БИОМЕТРИЯ, РОЗЫСК ЛИЦ С ПОМОЩЬЮ КАМЕР

11 сентября 10:39

Терроризм в нашем мире возник достаточно давно, это ужасное явление ежегодно забирает огромное количество человеческих жизней, несёт большие экономические потери, разжигает политические розни и носит массу негативных явлений.

В силу того что прогресс не стоит на месте, преступления совершенствуются и процесс раскрытия их усложняется, так же и усложняется процесс поимки лиц совершивших преступление.

Это касается не только терроризма, а массу иных преступлений.

Таких как убийства, кражи, мошенничества, сбыт наркотических средств, изнасилования и многие другие преступления, предусмотренные диспозицией статей Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Встаёт огромная проблема поиска и поимки лиц, совершивших преступления, а так же их идентификация.

На идентификации хотелось бы остановиться подробнее.

Коснусь законодательства Российской Федерации, а именно нормы регламентирующей выдачи и замены главного документа гражданина Российской Федерации – паспорта.

Паспорт по законодательству Российской Федерации мы получаем по достижении возраста 14 лет, следующие замены производятся  в 20 лет, а после в 45.

За этот промежуток между заменой человек может очень сильно поменяться, приведу пример, есть информация, что преступление совершил  некий гражданин Иванов, он находится в розыске, мы обратились к учетам, получили на него  паспортную справку (информацию о данных личности, фотографию и т.д.), и по ней мы должны идентифицировать этого человека, а с учетом всего мы делаем еще и ксерокопию для составления ориентировок. Та фотография,по которой мы будем сличать была сделана в возрасте 20 лет, а на момент поиска этого человека ему 37, за это время человек сильно изменился, похудел, отрастил волосы и бороду, усы, имеет шрамы, татуировки на лице, носит линзы меняющие цвет глаз, что зачастую меняет внешний вид кардинально. Ведь даже встречая своих одноклассников, друзей которых не видели несколько лет, мы не всегда можем их узнать. И как в этом случае удастся идентифицировать этого человека? Ответ очевиден, это практически невозможно.

Именно поэтому я затронул тему идентификации лиц, в настоящее время это очень актуально, именно в нашей стране.

Эту проблему затронулив своих трудах Артём Юхин и Андрей Климов.

Внешность человека очень изменчива, но на лицевой части черепа есть точки, которые не меняются с течением времени, они очень информативны и по ним можно восстановить внешность человека, это называется методом Герасимова М.М.

У нас в стране учёные, которых я обозначил ранее уже создали программу, которая вычисляет рельеф лица и строит трёхмерную модель, у этого биометрического шаблона точность на столько высока, что позволяет вычислить однояйцевых близнецов, к сожалению, данная программа у нас в стране не востребована, на мой взгляд, это большое упущение. Так как она позволила бы идентифицировать преступников, лиц находящихся в розыске и иных лиц представляющих интерес правоохранительным органам.

Я бы хотел предложить свою идею, по внесению определённого рода изменений в законодательство Российской Федерации в целях идентификации лиц совершивших преступления, их задержания и привлечения к уголовной ответственности.

Первое на чем я хотел бы заострить внимание это на сборе биометрической базы.

К примеру, как было сказано в трудах Климова и Юхина, для идентификации лиц необходима биометрическая база.  При замене паспорта необходимо установить оборудование, фотографирующее человека и внести данный шаблон в базу данных по биометрике, помимо замены паспорта человек в течении своей жизни обращается в различные организации, учреждения, такие как многофункциональные центры и необходимо обязать их при оказании различных услуг фотографировать людей в целях пополнения биометрической базы.

Это значительно упростил бы работу отделу уголовного розыска в  идентификации и поиску разыскиваемых лиц.

В соответствии с законодательством с целью безопасности, а именно предупреждения преступлений различные торговые центры, организации обязаны по периметру здания устанавливать камеры  видеонаблюдения, так вот необходимо обязать их, чтобы они оснащались именно камерами данные типа, позволяющими идентифицировать лиц.

