ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

25 марта 3:38

Международной организацией труда неоднократно указывалось на необходимость принятия срочных и масштабных мер по продвижению занятости молодежи.

В результате исследования проблем реализации принципов достойного труда в сфере занятости молодежи выявлено, что наиболее актуальным с учетом инновационного вектора развития современной экономики является  определение направлений и рекомендаций по обеспечению доступа молодежи к качественным рабочим местам.

В настоящее время Правительством РФ реализуется ряд мероприятий, направленных на активизацию трудового потенциала молодежи, вовлечение ее в такие сферы, как: производство, наука, экономика, управление развитием молодежного предпринимательства. В перечень данных мероприятий входят регулярно приводящиеся Всероссийские молодежные форумы: «Селигер», «Территория смыслов», «Иволга». В рамках Программы сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда сформулированы главные направления достижения достойного труда в целом:

  • расширение возможностей для занятости молодежи;
  • социальная защита молодых людей, оставшихся или ищущих работу;
  • достойная оплата труда и осуществление охраны труда;
  • разработка международных трудовых норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда;
  • ведение социального диалога [5].

Проблему обеспечения стандартов достойного труда для молодежи, представляющую собой ключевой ресурс будущего инновационного развития страны, в первую очередь, следует рассматривать в рамках отмеченной Программы, которая ориентирована на социально-трудовую сферу России в целом. Во вторую очередь необходимо учитывать характерные особенности, свойственные для молодежного сегмента рынка труда.

Необходимо более четко обозначить направления реализации принципов достойного труда для молодежи, исходя из определенной совокупности критериев. В частности, главным аспектом является учет специфики реализации данных принципов на различных уровнях иерархии экономической системы. Исходя из вырабатываемого подхода, реализация принципов достойного труда в сфере занятости молодежи должна осуществляться на следующих мега-, макро-, мезо-, микро-, нано- уровнях [7].

Создание рабочих мест, необходимых для молодежи, которая впервые вступила на рынок труда, ежегодно представляет собой одну из главных составляющих по направлению к экономическому росту. Важное условие по созданию рабочих мест для молодежи содержится не только в их количестве, но и в уровне качества рабочих мест, который сможет обеспечить достойный труд и эффективную занятость, обеспечить защиту прав, достойный уровень дохода и адекватную социальную защиту. Увеличение масштабов инвестиций в достойных рабочие места для молодежи приведет к тому, что молодые люди будут стараться реализовать свои стремления и все это улучшит качество их жизни и обеспечит их активное участие в жизни общества.

Международной организацией труда определены основные направления молодежной политики в области занятости и увеличение доступа молодежи к рабочим местам, которые должны быть приспособлены к национальным и  местным условиям:

  1. Политика в сфере экономики, направленная на увеличение занятости молодежи, создание новых достойных рабочих мест, а так же расширение возможностей трудоустройства;
  2. Развитие молодежного предпринимательства и самозанятости, а так же принятие необходимых мер в области рынка труда;
  3. Защита прав молодежи в целях устранения социальных последствий кризиса при одновременном обеспечении устойчивости финансовой и налогово-бюджетной сферы;
  4. Образование и обучение молодежи для обеспечения перехода от обучения к трудовой деятельности, стимулирование их потенциальных работодателей для предотвращения несоответствия спроса и предложения на рынке труда;
  5. Принятие всеохватывающих мер, которые будут направлены на молодых людей, находящихся в неблагоприятном положении в разных странах с большой численностью безработной молодежи;
  6. Защита трудовых прав молодежи, основанных на международных трудовых нормах [1].

Проведенный анализ деятельности и программ МОТ, ориентированных на обеспечение достойного труда молодежи, показывает, что на мегауровне наиболее значимыми направлениями выступают:

— Сочетание политики, направленной на решение структурных и циклических проблем для решения задач в области занятости молодежи. Достойный труд для молодых людей не может обеспечиваться за счет фрагментарных и изолированных действий. Для обеспечения достойного труда для молодежи политика требует долгосрочных и решительных согласованных действий, которые должны охватывать большое количество стратегий и программ; с одной стороны, комплексная стратегия должна быть направлена на рост и создание новых рабочих мест, с другой стороны, необходимы целевые мероприятия, помогающие людям преодолеть определенные барьеры, с которыми они сталкиваются при вхождении на рынок труда.

