ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

19 октября 2:05

С углублением экономических преобразований и активизацией интеграционных процессов, все более актуальными становятся вопросы развития конкурентных отношений, защиты товаропроизводителей и потребителей от злоупотреблений монопольным положением и недобросовестной конкуренции.

Обстоятельный анализ сути конкуренции свидетельствует, что основные ее характеристики в зависимости от определенных условий могут иметь как положительные, так и негативные последствия. Конкуренция является важнейшим регулятором ценовых, технологических и макроэкономических пропорций производства, она направляет его, регулирует все многогранные интересы отдельных, самостоятельных владельцев. Конкуренция направляет все эти действия в интересах общества, то есть способствует установлению на рынке определенного порядка, балансирует спрос и предложение товаров, обеспечивает реализацию закона пропорционального развития общественного производства.

Также существует конкуренция, которая осуществляется через модификацию продукта, так как продукт — это наиболее подвижная в экономической системе категория, более подвижная чем цена. И в современных условиях все более весомое значение приобретает повышение качества, расширение сервисного обслуживания, предоставления дополнительных услуг потребителям. Конкуренция на основе качества — это более высокий ее уровень, поскольку комбинации потребительской стоимости в товаре более разнообразны. Однако в современных условиях недостаточно только повышать качества продукции. Условием такой конкуренции является создание новых товаров и услуг, постоянное обновление ассортимента. 

Важным средством в настоящее время является дифференциация однородных товаров, предоставления им индивидуальных характеристик, особенно товарам длительного пользования, бытового и культурного назначения. Переход от выпуска одного или нескольких товаров в целой их гаммы, хотя и одного назначения, позволяет удовлетворить разнообразные вкусы и потребности потребителей.

На современном этапе развития рыночной экономики конкуренция из сферы производства перемещается в сферу научных исследований и опытно-конструкторских работ, информатики. 

Таким образом, по моему мнению, современный рынок, и тем более рынок будущего — это рынок максимально дифференцированных и постоянно обновляемых товаров в соответствии с запросами покупателей. Главным экономическим критерием нововведений становится не снижение издержек производства, а завоевание рынка (потребителя). Новая техника и технология вводятся для того, чтобы сократить время необходимое для разработки новой продукции, улучшить качество ее, повысить гибкость производства.

Одним из важнейших моментов на современном этапе развития является конкурентная культура общества, где к первоочередным задачам относятся, в частности:

— налаживание взаимодействия с общественными организациями (союзами, профессиональными объединениями) предпринимателей, функционирующих на основе профессиональных кодексов этики (кодексы чести) и охватывают предпринимателей за различными отраслями и направлениями деятельности;

— содействие созданию условий для функционирования общественных организаций, профессиональных объединений, представляли бы интересы определенной отрасли, потребителей в сфере конкурентных правоотношений;

— пропаганда ценностей добросовестной конкуренции с использованием средств массовой информации, включая специальные образовательные программы.

Конкурентные отношения в рыночной экономике могут существовать только при условии сочетания государственного механизма и конкурентного механизма регулирования национальной экономики. Необходимость государственного механизма обосновывается неспособностью конкурентного механизма обеспечить удовлетворение потребностей потребителей, а также необходимостью защиты экономической конкуренции в определенных сферах народного хозяйства.

Задача государства — это защита конкурентной структуры тех рынков, где она уже сложилась, демонополизация соответствующих сегментов экономики, содействие вхождению на рынки новых субъектов хозяйствования. Поэтому ведущая роль в функционировании здоровых конкурентных отношений принадлежит государству, которая способна своими экономико-правовыми инструментами создавать все необходимые предпосылки для надлежащего развития конкуренции в национальной экономике и обеспечивать устойчивые позиции как крупным, так и средним и малым отечественным предприятиям.

Необходимость взаимодействия органов ФАС с органами государственной власти обусловлено комплексным системным характером управления национальной экономикой. По содержанию это взаимодействие включает сотрудничество и координацию деятельности указанных субъектов по формированию эффективной конкурентной среды, поддержки цивилизованной конкуренции и защиты законных прав предпринимателей и потребителей. При этом общей целью взаимодействия (координации) является повышение эффективности реализации конкурентной политики государства, ускорение формирования рыночных рычагов регулирования социально-экономическим развитием страны. Информация как объект отношений в сфере защиты конкуренции касается тех фактов и событий, свидетельствующих об изменениях в структуре рынка, о поведении субъектов хозяйствования на рынке, о наличии правонарушений со стороны субъектов хозяйствования или органов власти, органов местного самоуправления или органов административно-хозяйственного управления и контроля.

 По режиму доступа информация может быть открытой информацией или информацией с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом — это сведения (документы или части документов), приобретаются органами ФАС в связи с выполнением ими предусмотренных законодательством функций, и в отношении которых лицо, предоставляющее информацию, заявила о необходимости ее защиты от несанкционированного доступа третьих лиц, а органы ФАС установили правомерность требования ограничить доступ к такой информации. Информация с ограниченным доступом, полученная органами ФАС в процессе осуществления их полномочий, должна использоваться ими исключительно с целью обеспечения выполнения задач, определенных законодательством о защите экономической конкуренции и не подлежит разглашению. Такая информация может быть предоставлена ​​только органам следствия и суда в соответствии с законодательством РФ.

Главной целью информатизации является достижение качественно нового уровня информационного обеспечения органов антимонопольной службы. На основе современных информационных технологий, программных и технических средств в максимально сжатые сроки, что предполагает эффективное интегрирование значительных объемов разнообразной информации, проведения углубленного анализа, своевременное обеспечение удобным и быстрым доступом к этой информации, в том числе к результатам обработки и анализа данных, всех органов службы, органов государственной власти, общественности, научных учреждений, учебных заведений и тому подобное.

Планирование и реализация государством мер по созданию оптимального конкурентной среды деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение их взаимодействия на условиях недопущения проявлений дискриминации одних субъектов другими, содействие росту на основе действия конкурентных механизмов, эффективной социально ориентированной экономики нуждается в объективной и обоснованной оценки состояния и уровня развития экономической конкуренции в РФ.

Список использованной литературы

  1. Архипов  А.И.  Экономический  словарь  /  А.И.  Архипов  [и  др.];  отв.  ред.  А.И.  Архипов.  2-е  изд.,перераб.  и  доп.,  М.:  Проспект,  2010. 
  2. Доклад  о  состоянии  конкуренции  в  Российской  Федерации за 2018 год  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL https://fas.gov.ru/documents/685117
  3. Распоряжение  Правительства  РФ  от  17  ноября  2008  г.  №  1662-р  О  Концепции  долгосрочного  социально-экономического  развития  РФ  на  период  до  2020  года  (с  изм.  и  доп.)  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL: http://base.garant.ru/194365/#ixzz3KZGJL8hU