Изложение основного материала. При изображении окружающего мира с определенных программных позиций, сам художник является неким документом времени. То, каким образом художник увидел и отобразил, данную ему действительность, может рассказать зрителю о становлении и развитии философской подоплеки всей эпохи. Это также подтверждают выделенные исследователем С. П. Ломовым принципы художественной деятельности: «принцип единства художественного отражения и выражения (художник изображает реальность, при этом отражая самого себя)», «принцип единства отражения и преображения (изображая реальность, художник преобразует ее по своему предпочтению)» [1, с.140].
Городские коммуникации, как явление, напрямую повлияли и задали вектор развития культуры и философии конца XIX — начала ХХ вв.: бурная урбанизация и индустриализация являлись основными причинами развития культурных и социально-экономических отношений в обществе в целом, а также отношений человека с природой вплоть до настоящего времени [3, с. 69]. Создавая мегаполисы, человек давал им самостоятельную жизнь, и со временем уже не он организовывал эту «вторичную среду», а среда воспитывала новые поколения людей. Город как философское и культурное явление на протяжении веков формировал и обосновывал интерес современных художников к городскому пейзажу.
На первых этапах своего формирования и развития городской пейзаж был лишь одним из мотивов основного жанра пейзажа, однако за период существования в изобразительном искусстве существенным образом обособился от него. На сегодняшний день как для самих художников, так и для большинства зрителей городской пейзаж и пейзаж естественных ландшафтов, являющийся основоположником жанра, имеют мало общего [5, с. 59].
Городской пейзаж – это не отображение природы, это отображение человеческой жизни в самостоятельном, созданном людьми пространстве. Городской пейзаж более связан с населением, чем с природой, которая лишь косвенно участвует в городской жизни. В сельском пейзаже художественные изображения людей могут составить незначительный процент всей картины нежели в городском пейзаже, там непосредственно доминирует человек. Пейзаж города представляется общим портретом современного мира. Он отображает человека и его деятельность, темп жизни, а также то, чем окружает себя современный человек. Это направление исторически документирует значительно больше, чем возможно представить и способны сделать портрет или жанровая картина в отдельности.
П.П. Кончаловский, делясь своим опытом работы над пейзажем, говорил: «Пейзаж, как и все, что я пишу, начинается у меня с зарисовки, иногда даже с нескольких. Когда я вижу интересующий меня кусок природы, я вижу уже и всю вещь, вижу и чувствую, как надо «устроить» пейзаж [4, с.112].
Как правило, начинающий художник, обращаясь к жанру городского пейзажа, первым делом зрительно контактирует с архитектурной формой. Перспектива и светотень, точность выбора моделей среды и выразительность их характера – все это осуществляется параллельно с изучением архитектурной формы и техники пространственного моделирования объектов.
Главной задачей при изображении городского пейзажа для начинающего художника является верное построение перспективного пространства, а именно опора на линейную, центральную и воздушную перспектив, и гармоничная компоновка замкнутой по абрису композиции в формат листа. При перспективном построении необходимо добиться выразительности во фронтальной и угловой композициях видимой формы, точно определить линию горизонта и точки схода. Учитывая наличие изобразительных срезов со всех сторон листа, необходимо отыскать выразительный и соответствующий художественному замыслу ракурс передачи изобразительной формы, а именно точку ее зрительного восприятия, которая облегчает композицию рисунка.
Только после этого можно приступать к предварительному эскизному решению рисунка и прорабатывать отчетливые детали видимой формы: масштабы, ракурсы, характер перспективного решения, принцип тоновой моделировки и обобщения форм. «Целью художников, авторов всех этих пейзажей, отнюдь не было желание просто изобразить тот или иной уголок русской земли. Целью была потребность передать свое чувство жизни» [2, с.154].
В процессе построения городского пейзажа важна строгая последовательность этапов исполнения. Схема пейзажа схожа со схемой построения натюрморта, с учетом дополнений она включает в себя такие этапы как:
– грамотный выбор интересных объектов рисунка связанных со средой, в которую включена архитектура. Этот этап позволяет развить панорамное видение среды, образное мышление, наблюдение и применение законов световоздушной и линейной перспективы в городской натуре;
– создание предварительного эскиза и поиск композиционного решения, понимая принципы условности, обобщения и стилизации образов города, архитектурных и иных элементов пейзажа;
– определение перспектив главных форм и пропорции объектов композиции по соотношению друг к другу;
– уточнения рисунка главных форм и пропорциональных отношений, легкая проработка в тоне с определением основных тональных отношений. Анализ строения и пропорций всех форм на основе окончательного и точно найденного характера всего рисунка;
– дальнейшая детальная светотеневая, тональная моделировка объемов предметов с нахождением рефлексов и полутонов, определение точных тональных соотношений с учетом воздушного освещения в разное время суток;
– насыщение городского пейзажа элементами стаффажа (элементы пейзажа, детали, включение человеческой фигуры в композицию городского пейзажа). Так жене стоит обратить внимание на композиционную работу, основанную на «диалоге» архитектуры и других элементов города;
–подчинение и обобщение деталей рисунка основным архитектурным массам, по средствам выявления общего закона соединения разнородных элементов, а именно окружающей среды и архитектуры в одно целое;
– создание единого художественного образа предмета изображения, который воспринимается сквозь призму изобразительных средств, графических технологий и художественных материалов.
Грамотность исполнения городского пейзажа связана с точной передачей планов и световых характеристик натуры, которые зависят от ее дальности от глаз художника. Определив тональные и пропорциональные отношения, можно приступать за проработку основных масс городского пейзажа, добиваясь единства в композиционном решении.
Вывод: Городской пейзаж – это искусство группирования разнохарактерных объектов окружающего мира в едином выразительном пространственном образе. Городской пейзаж не ограничивается масштабами изображения города, количеством планов или тематикой сюжетов. Человечество создало большое количество проявлений своей жизнедеятельности, в связи с этим город — многогранное явление. Создавая городской пейзаж, художник пытается изучить это явление, принять современность и современного человека, смысл «вторичной среды».
Задачи художественного изображения города использовать навык не только визуального восприятия городской среды, но культурологического и концептуального навыков. Благодаря грамотной поэтапной работе над городским пейзажем внимание начинающего художника переходит от рассеянного способа функционирования в профессионально-ориентированный, он «видит» в городской структуре композицию взаимосвязанную со смысловыми и сюжетными аспектами.
Список литературы:
- Ломов С. П., Инновационные проекты и программы в образовании / С. П. Ломов, – М.: Просвещение, 2013г. –148 с.
- Стасевич В. Н., Картина и действительность. Пособие для учителей. / Н.В. Стасевич,: — М.: Просвещение, 1978. – 155 с.
- Дмитриева Н.А., Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева – М.: Искусство, 1975 г. – 76 с.
- Кончаловский П.П., Все шедевры пейзажа / П.П. Кончаловский, – М.: Просвещение, 2014 г. – 143 с.
- Крымов Н.П., Художник и педагог. Краткая история пейзажа / Н.П. Крымов – М.:Изд-во Академии художеств СССР, 1966 г.– 129 с.
и