Представляет исследовательский интерес вопрос о реализации форм взаимодействия человека и общества в различных гуманитарных науках.
В социологической науке общество представлено в качестве системы взаимодействия индивидуума с другими людьми. При этом социологи определяют, как правило, три основных модели (типа) социального взаимодействия: сотрудничество, соперничество или конкуренция, и конфликт. В аспекте философских знаний о взаимодействии делается упор на том, что один из субъектов взаимодействия является ведущим (с него начинается процесс взаимодействия), а другой субъект – представлен как ведомая или зависимая сторона. В контексте социально-психологических наук взаимодействие, прежде всего, означает организацию совместных (взаимных) действий, направленных на реализацию и достижение общих целей, решения общих задач, стоящих перед людьми.
Наконец, в юридических источниках взаимодействие общественных институтов и правоохранительных органов (ОВД) относят к 1) принципам управления в целом правоохранительной составляющей государства, 2) организационным функциям органов, обеспечивающих правопорядок. Более того юридическая наука признает, что решить государственные задачи по охране правопорядка и противодействию преступности без должного взаимодействия с другими органами управления, власти, общественными институтами, отдельными гражданами просто не представляется возможным. М.А. Яворский закономерно рассматривает взаимодействие с государственными и общественными институтами как неотъемлемую составляющую процесса организации деятельности правоохранительных органов[1].
В связи с этим формы взаимодействия ОВД с представителями общественности в сфере ООП и ООБ могут быть представлены как система совместных, согласованных мероприятий, разработанных ОВД и общественными организациями и подчиненная реализации конечной цели — поддержание правопорядка, стабилизации криминогенной ситуации, снижение уровня преступлений и правонарушений.
До принятия Федерального закона «Об участии граждан в ООП», деятельность граждан по охране правопорядка носила локализованный характер и не имела централизованного «стержня», а реализовывалась и регламентировалась только в некоторых муниципальных образованиях, входящих в отдельные регионы Российской Федерации. Примечательно, что в СССР форм привлечения граждан к ООП было на порядок больше.
Сегодня участие граждан в ООП осуществляется в пяти формах в соответствии с принятым Федеральным законом.
Во-первых, «содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам». Во-вторых, это оказание помощи органам внутренних дел в поиске пропавших без вести лиц. Третья форма — предполагает сотрудничество на внештатной основе с полицией. Четвертая форма — подразумевает непосредственное участие в деятельности общественных структур правоохранительной направленности. Народные дружины — пятая форма.
С.В. Чистельников выделяет два типа взаимодействия ОВД и негосударственных организаций, а именно субординационную и координационную деятельность: при этом в основе субординационного взаимодействия заложены методы императивного характера, а координационное взаимодействие предполагает диспозитивные методы по типу партнерских отношений[2].
Отношения партнерства и взаимопомощи между ОВД и общественностью должны формироваться для решения общих задач. Это может быть и ООП при проведении культурно-массовых мероприятий, или, например, при розыске лиц, совершивших преступления. Действенным партнерские отношения являются и при выявлении правонарушений.
В целом такие партнерские отношения могут быть представлены двумя основными формами. Первая – являет собой обмен информацией. Вторая – заключается в конкретных совместных действиях. Однако, такой подход, стоит признать, не является универсальным и на практике выделяют несколько большее количество форм сотрудничество. Некоторые из них сочетают в себе и обмен значимой информацией, и согласованную общую деятельность.
Объединенная редакция МВД России в своих брошюрах называются такие модели сотрудничества ОВД и общественных объединений, как, например:
1) общественные советы при территориальных ОВД;
2) создание и деятельность рабочих групп, например, в целях проведения различных мероприятий общественной направленности;
3) совместные встречи с представителями религиозных конфессий, этнических и национальных групп;
4) проведение научно-практических мероприятий;
5) организация занятий по различной правовой тематики с различными группами граждан, например, студентами ВУЗов;
6) информационно-пропагандистские мероприятия;
7) юридическая помощь социально уязвимым слоям населения;
8) тематические олимпиады среди учащейся молодежи по проблематике деятельности правоохранительных органов;
9) проведение мероприятий для юных правозащитников (или, наоборот — трудных подростков);
10) проведение конкурсов, соревнований, викторин правоохранительной направленности;
11) повышение эффективных способов коммуникации с гражданами;
12) организация на местах общественных приемных;
13) проведение занятий с представителями общественности;
14) организация шефства над образовательными учреждениями;
15) общественный контроль, например, за осуществлением регистрации обращений граждан, подачей заявлений[3].
Б.О. Любимов предлагает реализовывать такие средства и методы по активизации связей ОВД с общественностью, как пропаганда и информирование общественности о деятельности по ООП[4].