Весь этот процесс конечно же произойдёт не мгновенно, но в течении определенного времени пусть то 2-3 года уже будет собрана достаточная база, позволяющая идентифицировать людей, а со временем процент людей не прошедших биометрическую регистрацию будет значительно меньше.

Следующим этапом является замена всех камер на более качественные с биометрической функцией в местах массового скопления и пребывания людей, в метрополитенах, в портах аэропортах, вокзалах и в иных местах. И привязать эти камеры в общую единую базу, которой будет пользоваться МВД РФ, позволяющая при обнаружении данных лиц передавать информацию в дежурную часть, где дежурный в свою очередь сможет передать информацию ближайшим нарядам с максимальной конкретикой о данном лице, а именно во что  он одет, что при себе имеет итд. Например, камеры, которые установлены в метрополитенах направлены вниз, так как эскалатор поднимается вверх, весь поток людей охватывается обзору камерам, преступник находящийся в метро при любых раскладах будет обнаружен и идентифицирован.

Приведу еще пример, человек находящийся в любого рода розыске, будь то федеральный, региональный, за совершение какого либо преступления, в силу того что ему грозит уголовная ответственность, тем более связанная с лишением, будет любыми способами уклоняться от ответственности, в том числе сделает все меры к изменению своей внешности, отрастит волосы, перекрасит их в другой цвет, сделает татуировку на лице, и тогда процесс идентификации его будет невозможен, ведь как можно идентифицировать человека когда фотография в паспорте была сделана в 20 лет, а за это время внешность претерпела значительные изменения, а биометрические данные человека не изменчивы, и неважно каким образом лицо изменит свою внешность, если камера которая оборудованная датчиками сличающими биометрический шаблон обнаружит его, то она идентифицирует его и передаст информацию в дежурную часть того отдела полиции, на территории обслуживания которого обнаружено лицо.

Помимо этого, на это лицо будет высвечиваться карточка, в которой будет указано, за что лицо разыскивается, какие преступления он совершил, все это своего рода обеспечит личную безопасность сотрудников, так, например, оперуполномоченные уголовного розыска выдвинувшись для задержания лица, будут знать, что он является рецидивистом, разыскивается за убийство, за незаконную продажу оружия, и будут готовы к принятию соответствующих мер обеспечивающих безопасность сотрудников при задержании.

Все это значительно упростит работу группе розыска, а так же иным оперативным подразделениям.

Не для кого не секрет, что в большинстве городов нашей страны оборудованы системы АПК Безопасный Город, следующим шагом на мой взгляд, является то, чтобы обязать заменить камеры на биометрические, и аналогично вышесказанное процедуре передавать информацию об обнаруженных лицах в целях их задержания. Также это и касается систем безопасный двор, с аналогичной процедурой, все это значительно позволит повысить  процент раскрытия преступлений в разы.

Для более точного понимания проблемы хочу остановиться на следующем, в соответствии с законодательством РФ гражданин не обязан иметь при себе паспорт, это снова затрудняет процесс идентификации лица, либо ситуация когда лицо в силу каких либо обстоятельств потеряло память при себе документов не имеет, находится возможно не в своём городе, как в этом случае выяснить кем он является, если он даже не знает своего имени, а в случае если ранее гражданин где то менял документы, обращался в организации, в общем прошел биометрическую регистрацию мы сможем определить кем он является.

Так же в настоящее время развито течение неформалов, которые зачастую изменяют свою внешность до такой степени, что их не может узнать родная мать, а сотрудники по паспорту так тем более не смогут идентифицировать их, вот как раз в этом случае биометрический шаблон  при любых обстоятельствах позволит решить проблему.

Также большой процент из общего числа преступлений совершаются лицами ранее отбывавшими наказание, состоящими на административном учёте, а для того чтобы у нас были на них биометрические шаблоны, считаю целесообразным внести дополнения в ведомственные нормативные акты которые обязуют сотрудников исполнения наказания производить регистрацию данных лиц и по результатам внести  эти данные в единую базу, которой будет пользоваться МВД РФ.