— Развитие партнерских отношений (социального партнерства в широком смысле) в плане расширения и повышения согласованности в разработке и осуществлении политики в области занятости молодежи. Система социально-экономического партнерства играет важную роль в реализации принципов достойного труда в сфере занятости молодежи [6].

Ключом к решению кризиса в сфере занятости молодежи является увеличение совокупного спроса. Поэтому, при создании стратегии обеспечения занятости молодежи необходимо привязывать их к макроэкономической и отраслевой политики, однако, слишком часто меры, направленные на увеличение спроса на рабочую силу недостаточно реализуются. Довольно редко можно найти полный набор аполитических приоритетов, целей и результатов, которые направлены на повышение эффективности занятости молодежи.

Практически во всех странах происходит реформирование системы образования молодежи, а так же структуры образования, содержания обучения и подготовки квалифицированных кадров. Анализ состояния занятости показал, что, несмотря на рост уровня образования, занятости молодежи часто препятствуют низкая квалификация или отсутствие опыта и навыков у молодых сотрудников, не совпадающие с требованиями рынка труда. Создания условий для увеличения количества рабочих мест и мер для решения проблем неравенства все чаще рассматривается в контексте развитие навыков молодых работников. Более высокому уровню экономического роста способствует более высокий уровень образования, повышающий производительность труда.

Стратегический и системный процесс, посредством которого на рынке труда определяется потребность к профессиям, навыкам и специальностям, помогает избежать возможных пробелов между спросом и предложением. Отсутствие полной и достоверной информации о рынке труда, является одной из проблем, с которыми сталкивается молодежь. МОТ была разработана программа «Навыки для торговли и диверсификации экономики» (SТЕD), которая может помочь провести профессиональную оценку, необходимую для определения наиболее эффективной стратегии обучения навыкам и умениям для работы и выхода на рынок труда и необходимым для роста во всех секторах экономики. Современной экономике нужны работники с более высокими и гибкими навыками, а значит, образование и непрерывное обучение становятся решающими факторами успеха работников на рынке труда на современном этапе [8].

Основными целями программы SТЕD, разработанной МОТ, являются:

  1. Рост экспорта и диверсификации экономики, способствующий созданию большего числа качественных рабочих мест;
  2. Заинтересованность работодателей в найме работников с необходимыми для их организации навыками и приобретение работниками профессиональных навыков, способствующих эффективной занятости.

Обозначенные в докладе МОТ основные последствия политики и программ для содействия обеспечению достойных рабочих мест для молодежи можно обобщить и выделить следующим образом:

  1. в стратегиях по содействию занятости молодежи должны сочетаться и взаимодействовать макроэкономическая политика, политика труда и занятости и другие меры, специально ориентированные на молодых людей, особенно находящихся в наиболее неблагоприятном положении;
  2. политика должна включать в себя финансовые стимулы, поддерживать развитие инфраструктуры, позволяющая предприятиям, функционирующим в секторах с высоким потенциалом занятости помочь улучшить результаты в области занятости молодежи;
  3. сочетание инвестиций в инфраструктуру с политикой труда будет способствовать росту, как количества, так и качества рабочих мест для молодежи. Комплексные пакеты программ активной политики на рынке труда, которые нацелены на «неблагополучную» молодежь может помочь в переходе от школы к работе;
  4. увеличение инвестиций со стороны государства, социальных пособий и активно политики на рынке труда оказывает влияние на уровень занятости среди молодежи, а в частности, с точки зрения их участия на рынке труда;
  5. лучшие результаты для поддержки перехода экономически активной молодежи в формальный сектор экономики дают целевая политика и мероприятия, проводимые в рамках макроэкономической политики и включающие в себя меры по совершенствованию правовых и административных требований к предпринимательской деятельности, а так же реформы по увеличению качества занятости молодых работников путем обеспечения доступа к правам на работу, повышения качества условий труда и социальной защиты [3].

