ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 октября 3:36

Рождение ребенка и его воспитание – это основная цель для каждой супружеской пары. Но, к сожалению, как показывает статистика, более 20% российских пар не в состоянии иметь своих детей по какой-либо причине. Поэтому, они вынуждены прибегать к альтернативным способам. Наиболее популярным в последнее время стал такой способ, как суррогатное материнство. Во многих странах оно считается актуальным и нормативно урегулированным способом, поэтому центры суррогатного материнства считаются нормой. Однако в России, данный процесс не редко вызывает ряд проблем не только физического и эмоционального характера, но и законодательного.

Россия относится к числу стран, в которых суррогатное материнство разрешено на законодательном уровне. На сегодняшний день правовое регулирование института суррогатного материнства в России осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

ст. 51- 52 СК РФ;

ст. 55 «Применение вспомогательных репродуктивных технологий» Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ;

     —  Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 №143-ФЗ (ст. 16 «Заявление о рождении ребенка»);

     — Приказом Минздрава РФ от 26.02.2003 №67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» и др.

Несмотря на наличие в России достаточно либерального законодательства в области суррогатного материнства, по сравнению с некоторыми странами Западной Европы, на сегодняшний день в России нет принятых нормативных актов, которые регулировали бы правоотношения, которые возникают между участниками процедуры суррогатного материнства.

Анализ статьи 51 Семейного кодекса РФ дает основания полагать, что применение репродуктивных технологий возможно только лицами, состоящими в браке. Однако, в статье 55 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» указано, что право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство имеют также мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке. В данном случае необходимо устранить данное противоречие, внеся изменения в ст. 51 Семейного кодекса РФ. Предлагается изложить абзац второй п. 4 ст. 51 Семейного кодекса РФ в редакции «лица, как состоящие, так и не состоящие в браке между собой, одинокая женщина и одинокий мужчина…».

Проблему преступного посягательства со стороны мошенников можно решить путем заимствования зарубежного опыта. Например,создание картотек со списками женщин, желающих стать суррогатными матерями, которые в какой-то степени смогут защитить генетических родителей и суррогатную мать от мошенничества и шантажа, как это делается в США.

Полагаю, что помимо создания картотек, дополнительную защиту могло бы обеспечить законодательное закрепление письменной, нотариально удостоверенной формы договора.

Стоит отметить, что Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 16.05.2017 № 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей» не привносит особой ясности в разрешение споров, связанных с применением репродуктивных технологий, а по большому счету лишь рекомендует нижестоящим судам проверить, заключался ли договор о суррогатном материнстве и каковы условия этого договора.

Законодатель установил исчерпывающий перечень требований, предъявляемый к суррогатной матери:

1)возраст суррогатной матери должен быть от 20-ти до 35-ти лет;

2)у нее должен быть один собственный здоровый ребенок;

3)наличие заключения, полученного от медицинского органа и свидетельствующее об удовлетворительном состоянии здоровья;

4)наличие письменного проинформированного добровольного согласия потенциальной суррогатной матери на медицинское вмешательство;

5)письменное согласие супруга, для женщин, которые находятся в зарегистрированном браке;

6)недопустимость одновременно быть донором яйцеклетки.

Правовые аспекты суррогатного материнства, в том числе и вопросы, которые связаны с регистрацией детей, рожденных с помощью суррогатного материнства, отражены в п. 4 ст. 51 СК РФ. Согласно данной норме следует, что в случае рождения ребенка с использованием услуг суррогатной матери в качестве его родителей записываются лица, чьи биологические материалы были использованы, однако лишь с согласия женщины, родившей ребенка.

Кроме того, СК РФ в п. 3 ст. 52 ставит запрет на оспаривание отцовства в случае, когда отец знал о применение вспомогательных репродуктивных технологий и дал на это свое письменное согласие, этого же права лишается как биологическая мать, так и суррогатная. По общему правилу, заявление о рождении ребенка должно быть подано не позднее месяца, а государственная регистрация детей, рожденных от суррогатной матери производится на основании документа, подтверждающего факт рождения ребенка; документа, выданного медицинским учреждением (к нему прилагается согласие суррогатной матери на запись потенциальных родителей в качестве родителей ребенка).

Помимо этого, согласие медицинской организации или же решение суда не требуется. Имя суррогатной матери никогда не указывается в свидетельстве о рождении. После того, как имена родителей внесены в книгу записи рождения ребенка, суррогатная мать безвозвратно теряет все права на ребенка. Дети, которые рождены суррогатной матерью для потенциальных родителей, не состоящими в официальном браке, или одинокими лицами, должны быть зарегистрированы по аналогии (ст. 5 СК РФ). В случае если суррогатная мать не дает такого согласия, то потенциальные родители имеют право требовать признания их в качестве родителей и передачи им ребенка на воспитание в судебном порядке.

Выводы и рекомендации.

Говоря о правовой регламентации суррогатного материнства в РФ можно сказать, что единый закон о суррогатном материнстве не принят и сейчас, но уже существуют отдельные законодательные акты, регулирующие взаимоотношения в этой сфере. С 2012 года в стране действует закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Некоторые статьи этого закона, Семейного кодекса и ряда других актов послужили законодательной основой для развития суррогатного материнства.

В Законе «Об актах гражданского состояния» также говорится о том, что генетические отец и мать не могут быть записаны родителями ребенка без согласия суррогатной мамы. При регистрации ребенка по заявлению супругов (генетических родителей), кроме документа, подтверждающего рождение, необходим документ от медицинского учреждения, подтверждающий согласие суррогатной матери на то, чтобы супруги были записаны как родители.

Следует улучшить законодательную базу по вопросам, касающихся суррогатного материнства, путем заимствования опыта и некоторых нормативно правовых актов.  

 

Список литературы

          1.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

3.Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 47. Ст. 5340.

4.Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

5.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 августа 2012 г. № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» // Российская газета. 2013. № 78/1.