В связи с нестабильностью и неопределенностью на финансовых рынках нормальной практикой становится использование структурных продуктов (далее – СП), позволяющих более гибко управлять рисками, защитить капитал, а также приносить высокий потенциальный доход [3, с. 51].
Впервые СП были размещены на внутренних биржах США в 1969 г. [2, c. 17]. Пройдя более чем 50-летний путь развития, рынок СП продолжает динамично развиваться в России и за рубежом. СП, как правило, эмитируются банками и инвестиционными компаниями. На западном рынке СП активно разрабатывают и предлагают такие международные банки и инвестиционные дома, как Citigroup Funding Inc., BNP Paribas, Citibank International Plc, UBS AG, Merrill Lynch & Co. Inc., J.P.Morgan International Derivatives Ltd и др. В России наиболее активно вовлечены в создание СП такие крупные банки, как Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, Открытие, ФГ БКС и др.
Зачастую под СП понимается гибрид депозита и производных финансовых инструментов. Многообразие инструментов, входящих в состав СП, не позволяет дать ему единое определение. Тем не менее, обобщая многочисленный набор понятий, можно утверждать, что СП – это сложный финансовый инструмент, базирующийся на комбинировании более простых финансовых инструментов для решения задач, выполнение которых невозможно за счет использования простых финансовых инструментов [4, c. 52].
В основу СП закладывается нужное инвестору соотношение «риск—доходность». Базовая идея при составлении СП заключается в том, что доход, обеспеченный безрисковой частью вложений, должен перекрывать полностью или частично потенциальные убытки по рисковой части инвестиций [5, с. 418].
Финансовые инструменты, используемые для построения СП можно разделить на:
— Инструменты с фиксированной доходностью — отвечают за возврат вложенного капитала (защитная часть).
— Производные финансовые инструменты – отвечают за потенциальную доходность.
За счет производных финансовых инструментов можно обеспечить гибкость СП, т. к. появляется возможность смоделировать практически любую выплату. Именно эта часть СП позволяет при правильном прогнозе получить доходность, превышающую доходность традиционных инструментов.
Главным преимуществом таких комбинаций является возможность определения допустимого уровня риска еще на этапе создания СП.
Выделяют следующие основные виды СП:
— Защитные. Инвестор ожидает рост базового актива и готов не полностью участвовать в росте базового актива с целью 100% защиты капитала.
— Продукты с частичной защитой. Инвестор ожидает определённый процент дохода от роста базового актива и готов отказаться от части прибыли ради полного участия в базовом активе в диапазоне этого роста, при этом хочет защитить инвестиционный капитал.
— Пороговые СП, по которым инвестор получает фиксированный доход до тех пор, пока входящие в состав активы остаются выше или ниже заданного порогового значения. Могут быть как с полной, так и с частичной защитой капитала.
— Интервальные СП, по которым инвестор получает доход, если цены на определенные финансовые активы остаются в заданном диапазоне.
— СП типа «Автоколл». В таких продуктах имеет место быть досрочное погашение и выплата дохода при достижении базовым активом определенного значения.
— Индивидуальные СП, основанные на уникальных запросах клиента [1, c. 153].
Технически невозможно обеспечить полную защиту капитала, полное участие в росте базового актива и отсутствие ограничения по максимальному доходу. Получая защиту от снижения стоимости базового актива, инвестор может только частично участвовать в его росте. Принимая полное участие в росте базового актива, инвестор ограничен в потенциальном доходе. Инвестор может полностью участвовать в росте базового актива и быть неограниченным в потенциальном доходе, но не иметь вообще или иметь только частичную защиту капитала.
Итоговая стоимость продукта состоит из справедливой стоимости «защитной», «деривативной» части и комиссии. Комиссия может значительно ухудшать параметры продукта для потенциального инвестора.
В теории, инвестор способен собрать СП самостоятельно. Для этого необходимо подобрать подходящие финансовые инструменты и составить из них комбинацию, которая будет обеспечивать необходимые характеристики. Однако существует ряд ограничений, которые заметно снизят эффективность самостоятельного финансового инжиниринга:
— Выбор инструментов и ликвидность. На Московской бирже список доступных деривативов недостаточно широк, так что выбор базового актива будет сильно ограничен.
