ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «НАРОД» НА ПРИМЕРЕ ПРЕАМБУЛ КОНСТИТУЦИЙ НЕКОТОРЫХ ГОСУДАРСТВ

26 октября 11:37

Особое место в системе субъектов конституционно-правовых отношений занимает народ. Понятие «народ» является сложным и многогранным. Так, в политической практике, с одной стороны, этим термином обозначается все население страны, с другой  – оно применяется когда необходимо обозначить антагонизм между элитами и остальной частью общества.

В национальных правовых системах понятие «народ» не имеет однозначной единой концепции, и хотя в целом есть некоторое общее понимание правового содержания этого термина, но каждая страна видит предназначение этого понятия, через призму своих историко-цивилизационных особенностей. Как правило, в национальном праве «народ» относят к особым субъектам конституционного (государственного) права. В количественном разрезе понятие «народ» может объединять как все население страны, так и его часть. В тоже время в большинстве правовых систем «народ» — выходит за рамки понятия «население», поскольку объем первого может включать в себя и содержание понятия «будущие поколения».

Еще более интересным является качественное содержание понятия «народ», а именно вопрос о том, какую функцию выполняет этот субъект в структуре конституционного (государственного и общественного) строя той или иной страны.

В конституциях большинства современных государств сделана попытка включить в понятие «народ» население страны, образующее единую социально-экономическую и политическую общность? часто независимо от деления его на какие-либо национальные общности. Интересно то, что понятие «народ» во многих конституциях – атрибут именно преамбулы основного закона. Поэтому значение этого понятия для различных правовых систем может раскрывается через анализ его содержания именно в том значении, в котором оно применено во вводных статьях основных законов.

Для сравнения представим определения понятия «народ» в преамбулах и вводных статьях конституций некоторых государств и сравним их с российской. Итак, преамбула Конституция Российской Федерации содержит следующие слова: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации»[1].

Статья 3 Конституции указывает, что «многонациональный народ» является источником власти.

Указанные определения приводят нас к некоторым выводам. Во-первых, многонациональность предопределяет «двузначность» этого определения. С одной стороны – народ это некий единый субъект (он обозначен как «многонациональный»), с другой стороны он объединяет в себе равноправные «народы». Причем обратим внимание, что за вторым понятием народ, закреплен определенный набор прав: самоопределение (внутри государства) и равноправие. Во-вторых, народ состоит из поколений. В-третьих, народ – источник власти. Под общим понятием «народ» российская Конституция не указывает ни на один конкретный признак, который позволил бы наделить его каким-либо субъективным правом или обязанностью. Многонациональный народ, в указанных статьях представлен в качестве учреждающей суверенной абстракции, не привязанной ни к населению, ни, тем более, к национальности или религиозной принадлежности. Конституция не приписывает «народу» какого-либо «земного» признака, который бы «материализовал» понятие «народ», позволив привязать к нему какой-либо набор прав или обязанностей. Народ сам по себе источник прав и обязанностей, возлагаемых на прочих субъектов общественных отношений. А формой проявления абстрактного народа (говоря языком Конституции — «выражения») являются выборы или референдум (ч.3 ст. 3).

В таком же чистом виде учреждающей абстракцией «народ» предстает и в Конституции США 1787 года, где в преамбуле указано: «Мы, народ Соединенных Штатов, с целью образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки»[2].

Указанные конституции исходят из однородности понятия «народ». Несмотря на то, что эти государства относятся к федеративным, и понятие народ включает в себя два уровня (народ и образующие его народы), все же в нем нет каких-либо обособленных привилегированных или, наоборот, дискриминируемых элементов.

Несколько по иному трактуется «народ» в преамбуле Конституции Французской Республики:

«Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 года. Исходя из этих принципов, а также из принципа свободного самоопределения народов, Республика предлагает заморским территориям, выражающим желание присоединиться к ней, новые институты, основанные на общем идеале свободы, равенства и братства и призванные служить их демократическому развитию»[3].

Как видим, преамбула французской Конституции проводит разделение народа на условный «континентальный» французский и заморский. Несмотря на декларирование свободы, равенства и братства, в отличие от российской Конституции и Конституции США, Конституция Франции выделяет народ континентальной Франции в качестве народа-учредителя государства, а всех остальных – в качестве присоединившихся. Вместе с тем следует отметить, терминологию Конституции Франции: при упоминании народа, нет ни в одной статье привязки к национальности. Конституция не содержит понятия «француз». Вместо этого применяется понятие французский народ и или французские граждане. Еще одна особенность понимания «народа» в том, что в Основном законе Франции есть попытка представить народ не в качестве какой-то абстракции, а хотя бы в целом связать его с населением. Так, в ст. 2 в качестве принципа Республики указано: «правление народа, народом и для народа». Таким образом, народ не некий абстрактный источник власти, а одновременно и субъект и объект самоуправления. Указание на народ как объект правления связывает его непосредственно с населением. Поэтому у французской конституции у понятия народ более «утилитарное» значение нежели у понятия народ в Конституции РФ или США.

Еще интереснее понятие народ сформулировано в Конституции Германии, в преамбуле которой указано:

«Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевленный стремлением сохранить свое национальное и государственное единство и служить в качестве равноправного члена объединенной Европы всеобщему миру, немецкий народ в землях Баден, Бавария, Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Шлезвиг-Гольштейн, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн, … исходя из своей конституирующей власти, принял настоящий Основной закон Федеративной Республики Германии. Он действовал также от имени тех немцев, которые были лишены возможности участвовать в этом процессе»[4].