В настоящее время этот процесс уже полным ходом начал использовать Сбербанк, он обязует своих клиентов предоставлять свои биометрические данные с целью защиты своих клиентов от мошенничеств, краж и иных преступлений, суть заключается в том, что клиент сможет осуществить любые операции со своей картой только при личном присутствии, при её использовании камера, которая оборудованная в банкомате будет идентифицировать лицо клиента, по фото, которое было внесено в базу данных биометрики. Часто пожилые люди хранят ПИН коды от карты вместе с ней, так как у них плохая память, и мошенники, зная об этом, всяческим образом завладевают этими картами вместе с ПИН кодами с целью снятия денежных средств, а в данном случае камера, обнаружившая что лицо не идентично шаблону, не позволит совершить операцию. Стоит отметить тот факт, что все больше людей начали пользоваться бесконтактной оплатой телефоном, которая привязана к банковской карте, со временем процент преступлений, связанный с оплатой каких-либо операций через чужой телефон, (а способов может быть множество, будь то увидел пароль в телефоне, взял его ненадолго, совершил операцию, вернул телефон и хозяин даже не заметил) значительно возрастет. А в случае если при совершении операции необходима будет идентификация лица, через фронтальную камеру, совершить преступление будет невозможно. Это, конечно же, процесс, который с одной стороны затрудняет удобство использование карты, а с другой стороны с её помощью сократится количество совершаемых преступлений экономической и имущественной направленности.

Обмануть сотрудника полиции при проверки документов достаточно легко, необходим лишь человек похожей внешности, а если он знает данные лица, он легко ответит на вопросы сотрудника касательно личности и у него отпадут сомнения, так же человек может обмануть лиц, осуществляющих регистрацию при посадке на самолёт в итоге на рейс сядет человек который находится в бегах, а если бы при регистрации была аппаратура позволяющая читать биометрические код пройти на рейс у данного гражданина не получилось бы, либо если у сотрудника была бы портативная аппаратура позволяющая идентифицировать человека, обмануть бы у него явно не получилось.

В своей деятельности это упростило бы работу не только оперативным подразделениям, но и к примеру сотрудникам дорожно-патрульной службы, которые ежедневно проверят документы у лиц управляющих транспортным средством. Осуществляя свою деятельность сотрудники ДПС могут столкнуться с рядом проблем, например, экипаж остановил гражданина иностранного государства, он имеет при себе водительское удостоверение, в базах данных у нас его нет, по факту мы не можем даже идентифицировать с точностью это ли лицо на самом деле которое предъявило документ, а проверить является ли документ подлинным, без каких-либо подделок в принципе не представляется возможным. Или ситуация, когда экипаж остановил гражданина глубокой ночью погодные условия: снег, дождь, оставляют желать лучшего, гражданин надел шапку, заставить ее снять сотрудник полиции не может, в этом случае возможность идентификации лица с предъявленными документами минимальная, а вот если бы у него был портативный аппарат, который сличал лицо гражданина, возможность обмана сотрудника была бы невозможна.

Еще одним направлением в этой деятельности я бы предложил идентификацию лиц в различных социальных сетях. Существуют случаи, когда лицо совершившие преступление, находящееся в розыске, использует социальные сети, но зарегистрировано под другим ФИО, но при этом вего аккаунте есть его фотография. Так вот если бы существовало программное обеспечение, позволяющее идентифицировать лиц, представляющих наш интерес со всеми фотографиями, находящимися будь то в «Одноклассниках», «Вконтакте» или иных сетях и при обнаружении таковых выдавало нам список лиц с IP, это очередной раз упростило бы поиск данных лиц.

Вопрос о том, что внедрение таких технологий достаточно сильно скажется на бюджете страны, на мой взгляд отпадает, так как посредством этого большое количество преступлений можно предупредить, а совершившиеся преступления достаточно легко раскрыть, в частности экономические преступления наносящие огромный ущерб экономики, и вернуть деньги государству, да и в целом все это окупится со временем, так как на поиск лиц обычными методами в конечном итоге используется больше денежных средств. © Муллажанов Руслан Шадылжанович 2019

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. — № 237.
  2. Приказ ФМС России от 30.11.2012 N 391 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».
  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
  4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ.
  5. Федеральной закон от 07.02.2011 № 3 – ФЗ «О полиции».