаимодействий. Многие исследователи определяют его, как педагогическое общение, или педагогическое сотрудничество. Рассмотрим особенности этих трактовок.

Началом социальной жизни человека является сотрудничество, которое лежит в основе педагогического взаимодействия считают И.А.Зимняя, Т.А. Рунова, Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспирова, Ш.А.Амонашвили, А.С. Белкин и др. Способностью к сотрудничеству — это совокупные свойства личности, обеспечивающие в совместной деятельности взаимопонимание между людьми. Эта способность проявляется в умении взаимодействовать с другими людьми ради конструктивных отношений и достижения обоюдовыгодных целей.

Сотрудничество рассматривается в педагогических исследованиях в сложном единстве трех аспектов:

а) Основанной на взаимопонимании и взаимоуважении форме перцептивной взаимосвязи;

б) Организации совместной деятельности, способом, предусматривающим организованность, активность и самостоятельность;

в) Видах взаимодействия, когда совместный труд основывается на взаимопомощи.

Проанализировав многочисленные источники, можно сделать вывод, что любое сотрудничество является формой взаимодействия. Но, при этом, далеко не всякое взаимодействие является сотрудничеством.

Ряд психологов, например, И.А. Зимняя рассматривает педагогическое взаимодействие, как, учебное сотрудничество — то есть, многостороннее взаимодействие внутри группы учеников и взаимодействие учителя с этой группой. Сотрудничество как совместная деятельность взаимодействующих субъектов характеризуется: 1) соприсутствием в одном времени и пространстве, 2) едиными целями 3) организацией и управлением деятельностью, 4) разделением действий, операций, функций, 5) наличием позитивных межличностных отношений [7, с. 407]. Психолог Т.А. Рунова определяет учебное сотрудничество как особую форму учебного взаимодействия учеников с учителем и учеников друг с другом. Эту форму характеризуют обмен информацией, диалоги, личностная инициатива детей, положительная реакция на индивидуальные особенности участников взаимодействия.

Так Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспирова полагают, что сотрудничество в обучении — это совместная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентирующаяся на достижение осознанных, личностно-значимых целей. [10].

Многие исследователи, в том числе Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, В.И. Журавлев, Е.Н.Ильин [1,3,6,8], описывая этот тип педагогического взаимодействия, выделяют ряд его отличительных особенностей. Это понимание единства целей; общие интересы участников процесса; примерное равенство сил и позиций; принятие ученика таким, какой он есть; четкое разграничение функций между взаимодействующими сторонами. К основным методам взаимодействия относятся обмен мыслями (рекомендации, советы) и обмен силами (взаимопомощь, кооперация усилий). Сплачивающий тип отношений: уважение, доверие, симпатия, привязанность и др.

Следовательно, педагогическое сотрудничество обладает сплачивающим характером деятельности. Оно носит более близкий, доверительно-располагающий тип взаимодействия, при котором успех каждого из участников процесса в системе учитель-ученик ведет к успешному результату в совместной деятельности.

Другие исследователи такие, как А.А. Леонтьев, В.А.Кан-Калик, Паринова Г.К и др. придерживаются иной точки зрения на педагогическое взаимодействие и считают, что в его основе лежит общение.

«Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива»[15]. Профессионально-педагогическое общение В.А. Кан-Калик рассматривает как «систему (приемов и навыки) органического социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств» [9, с132].

Г.К. Паринова понимает педагогическое общение, как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего саморазвитию личности» [21,с.24] Взаимодействие она рассматривает с трех сторон: интерактивной, перцептивной и коммуникативной. На их основе можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога:

  1. владение межличностными коммуникациями;
  2. умение воспринимать и понимать друг друга;
  3. владение приемами межличностного взаимодействия.

Умения межличностной коммуникации включают в себя:

— навык доходчиво доносить учебную информацию;

— умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;

— способность организовать и поддержать педагогический диалог;

— умение внимательно слушать ученика.

Не секрет, что при отсутствии коммуникативных способностей часто возникает коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между участниками общеобразовательного процесса.

В процессе педагогического общения очень важным является использование различных форм поощрения учащихся. Это необходимо для установления коммуникации, и для усвоения учебного материал.

Среди группы перцептивных умений хотелось бы отметить, что особое значение имеют:

— умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия;

— распознание скрытых мотивов и форм психологической защиты учащегося;

— Способность понимать эмоциональное состояние учащегося.

В третьей же группе коммуникативных умений, а именно в межличностном взаимодействии педагога и учащегося важными являются такие психологические механизмы как: стереотипизация, проецирование; идентификация; децентрация; эмпатия.

Но в контексте нашего исследования мы также рассмотрим, как раскрывают понятие «педагогическое взаимодействие» Ларионова И.А., Сороколетова Е.Н., Федотова Е.Л., Никитина Е.А., Белухина Д.А. и др..

«Взаимодействие, организованное, как социально и личностно значимое, как коллективное и творческое, способствует гуманизации отношений педагогов и школьников, т.е. формированию отношений взаимной веры в возможности друг друга, признания уникальности каждого, свободы выбора, взаимного уважения, помощи, сопереживания» подчеркивает И.А. Ларионова [13, с.29].

Педагогическое взаимодействие представляется следующими направлениями:

Взаимодействие учеников и педагога. Это особый вид отношений в обществе. Они демократичные (партнерские) по своей сути и обоюдно зависят, как от индивидуальных особенностей детей, так и от личности педагога.

Вместе с тем, все многообразие взаимодействия между учениками и педагогом зависит исключительно от профессионального уровня педагога, его авторитета среди школьников, как руководителя, педагогического такта, стиля преподавания и т.д.

