СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИМИДЖА ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

4 октября 10:53

Имидж территории играет большую роль в выборе его в качестве объекта потребления. Территориальный (страновой, региональный и т. д.) имидж в настоящее время становится реальным и чрезвычайно важным ресурсом экономики. Сегодня территории становятся составляющими национального капитала. Происходит это в связи с ростом значения информации для обеспечения конкурентных преимуществ хозяйствующих и политических субъектов. С практической точки зрения возникает необходимость изучения способов и методов формирования имиджевой политики региона с целью повышения его конкурентоспособности. Имидж территории, ее репутация в отечественных и зарубежных общественно-политических и деловых кругах становятся основополагающими факторами продвижения общегосударственных и региональных внешнеэкономических и политических проектов, важнейшим конкурентным ресурсом для налаживания партнерских отношений. «Доброе имя» выступает предпосылкой для ускорения социально-экономического развития стран/регионов/городов, повышения уровня и качества жизни населения, поскольку способствует решению ряда основополагающих вопросов, имеющих важное значение для интенсивного развития территории. Это прежде всего привлечение инвестиций, расширение рынков сбыта продукции национальных/региональных производителей, привлечение трудовых ресурсов, развитие въездного туризма. Благоприятный имидж той или иной территории во многом определяет успешность решения этих проблем, а ее репутация выступает главным фактором осуществления выбора. Поэтому формирование ее привлекательного имиджа приобретает особое значение.

Имидж территории — это набор убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и других особенностей данной территории. Имидж региона — очень разноплановый, эмоциально-окрашенный, искусственно создаваемый образ, который складывается в сознании людей. Не существует единого конкретного образа территории. Как говорится, сколько людей, столько и представлений о конкретной территории.

По мнению Погореловой Н.В., имидж территории является важным нематериальным активом региона, несмотря на то, что он существенно отличается от остальных (классических) нематериальных активов содержанием, способами создания, приобретения и накопления, методами оценки. Его использование регламентируется специфическими нормативными правовыми актами (законами о нематериальных активах, торговых марках, авторских правах, интеллектуальной собственности и др. [1]

Первый этап построения положительного имиджа территории и необходимое условие планирования продвижения города/региона/страны — это выявление целевой аудитории, поскольку необходимо знать мнение людей и организаций, которые принимают решение о выборе территории для того или иного вида сотрудничества, их оценки и исходные установки.

Источниками, из которых можно получить представление о жизни региона могут выступать СМИ. Не стоит забывать и о том, что особое значение для формирования и повышения туристского имиджа региона имеют связи с общественностью. Построение положительного образа региона в сознании его жителей и восприятии общественных организаций необходимо для повышения степени их лояльности и доброжелательной оценки действий органов власти, существующих предпринимательских структур и будущих инвесторов.

Если говорить об составляющих имиджа туристской территории, то различают географические, культурные, исторические и этнические.

Географическая составляющая имиджа региона выступает как сумма представлений, связанных с локализацией региона и его природными особенностями, что приводит к выделению определенных территорий с разной степенью аттрактивности, определяющих ее специализацию. Однако туризм как вид хозяйственной деятельности и способ освоения территории имеет очень важное значение для развития региона, так как, в принципе, в любом регионе, на любой территории или уголке природы может быть создан полноценный туристский ресурс. Примером является создание ряда интересных и популярных туров в Полюсе холода. Это именно то место, которое по-настоящему стало изюминкой туризма Республики Саха (Якутия). С каждым годом его узнаваемость повышается в мировом рынке туризма.

Культурная составляющая имиджа региона охватывает сумму представлений о регионе, связанных с совокупностью материальных и духовных ценностей, созданных человеком в пределах региона. Ярким примером является национальный праздник Ысыах в долине Туймаада. В течение двух дней проводятся более 100 культурно-обрядовых мероприятий, спортивных состязаний, игр и конкурсов. Ысыах с каждым годом трансформируется и обогащается новым содержанием. По массовости не имеет аналогов по всей России. Историческая составляющая имиджа региона включает в себя ассоциативные представления, связанные с процессом развития региона. Каждый регион является своеобразной ареной развертывания разного рода исторических событий. Влияние представлений об истории региона на его имидж формируется по двум направлениям.

Первое — связано с представлением о древности: чем дальше во времени отстоят исторические события, связанные с регионом, тем ценнее он для туристов; фактически имеет место определенная мифологизация, и имидж региона рассматривается как своеобразный миф. Такие регионы, как Египет, Греция, Китай, Индия, привлекательны для туристов прежде всего благодаря древности.

Второе направление базируется на представлении об известных исторических событиях, таких как великие войны, спортивные турниры и прочее. К данной составляющей можно отнести Кубок мира по вольной борьбе. Помимо этого, не стоит забывать и про международные игры «Дети Азии», история которого начинается с нашей республики. В последние годы наша республика проводит различные крупные международные спортивные турниры, причем организацией остаются довольны и гости, и сами организаторы. Рассматривая составляющие имиджа региона, следует особо подчеркнуть, что для активизации представлений о регионе можно использовать любую составляющую, главное, чтобы это представление было ярким и эмоционально насыщенным.

Этническая составляющая имиджа региона объединена суммой представлений о населяющих регион людях как определенной общности. Обычно сложные и многогранные представления о народе заменяются сложившимися стереотипами, так, например, считается, что англичане чопорны, немцы педантичны, итальянцы темпераментны, американцы бесцеремонны. На формирование русского национального характера особое влияние оказала географическая среда и религия.

Суровый климат, непредсказуемость природных явлений, огромная территория способствовали выработке таких особых черт русского национального характера как мужество, коллективизм, импульсивность и созерцательность. Точно так же можно говорить и про характер народа саха. В глазах у иностранца мы известны как суровый и гостеприимный народ. Особенности национального характера, как показывает практика, оказывают существенное влияние на формирование представлений о регионе.

Таким образом, имидж территории трансформируется с каждым годом. Поэтому при формировании полноты картины важны предпочтения каждого человека. В современных условиях при построении правильного имиджа необходимо обратить особое внимание на материалы СМИ.

Литература:

  1. Погорелова Н. В., Немыкина С. А. Имидж территории как инвестиционный актив региона [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wvw.scicnccforum.ru/2015/pdf/l6714.pdf
  2. Понятие и значение имиджа территории [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adload.ru/page/mark2_496.htm
  3. Ысыах Туймаады [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mag.e-gorod.ru/lib/12137/