На национальном уровне следует выделить такие крупные блоки направлений реализации стандартов достойного труда для молодежи, как институциональный блок, экономический, организационный и социокультурный.

Ключевым направлением, на наш взгляд, выступает, прежде всего, обеспечение доступа к рабочим местам, в первую очередь за счет увеличения количества рабочих мест, а во-вторых за счет обеспечения соотношения уровня спроса и предложения труда молодых работников в профессионально-квалификационном и отраслевом разрезах.

Стратегии по содействию занятости молодежи должны быть четко сформулированы и сочетать в себе меры макроэкономической политики, политики занятости, концепции достойного труда и мероприятия в частности, ориентированные на молодых людей, находящихся в наиболее неблагоприятном положении (например, низкоквалифицированные работники, малопродуктивные и низко производительные рабочие места в неформальном секторе экономики). К тому же, для обеспечения постоянного спроса на рабочую силу, необходимо уделять достаточно внимания взаимосвязи между экономическим и отраслевым ростом, а так же размеру и технологиям предприятия.

Следующим важным направлением институционального блока выступает улучшение мер правового и административного характера, ориентированных на продвижение и развитие стандартов достойного труда для молодых работников. Данные меры должны быть направлены не только на повышение качества занятости молодых работников, обеспечения лучших условий труда, но на расширение доступа к социальной защите прав молодежи на рабочем месте.

Кроме того, совершенствование законодательного регулирования новых форм занятости, в которые в большей степени включена молодежь, так же будет способствовать повышению гарантий занятости и социальной защищенности.

К одному из направлений, которое можно рассматривать в рамках разных блоков (организационный, экономический, институциональный) относятся совершенствование системы профессионального образования молодежи, большая ориентация на потребности рынка труда, на современные тренды социально-экономического развития; формирование потребности в непрерывном образовании; совершенствование прогнозов развития сферы образования и профессионально-квалификационного среза спроса на труд [2]. Такой подход будет способствовать сглаживанию структурных диспропорций в молодежном сегменте рынка труда.

Важной задачей в области реализации принципов достойного труда в сфере занятости молодежи, является обеспечение экономической конкурентоспособности молодежи. Ее решение включает в себя совокупность следующих элементов:

  • формирование трудового потенциала молодежи, организация рабочих мест, предполагающих применения высококвалифицированной рабочей силы;
  • создание условий, которые бы помогли обеспечить адаптацию молодежи к изменяющимся условиям экономики;
  • создание условий, направленных на повышение уровня производительности труда и трудовых компетенций молодежи;
  • предотвращение утечки и потерь трудового капитала, которое происходит за счет отрицательного баланса миграционных процессов, высокого уровня смертности, значительного уровня преступности среди молодежи и т.д.;
  • создание условий, которые бы позволяли формировать и реализовывать карьерные стратегии молодежи в условиях неопределенности [4].

Поступательное развитие инновационной экономики возможно лишь при условии, когда молодежь станет главным объектом для инвестиций в человеческий капитал. Для молодых людей следует формировать такие условия, которые бы способствовали реализации возможностей для позитивного развития. Кроме того, необходимо предоставлять дополнительные условия для профессиональной и творческой самореализации молодых специалистов на предприятии, обеспечив территориальную, включая образовательную, мобильность [10].

Сложившейся уровень социально-культурной и политической ситуации, обусловливает необходимость оптимизации государственной политики в сфере занятости современной российской молодежи по следующим направлениям:

  1. совершенствование системы образования;
  2. усиление взаимодействия государства с молодежными организациями и объединениями;
  3. усиление взаимодействия государства с молодежными организациями и объединениями;
  4. комплексное обеспечение процесса профессиональной ориентации молодежи, включающее развертывание системы направленного информирования;
  5. развитие молодежного предпринимательства.