— На американских торговых площадках CBOE и CME выбор производных финансовых инструментов гораздо шире. Однако транзакционные издержки для инвестора из РФ будут велики.
— Частному инвестору с небольшим размером капитала не стоит рассчитывать на выгодные условия на внебиржевом рынке без помощи посредника.
— Необходимо хорошо разбираться в рыночной аналитике, владеть математическим аппаратом, уметь работать с валютными, процентными, кредитными и иными видами рисков.
Таким образом, инвестору имеет смысл присмотреться к готовым решениям, которые предлагают банки и инвестиционные компании. В настоящее время российский рынок СП выходит на новый уровень. Текущая рыночная конъюнктура, в которой центральные банки стимулируют инфляцию и экономический рост путем снижения ключевых ставок, вынуждает инвесторов обращать внимание на покупку СП. Высокая доходность, защита от потерь, а также нарастающая доступность по причине возможности приобретения на бирже под видом биржевых структурных облигаций и структурных облигаций оказывает положительное влияние на спрос на такие СП. При этом доходность сопровождается рисками, которые инвесторы зачастую не учитывают или не понимают. С одной стороны, имеет место быть низкий уровень финансовой грамотности. Инвесторы приобретают СП, не вдаваясь в подробности механики их работы, и, не осознают потенциальные риски. Начинающие инвесторы инвесторы склонны воспринимать высокорисковые СП как консервативные или защитные, что неминуемо ведет к потерям инвестированных денежных средств. Продукты, внутри которых содержится условие выплаты дохода с минимальной вероятностью его реализации воспринимаются как инструменты с высоковероятным или даже гарантированным доходом.
С другой стороны, имеет место быть так называемый «miss selling» финансовыми консультантами, когда инвестору продается продукт, не соответствующий его риск-профилю и ожиданиям от инвестиций в целом. Также существует такое негативное явление, как «miss pricing», когда в погоне за краткосрочной прибылью финансовые советники стараются заработать как можно больше на продаваемых продуктах, «зашивая» внушительную скрытую комиссию, тем самым ухудшая условия продукта для инвестора. Существует и третий негативный сценарий, когда финансовый советник не обладает достаточной квалификацией, необходимой для детального понимания работы СП и не в силах должным образом объяснить принципы и логику работы продукта.
Следует отметить, что в настоящее время структурные облигации без защиты капитала доступны в России только квалифицированным инвесторам. Тем не менее, очевидна необходимость более полного информационного освещения характеристик продуктов со стороны финансовых советников. Рекомендуется создать полноценную инфраструктуру, на базе которой инвестор получит возможность узнать в доступной форме все характеристики продукта, включая потенциальную доходность, риски и сценарии поведения продукта. Помимо этого, финансовые консультанты должны проходить соответствующее обучение и тестирование на предмет понимания продаваемых инвесторам продуктов. В конечном счете, необходимо в качестве регуляторной нормы закрепить уровень максимальных комиссий по каждому виду СП, при этом сохранить привлекательность их конструирования и эмиссии инвестиционными компаниями и банками.
Список литературы:
- Бугулов А.А. Инструменты срочного рынка как основная составляющая структурных продуктов фондового рынка России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2010. № 2 (31). С. 152-156.
- Шляпочник Я., Сорокопуд Г. Новая Культура инвестирования, или структурированные финансовые продукты. М.: Эксмо, 2010. 272 с.
- Янковский Д.И., Гинзбург М.Ю. Структурированные инвестиционные продукты как инструмент управления финансовыми активами частных лиц // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 24 (306). С. 51-64.
- Chorafas D. Wealth Management. Private Banking, Investment Decisions, and Structured Financial Products / Butterworth-Heinemann; 1 edition, 2011.- 352 p.
- Hull J. Options, Futures, and Other Derivatives / Pearson; 10th edition, 2017.- 896 p.