Закономерности процесса взаимодействия, которые имеются в нем наряду со свободной природой развития, можно реализовать в педагогической практике на разном уровне.

Она так же отмечает, что базовой «ячейкой» этой деятельности является взаимодействие, которое определяется как процесс деятельного личностного обмена между педагогом и учащимися. При этом, участникам взаимодействия важно обмениваться не только информацией, знаниями, умениями, но и личностными качествами, эмоциональным и коммуникативным опытом, сложившимися взглядами и оценками

«Педагогическое взаимодействие — это социально обусловленный и личностно значимый процесс реализации межличностного и деятельностного контакта школьника и педагога (при направляющей роли последнего), в ходе и результате которого осуществляется целенаправленное, планомерное, прогрессивное и продуктивное саморазвитие ученика и дальнейшее личностное и профессиональное самосовершенствование учителя, а также укрепление их мощности и возвышение отношений» такое определение дает Федотова Е.Л.[26,с.74].

Очень интересно исследование Е.А. Никитиной. Изучая проблемы самореализации школьника в обучении, как способ этой самореализации она рассматривала учебное взаимодействие. При этом учет индивидуально-типологических особенностей школьника в его самореализации вывел Е.А. Никитину на разработку индивидуально — вариативных педагогических моделей взаимодействия «учитель — самореализующийся ученик»: личностной, свободной, активизирующей, развивающей, формирующей с обозначением конкретной целевой направленности каждой [19].

Необходимо отметить, что педагогическое взаимодействие выполняет определенные функции:

а) преобразовательную – в отношении предмета, задач, содержания совместной деятельности, её субъектов, условий взаимодействия;

б) познавательную — в отношении совместно «открываемого» окружающего мира, взаимосвязей между людьми;

в) ценностно – ориентационную — определяющую становление и развитие социокультурных ценностей, установок, основных поведенческих ориентаций у педагога и детей;

г) коммуникативную – являющуюся не только однонаправленным процессом трансляции собственного опыта и смыслов деятельности, сколько двусторонним процессом общения между педагогом и учащимся, между самими школьниками [16].

Д.А. Белухин определяет педагогическое взаимодействие как «взаимосвязанный процесс обмена различного рода воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности», выделяя в нём следующие аспекты:

— общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят выработка единой стратегии взаимодействия, обмен информацией, объективное восприятие и понимание другого человека;

— совместная деятельность — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

Таким образом, педагогическое взаимодействие — это сложный двусторонний процесс, состоящий из динамических, воспитательных и социально-педагогических компонентов прямого и косвенного воздействия субъектов учебного процесса педагога и воспитанника друг на друга, ведущий к формированию познавательной деятельности и развитию личности ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. -М.: Изд-во Дом Шалвы Амонашвили, 1995.-496 с.

2.Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи:Учебно-методическое пособие.-Ярославль:Академия развития:Академия Холдинг, 2003.-224с

3.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя / Мастерство учителя: идеи, советы, предложения. -М.: Просвещение, 1991.-176с.

4.Белухин Д.А.Основы личностно ориентированной педагогики. Курс лекций. Часть 1. –М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-175с.

5.Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности/Б.С.Братусь//Вестн. Моск. ун-та Сер.14. Психология.-1981.-№2.19-26с.

6.Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебн. для вузов.- М.: Рос.пед.агентство, 1995.-183 с.

7.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр.  И перераб.—М.:Логос, 2002.-384с.

8.Ильин Е.Н. Искусство общения.-М.: Педагогика, 1982.-358с

9.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М.: Просвещение, 1987.- 190 с.

10.Коджаспиров Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь.-М.: Академия, 2001.-177с.

11.Коповой А.С. Педагогическое взаимодействие как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников. Диссер.канд.пед.наук-Саратов- 2001.- 131с.

12.Краткий словарь по социологии /под общ. Ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина;Сост.Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова.-М.:Политиздат, 1988.-479с.

13.Ларионова И.А.  Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик // Дис….канд.пед.наук.- Екатеринбург.-1996.-127с.

14.Лебедева Оксана Юрьевна Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в учебном процессе туристского вуза: Дис. канд.пед. наук-М.,2004.- 237с.

15.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М,1979.-248с.

16.Лихачев Б.Т. Педагогика: Уч.пособие.-М.: Юрайт-Издат, 2003.-607с

17.Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. Заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-192с.

18.Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии.-М.: Педагогика, 1981.-185с.

19.Никитина Е.А. Самореализация школьников в учении и практике:Диссер..канд.пед.наук.-М.-2002.-235с.

20.Ожегов С.И. Словарь русского языка:Около 60000 слов и фразиологических выражений / С.И.Ожегов; Под общей ред. Проф. Л.И. Скворцова.-25-е изд., испр.  и доп. –М.: ООО «Изд-во Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2007.- 976 с.

21.Паринова Г.К. Продуктивно-обобщающий подход к совершенствованию педагогического образования.- Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2003.-167с.

22.Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.-М.:Просвещение, 1982.-190с.

23.Психология. Словарь./Под общ. Ред.А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М.:Политиздат, 1990.-494с.

24.Рунова Т.А. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками и учителем в условиях формального и неформального общения: автореферат дис. канд. психол. наук. — Нижний Новгород, 2004.

25.Сороколетова Е.Н. Педагогическое взаимодействие в классах коррекционно-развивающего обучения:Диссер…канд. пед. Наук.- Махачкала- 2008.-160с.

26.Федотова Е.Л. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия.-Иркутск: ИГПУ, 1997.-114с.

27.ЯкиманскаяИ.С. Личностно-ориенти-рованноеобучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000. — 110 с.