Эта преамбула прямо выделяет в понятии «народ» территориальный и национальный компонент. По тексту Конституции используется как понятие «германский гражданин», так и понятие «немец». Согласно ст. 20 Конституции ФРГ «вся государственная власть исходит от народа.  Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательной, исполнительной и судебной власти». Таким образом, Основной закон Германии, также как и во Франции, придает понятию «народ» утилитарное значение. Он, являясь источником государственной власти, вместе с тем не абстрактен, а имеет вполне осязаемые качества: территориальное расположение, национальность. Народ не только источник власти, но и, одновременно, тот, кто ее «осуществляет» путем выборов и т.д. (напомним, в российской Конституции, народ, не «осуществляет» власть, а «выражается» во вне в форме выборов и т.д.).

Своеобразно вопрос наполнения содержанием понятия «народ» решает Конституция Турецкой Республики. Правильнее было бы сказать, что для Конституции Турции понятие «народ» низведено до синонима понятию «население». Понятие «народ» в этой Конституции применяется лишь в одной 31 статье, где указано: «Закон не должен устанавливать ограничения, ограждающие народ от получения информации или формирования идей и мнений через эти средства информации, а также ограничения свободного формирования общественного мнения на иных основаниях, чем указанные в статье». Кроме того, корень «народ» часто применяется в слове «международный», указывая на положение турецкого государства в международной системе отношений и влияние иностранных и международных структур на внутреннее устройство (ст. 15, 16, 42, 69 и др). Таким образом, очевидно, что понятие народ – это не абстракция. Он наделяется конкретным правом: правом на информацию. Народ, в данном случае, означает непосредственно людей, хотя и неопределенный их круг.

Вместе с тем, роль абстрактного источника власти в Конституции Турецкой Республики от понятия «народ» перешла к понятию «турецкая нация. Пространная Преамбула Конституции указывает, что «в соответствии с концепцией национализма, … настоящая Конституция, которая утверждает вечное существование Турецкой нации и Родины, а также неделимое единство Турецкого государства, воплощает:

понимание абсолютного верховенства воли нации и того факта, что суверенитет полностью и безусловно принадлежит Турецкой нации

подтверждение неотъемлемого права каждого турецкого гражданина вести достойную жизнь и развивать свое материальное и духовное благополучие в условиях национальной культуры, цивилизации»[5].

Источником власти является «Турецкая нация». Судя по тому, что в тексте статьи, помимо изредка применяющегося словосочетания «турецкий гражданин», часто применяется слово «турок», в термине «турецкая нация» четко просматривается ярко выраженный национальный фактор. Об этом же недвусмысленно говорит и преамбула, устанавливающая турецкий национализм в качестве принципа построения государства.

Таким образом, анализ основных законов некоторых государств европейского континента и США показывает, какое разнообразное значение может вкладываться в понятие «народ». Несмотря на то, что, в целом, на умозрительном или обывательском уровне понятие «народ» имеет определенное устоявшееся значение, разная «окраска» этого термина в основных правовых источниках приводит к построению своеобразных национальных правовых систем, где «народ» может означать и абсолютную абстракцию, и конкретную общность людей, относящихся к определенным этническим группам, живущих на конкретных территориях, имеющих конкретные названия.

 

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. 25 дек. № 237.
  2. Конституция Соединенных Штатов Америки от 17.09.1787 / Конституции государств (стран) мира. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=168.
  3. Конституция Французской Республики от 04.10.1958 / Конституции государств (стран) мира. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=138.
  4. Конституция Федеративной Республики Германия от 23.05.1949 / Конституции государств (стран) мира. https://worldconstitutions.ru/?p=155.
  5. Конституция Турецкой Республики от 07.11.1982 / Конституции государств (стран) мира. https://worldconstitutions.ru/?p=84.

 

References:

  1. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12.12.1993 // Rossijskaya gazeta. 1993. 25 dek. № 237.
  2. Konstituciya Soedinennyh SHtatov Ameriki ot 17.09.1787 / Konstitucii gosudarstv (stran) mira. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=168.
  3. Konstituciya Francuzskoj Respubliki ot 04.10.1958 / Konstitucii gosudarstv (stran) mira. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=138.
  4. Konstituciya Federativnoj Respubliki Germaniya ot 23.05.1949 / Konstitucii gosudarstv (stran) mira. https://worldconstitutions.ru/?p=155.
  5. Konstituciya Tureckoj Respubliki ot 07.11.1982 / Konstitucii gosudarstv (stran) mira. https://worldconstitutions.ru/?p=84.

 

[1] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. 25 дек. № 237.

[2] Конституция Соединенных Штатов Америки от 17.09.1787 / Конституции государств (стран) мира. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=168 (дата обращения: 24.02.2020).

[3] Конституция Французской Республики от 04.10.1958 / Конституции государств (стран) мира. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=138 (дата обращения: 24.02.2020).

[4] Конституция Федеративной Республики Германия от 23.05.1949 / Конституции государств (стран) мира. https://worldconstitutions.ru/?p=155 (дата обращения: 24.02.2020).

[5] Конституция Турецкой Республики от 07.11.1982 / Конституции государств (стран) мира. https://worldconstitutions.ru/?p=84 (дата обращения: 24.02.2020).