Как отмечает Н.В. Воронцова, посредством взаимодействия с ОВД гражданское общество реализует самостоятельную защиту собственных прав, свобод и законных интересов. Таким образом, граждане осуществляют в пределах и в соответствии с действующим законодательством «общественную» правоохранительную работу[5].
Многообразие этнокультурной и религиозной принадлежности населения России является важным фактором формирования российской государственности, социально-политического и экономического развития нашей страны. В последние годы, большое научное и практическое значение приобрело совершенствование системы организационно-правовых механизмов взаимодействия ОВД с религиозными объединениями. Такое взаимодействие, в частности, направлено на предупреждение правонарушений, совершаемых на почве религиозной нетерпимости, межконфессиональных противоречий.
При этом необходимо отметить, что такое сотрудничество в целом строится на тех же началах, что и организация взаимодействия с другими элементами гражданского общества. Вряд ли кто будет ставить под сомнение утверждение о том, что и религиозные убеждения граждан являются одной из координирующих, объединяющих людей общественных связей. Следовательно — формы взаимодействия ОВД с религиозными объединениями являются частью общего механизма взаимосвязи с общественностью.
Литература
- Воронцова Н.В. Социально-политические аспекты взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением в охране общественного порядка в современной России: автореф. дис. …канд. полит.наук.Уфа, 2007. 22 с.
- Любимов Б.О. Политические аспекты взаимодействия учебных заведений МВД Российской Федерации с общественностью: автореф. дис. … канд. полит. наук. Н. Новгород, 2007. 25 с.
- Направления, формы и методы взаимодействия полиции с общественными организациями и объединениями [Электронный ресурс] // Официальный сайт Объединённойредакция МВД России. — Режим доступа: http://ormvd.ru/pubs/15709/ (дата обращения 29.01.2020)
- Чистельников С.В. Взаимодействие органов внутренних дел и негосударственных правозащитных организаций в процессе обеспечения законности: теоретико-правовой анализ: автореф. … дис. канд. юрид. наук. СПб, 2005. 22 с.
- Яворский М.А. Размышления о дефиниции и содержании взаимодействия органов и учреждений УИС России с государственными и общественными институтами // Вестник Самарского юридического института. 2013. № 1 (9). С. 56-60.
Literatura
- Voroncova N.V. Social’no-politicheskie aspekty vzaimodejstviya organov vnutrennih del s institutami grazhdanskogo obshchestva i naseleniem v ohrane obshchestvennogo poryadka v sovremennoj Ros¬sii: avtoref. dis. …kand. polit.nauk. Ufa, 2007. 22 s.
- Lyubimov B.O. Politicheskie aspekty vzaimodejstviya uchebnyh zavedenij MVD Rossijskoj Federacii s obshchestvennost’yu: avtoref. dis. … kand. polit. nauk. N. Novgorod, 2007. 25 s.
- Napravleniya, formy i metody vzaimodejstviya policii s obshchestvennymi organizaciyami i ob»edineniyami [Elektronnyj resurs] // Oficial’nyj sajt Ob»edinyonnoj redakciya MVD Rossii. — Rezhim dostupa: http://ormvd.ru/pubs/15709/ (data obrashcheniya 29.01.2020)
- Chistel’nikov S.V. Vzaimodejstvie organov vnutrennih del i negosudarstvennyh pravozashchitnyh organizacij v processe obespecheniya zakonnosti: teoretiko-pravovoj analiz: avtoref. … dis. kand. yurid. nauk. SPb, 2005. 22 s.
- Yavorskij M.A. Razmyshleniya o definicii i soderzhanii vzaimodejstviya organov i uchrezhdenij UIS Rossii s gosudarstvennymi i obshchestvennymi institutami // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. 2013. № 1 (9). S. 56-60.
[1] Яворский М.А. Размышления о дефиниции и содержании взаимодействия органов и учреждений уис россии с государственными и общественными институтами // Вестник Самарского юридического института. 2013. № 1 (9). С. 56-60.
[2] Чистельников С.В. Взаимодействие органов внутренних дел и негосударственных правозащитных организаций в процессе обеспечения законности: теоретико-правовой анализ: автореф. … дис. канд. юрид. наук. СПб, 2005. С. 8.
[3] Направления, формы и методы взаимодействия полиции с общественными организациями и объединениями [Электронный ресурс] // Официальный сайт Объединённойредакция МВД России. — Режим доступа: http://ormvd.ru/pubs/15709/ (дата обращения 29.01.2020)
[4] Любимов Б.О. Политические аспекты взаимодействия учебных заведений МВД Российской Федерации с общественностью: автореф. дис. … канд. полит. наук. Н. Новгород, 2007. С. 11.
[5] Воронцова Н.В. Социально-политические аспекты взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением в охране общественного порядка в современной России: автореф. дис. …канд. полит.наук. Уфа, 2007. С. 4.