В российском законодательстве существует несколько нормативно-правовых актов, которые регулируют рекламную деятельность. Основным из них является Федеральный закон «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) [1].
Однако, существуют некоторые виды товаров и услуг, возможность рекламы которых содержится в отдельных нормативно-правовых актах. Так, реклама лекарственных средств регулируется не только нормами Закона о рекламе, но и ст. 67 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» [2]. А положения о рекламе химикатов и пестицидов содержатся в Федеральном законе «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» [3].
После крушения социализма и перехода на рыночную экономику в России стала активно развиваться предпринимательская деятельность. Это значит, что возникла конкуренция, и каждый предприниматель желает привлечь как можно больше потребителей. Одним из самых распространенных методов является реклама.
Реклама – это распространение информации о товарах и услугах с целью привлечения как можно большего количества потребителей и продвижения своих услуг и товаров на рынке[4].
Рекламные отношения, также как и другие, включают в себя несколько взаимодействующих субъектов: рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Взаимоотношения между ними регулируются Законом о рекламе, и договорами. Однако самым главным субъектом следует считать потребителя, так как именно для него и создается реклама.
Для того чтобы, реклама пользовалась спросом и была осуществлена в рамках закона, рекламодателям необходимо соблюдать закон и составлять ее с учетом рекомендаций и запретов, например:
— простой язык изложения;
— распространение рекламы на государственном языке, в данном случае, на территории Российской Федерации на русском языке;
— обязательно должен быть указан номер лицензии и орган, который ее выдал;
— если рекламируются товары, которые должны быть сертифицированы, эту информацию необходимо указать;
— запрещается рекламировать товары и услуги, запрещенные законодательством Российской Федерации;
— в рекламе не должно быть агрессии, а также информации, приносящей вред несовершеннолетним.
Существуют определенные требования к рекламе на законодательном уровне в зависимости от видов рекламируемых товаров и услуг.
- Так, рекламе, транслируемой по телевидению или по радио,
необходимо помимо вышеперечисленных рекомендаций, соблюдать временные рамки, т.е. не допускается превышение ролика или объявления дольше установленного времени.
- Для распространения наружной рекламы (плакаты, баннеры, стенды, табло и т.д.) необходимо разрешение органов местного самоуправления, а также договор с собственником, который не возражает против того, чтобы на его собственности размещалась наружная реклама.
Однако не все виды товаров законодательство позволяет рекламировать предпринимателям либо устанавливает рамки. Существуют определенные требования к рекламе товаров, способных нанести вред жизни и здоровью. По телевидению, например, не допускается рекламировать алкоголь и табак. Нарушение этого запрета может привести к положительному отношению несовершеннолетних к курению и употреблению спиртных напитков.
Рекламу, связанную с осуществлением страховых услуг и т.д., также специально регулирует закон. Так, нельзя указывать размеры дивидентов по ценным бумагам и в целом давать гарантии, обещая 100 – процентную эффективность, которую потребитель получит в результате той или иной оказанной услуги.
В ст. 7 Закона о рекламе содержится положение о запрете рекламы отдельных видов товаров и услуг. К ним относятся:
— наркотические и психотропные вещества;
— взрывчатые материалы;
— торговля человеческими органами;
— если нет государственной регистрации на товары, на которые она необходима;
— услуги по искусственному прерыванию беременности и т.д.
Та реклама, которая нарушает все вышеперечисленные требования и ограничения, признается ненадлежащей. Не допускается распространение недобросовестной рекламы, что в наше время пытаются нередко осуществить предприниматели, конкурируя друг с другом [5].
Недобросовестной рекламой является унижение лиц, которые не приобретают рекламируемый товар или не пользуются определенной услугой, умышленный подрыв авторитета конкурентов и т.д.
Помимо вышеперечисленных норм и требований, в рекламе также не должно содержаться никакой информации, нарушающей нормы этики, не соответствующей действительности, то есть заведомо ложной.
Контроль за осуществлением рекламной деятельности, осуществляет ФАС Российской Федерации. И в том случае, если государственным органом выявлено нарушение со стороны рекламодателя и рекламораспространителя, то необходимо осуществить контррекламу, то есть сообщить о том, что реклама была осуществлена ненадлежащим образом.
В том случае, если в результате такой рекламы были задеты и нарушены права иных лиц, последние имеют право в судебном порядке требовать выплату морального ущерба и опровержения информации, содержащейся в рекламе [6].
Подводя итоги исследования, можем сказать о том, что законодательство Российской Федерации на достаточно высоком уровне регулирует рекламную деятельность. Но в данной сфере, как и во всех остальных, есть определенные проблемы. Если официально запрещенные товары и услуги не рекламируются предпринимателями, то это активно делается в подпольных условиях. Поэтому считаем необходимым предложить ужесточить меру ответственности за осуществление незаконной рекламы.
Литература
- Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 20.03.2006. № 12, ст. 1232.
- Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 N 61-ФЗ(ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 19.04.2010. № 16, ст. 1815.
- Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 № 109-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 21.07.1997. № 29, ст. 3510.
- Полукаров В.Л. Производство, размещение и распространении рекламного продукта. М., 2013. – С. 54.
- Минбалев А.В. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб.пособие. М., 2014. – С. 43.
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.
Literature
- Federal Law on Advertising from March 13, 2006 No. 38-Fz (ed. 02.08.2019) / Assembly of Russian legislation. March 20, 2006. 1232.
- Federal Law on the Treatment of Medicines of April 12, 2010 N 61-Fz (ed. 27.12.2019) / Russian Legislative Assembly. April 19, 2010. 1815.
- Federal law on the safe treatment of pesticides and agrochemicals from 19.07.1997 No. 109-Fz (ed. 27.12.2019) / Assembly of Russian legislation. July 21, 1997. 3510.
- V.L. Semikars Manufacturing, Placing and Distributing advertising product. M., 2013. S. 54.
- Minbalev A.V. Legal regulation of advertising activities: Study. Benefit.M., 2014. S. 43.
- «Russian Federation Code on Administrative Offences» of 30.12.2001 No. 195-Fz (ed. 27.12.2019) (with the iz. and add-on, came into force from February 1, 2020) / Assembly of Russian legislation. January 7, 2002. 1.