Для решения задач снижения напряженности на рынке молодежного труда в рамках компетенции отдельного субъекта Российской Федерации могут быть задействованы:

— пропаганда и содействие органам образования в более широком внедрении профессиональной ориентации в молодежной среде;

— пропаганда среднего профессионального образования как формы реализации права на образование, в целях равномерного распределения обучающегося контингента по видам образования и предложениям по занятости;

— поддержка программ обучения профессиональному предпринимательству с целью формирования предпринимательских компетенций;

— создание условий для самореализации талантливой молодежи;

— организация обмена информацией с учреждениями профессионального образования о состоянии и перспективах развития рынка труда, требованиях к подготовке специалистов и их качествам [11].

Положительными эффектами от реализации основных направлений оптимизации государственной политики в сфере занятости молодежи должны стать:

— обеспечение достойного труда для молодежи;

— обеспечение доступа молодежи к рабочим местам с достойной оплатой;

— повышение гарантий занятости и социальной защищенности молодежи;

— предоставление дополнительных возможностей для профессиональной и творческой самореализации молодежи.

 

Литература

  1. Бушмарин, Н.В. Безработица и государственная политика занятости молодежи в развитых странах запада [Текст]/ Н.В. Бушмарин // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2009. № 2. — С. 81-90.
  2. Кострова, Ю.Б. К вопросу о трудоустройстве выпускников образовательных организаций в Рязанской области [Текст]/ Ю.Б. Кострова // Материалы III Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики, права и образования в XXI веке». – М.: ЧОУВО МУ им. С.Ю. Витте, 2017. — С. 325-329.
  3. Кострова, Ю.Б. Проблемы подготовки кадров для местного самоуправления [Текст]/ Ю.Б. Кострова, О.Ю. Шибаршина // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 4 (20). — С. 122-128.
  4. Кочетков, А.В. Современная молодежь России на рынке труда [Текст]/ А.В. Кочетков, О.Ю. Шибаршина // Сборник научных трудов Инженерно-экономического факультета, посвященный 50-летию Рязанской государственной радиотехнической академии. – Рязань: РГРТА, 2002. — С. 110-111.
  5. Никулина, Ю.Н. Основные направления политики обеспечения занятости молодежи: мировой опыт [Текст]/ Ю.Н. Никулина // Экономика и предпринимательство. 2018. № 9 (98). — С. 536-538.
  6. Пшизова, Е.Н. Некоторые проблемы трудоустройства молодежи на современном этапе [Текст]/ Е.Н. Пшизова, Б.Н. Хачак, М.З. Абесалашвили // Colloquium-journal. 2018. № 4 (15). — С. 41-43.
  7. Романенко, Н.М. Выявление действенных механизмов минимизации молодежной безработицы в России [Текст]/ Н.М. Романенко // Человеческий капитал. 2016. № 5 (89). С. 13-15.
  8. Туарменский, В.В. Роль СМК в образовании и профессиональном выборе молодежи [Текст]/ В.В. Туарменский. // Сборник материалов II-ой Международной научно-практической конференции «Наука и образование XXI века». – Рязань: СТИ, 2008. — С. 83-88.
  9. Туарменский, В.В. Сравнительный анализ мотивов профессионального выбора студентов государственного ВУЗа [Текст] / В.В. Туарменский, Е.С. Иванов, А.В. Барановский // Человеческий капитал. — 2017. № 6 (102). С. 49-51.
  10. Шибаршина, О.Ю. К вопросу о деятельности ГКУ «Центр занятости населения Рязанской области» по поддержке занятости молодежи в регионе [Текст] / О.Ю. Шибаршина. // Сборник научных статей «Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте». – М.: ЧОУВО МУ им. С.Ю. Витте, 2016. — С. 183-192.
  11. Шибаршина, О.Ю. Региональная политика занятости молодежи (социологический анализ) [Текст] / О.Ю. Шибаршина // диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Московский государственный технический университет гражданской авиации. – Москва.: МГТУ ГА, 2005. — 196 С.