СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

4 января 9:23

Совершенствование правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, на сегодняшний день, является одним из главных направлений деятельности всей системы таможенных органов Российской Федерации. Связано это, прежде всего, с тем, что интеллектуальная собственность в современном мире является важнейшим показателем не только высокого уровня экономики, но и инновационного потенциала страны на международной арене.

В целях эффективной защиты прав на товарные знаки. полезные модели, промышленные образцы и другие ОИС в 2004 г. Федеральной таможенной службой был создан Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности[1]. Механизм ТРОИС состоит в определенной последовательности действий должностных лиц таможенных органов, которые они выполняют для защиты ОИС при обнаружении контрафактной продукции. Как следствие, включение товаров в ТРОИС способствует пресечению противоправных действий при пересечении товаров через таможенную границу, с последующим информированием правообладателя об этом. Нормативными актами, регулирующими деятельность таможенных органов в данной области, являются — Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Федеральный закон Российской Федерации № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также информационные письма и инструкции ФТС РФ[2].

Согласно статистическим данным официального сайта Федеральной таможенной службы по состоянию на январь 2020 г. ТРОИС включает в себя 5116 зарегистрированных объектов. Из них значительную долю составляют: автозапчасти, предметы одежды, а также электронные приборы[3]. Количество объектов, включаемых в ТРОИС ежедневно увеличивается. Однако нельзя оставить без внимания наличие на сегодняшний день определенных проблем, связанных с таможенным контролем исследуемых объектов.

Одной из не малозначимых проблем является нежелание правообладателей участвовать в процедуре таможенных органов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Так, в соответствии со ст. 124. ТК ЕАЭС, таможенный орган обязан не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, уведомить правообладателя или лицо, представляющее его интересы о таком приостановлении,  его причинах и сроках[4]. Ответ правообладателя на уведомление главным образом влияет на дальнейшие действия таможенного органа. Если в указанный срок информация от правообладателя не поступит, то таможенный орган будет обязан выпустить товар в свободное обращение. Такая ситуация может привести к появлению контрафактной продукции на товарном рынке. Данная проблема часто возникает и при производстве таможенной экспертизы. Эксперт не всегда может выявить признак тождественности товарного знака в силу коммерческой тайны производителя товара. Решением указанной проблемы, на наш взгляд, может служить расширение перечня сведений о товаре, указываемых при внесении его в ТРОИС, а также создание необходимых условий для активного сотрудничества с правообладателями.

Большое внимание следует уделить проблеме срока приостановления выпуска товара. Согласно ст.124 ТК ЕАЭС срок приостановления может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней в случае, если правообладатель обратился в уполномоченный орган за защитой своих прав. Если же данное обращение не поступало, таможенные органы вправе приостановить срок выпуска товара по принципу «ex officio»[5].Указанный принцип предоставляет право таможенным органам приостановить выпуск товара, схожего с контрафактным, сроком до 7 рабочих дней, без заявления правообладателя. Однако приостановление срока выпуска товара, в соответствии с данным принципом, возможно только единожды. Все это может привести к прекращению правовой защиты товара таможенными органами, если правообладатель, получив уведомление, вовремя не внесет данный объект в ТРОИС[6]. Решить данную проблему можно благодаря внесению в ТК ЕАЭС поправок, связанных с продлением срока выпуска товара без заявления правообладателя.

Еще одной важной проблемой в области таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, является сложность определения лицензионных платежей. Так, согласно Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 N 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары «[7], размер лицензионных платежей зависит от успеха реализации товаров на внутреннем рынке. Все это свидетельствует об отсутствии   у декларанта возможности определения размера лицензионных платежей в структуре таможенной стоимости. Ст.38 ТК ЕАЭС предусматривает возможность отложения определения точной величины таможенной стоимости до получения точных сведений о величине лицензионных платежей[8]. Однако порядок реализации данной нормы на практике законодательно не разработан. Поэтому решением данной проблемы может служить издание специального регламента, устанавливающего механизм получения таможенными органами достоверных сведений о лицензионных платежах для ОИС.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что система таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности требует, в первую очередь, совершенствования именно законодательной базы, регулирующей основные вопросы данной области. Только благодаря эффективности правового регулирования ОИС при перемещении их через таможенную границу возможно исключение из незаконного оборота контрафактной продукции на внутреннем рынке.

 

Список использованных источников:

 

  1. Поль-Мари А.Л., Матюнина А.Н. Анализ несовершенств законодательства как фактора, способствующегопопаданию контрафактной продукции на территорию Российской Федерации // БИТ. 2019. №1 (9).
  2. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 N 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары» // СПС КонсультантПлюс.
  3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) // СПС КонсультантПлюс.
  4. Сорокин Алексей Михайлович, Сорокин Михаил Афанасьевич Актуальные направления развития института единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности Евразийского экономического союза // АНИ: экономика и управление. 2018. №4 (2).
  5. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности в виде PDF файлов (актуальность 25.01.2020 г.) URL: https://customsonline.ru/tam_ois.html (дата обращения:01.02.2020).
  6. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС КонсультантПлюс
  7. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  8. Таможенный контроль [Электронное издание] : учеб. пособие для студентов вузов / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. — Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.

 

[1] Поль-Мари А.Л., Матюнина А.Н. Анализ несовершенств законодательства как фактора, способствующего попаданию контрафактной продукции на территорию Российской Федерации // БИТ. 2019. №1 (9). .2020).

[2] Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ // СПС КонсультантПлюс

[3] Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности в виде PDF файлов (актуальность 25.01.2020 г.) URL: https://customsonline.ru/tam_ois.html (дата обращения:01.02.2020)

[4] «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС КонсультантПлюс

[5] Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) // СПС КонсультантПлюс

 

[6] Сорокин Алексей Михайлович, Сорокин Михаил Афанасьевич Актуальные направления развития института единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности Евразийского экономического союза // АНИ: экономика и управление. 2018. №4 (25).

[7] Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 N 20  «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары» // СПС КонсультантПлюс

[8] Таможенный контроль [Электронное издание] : учеб. пособие для студентов вузов / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. — Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.