РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ЮРИСПРУДЕНЦИЮ

9 июля 8:11

           Эволюция развития электронной торговли в Российской Федерации до сих пор не дала нам законодательного определения данного понятия.  Все это порождает различного рода проблемы при определении сущности электронной торговли.

         В научной среде наибольшие попытки дать определения понятия электронной торговли дают экономическая и юридическая дисциплины. В российской правовой системе электронная торговля появилась не в одночасье и периоде его формирования до сих пор не завершился.       

          В данной статье будут рассмотрены основные моменты, послужившие толчком для становления правовой системы электронной торговли, ее основные черты, коллизии, стоящие перед ней и которая в судебной практике, становится все более актуальной, образуя своего рода правовой вакуум в сфере, которая она должна регулировать.

        Итак, двадцать первый век был провозглашен информационной эрой, всему этому способствовало не только транспортная и логистическая доступность от маршрута А до маршрута Б, но и скорость передачи информации, а именно появление сети «Интернет» и бурное развития социальных сетей как приложение к нему[1].

        Отличительной чертой и главным достоинством электронной торговли является тот факт, что она осуществляется посредством электронного товарооборота. Что выделяет сразу несколько ее плюсов, это- отсутствие бумажной волокиты необходимой для оформления документов на бумажных носителях, снижение издержек, устранение посредничество, получение всей доступной информации о доступных товарах и услугах, а также существенное экономия времени.

        Но здесь необходимо внести ремарку, правовое развитие электронной торговли на западе и в России шло не одинаково. На западе, где был свободный рынок и коммерция, электронная торговля явилось своего рода этапом эволюции отношений, и в таком ключе вошла в их правовые системы, став естественным продолжением развития. В России в период, развития электронной торговли происходили важные социально-экономические потрясения, страна переходила от плановой экономики к рыночной, процесс правового регулирования был изменен под влиянием этих факторов. Все это наложило свой отпечаток на развития электронной торговли[2].

        Есть два фактора влияющие на это, во-первых, сдерживающие (отсутствует легальное определение понятия электронной торговли и т.д.) и, во-вторых, стимулирующие (законодательство Российской Федерации все более накапливает правоприменительную практику по правовому регулированию процессов электронной торговли и т.д.). Конечно, процесс совершенствования правового регулирования в Российской Федерации далек от совершенства, но это динамичный процесс, который медленно, но верно идет. Единственным минусом данного процесса является отсутствие четкой стратегии развития правовой системы, регулирующей вопрос электронной торговли. 

         Для начала, нужно уточнить, что в Российской Федерации правовое регулирование процессов электронной торговли регулируется комплексом нормативно-правовых актов.  Начиная с Конституции Российской Федерации, заканчивая подзаконными актами профильных министерств.

        Как известно, электронная торговля для физических лиц и государственных организаций осуществляется по-разному, так оно в Российском законодательстве устроено. Есть, например, пункт 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации устанавливается, «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Данная норма является декларативной, оно содержит правовые принципы, цели и задачи государства, специально нормативно правового акта, выделяющего именно институт электронной торговли в Российском законодательстве, не имеется, хотя предпосылки для этого имелись.

          Проект Федерального закона №11081-3 «Об электронной торговле» который был запланирован для регулирования отношений возникающих в процессе электронной торговли так и не был реализован, основные его положения нашли в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в многочисленных законах и  Постановлениях Правительства РФ регулирующих вопрос связанный с электронной торговлей[3].

        Анализ показывает, что действующее законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей уже можно применять к интернет- пространству. Изменение юридических рамок регулирования необходимо для того, чтобы сделать ясной область применения специального законодательства. Это относится в частности, к правовым основам рекламы алкоголя, обязанности использования национального языка в российских зонах Интернета для лучшей идентификации субъектов информационных отношений, организации игорного бизнеса с использованием сетей, доступности информации потребителям.  Все это должно служить цели более ясного выявления согласия сторон (субъектов) в сделке. Необходимо привлекать к разработке правил и внедрению кодексов профессиональной этики, типовых сетевых контрактов различных специалистов.

         Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что в настоящий момент в российской правовой практике ведется полномасштабная работа по организации порядка и контроля за электронной торговлей. Для приобретения обтекаемости и придания институту электронной торговли порядка необходимо его правовое регулирование. 

           Исходя из стремительного прогресса развития института электронной торговли, можно сделать вывод, что ее доля в российском обороте транзакций будет только увеличиваться, не только в сфере государственных закупок, но и в частном секторе.

          Свободное перемещение товаров, повышения числа тех из них, которые могут свободно перемещаться в цифровой форме, с одной стороны стимулируют рост мировой экономики, но с другой — значительно усложняют процедуры учета, контроля и налогообложения в данной сфере, повышают риски экономической безопасности. Решение указанных проблем на национальном уровне в современных условиях крайне затруднено. Не случайно наиболее эффективные попытки предпринимаются на уровне крупных интеграционных объединений (Европейский Союз, Таможенный Союз)[4], а установление единых правил электронной торговли — одна из наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед всем международным сообществом.

Использованные источники

  1. Демирчян В.В. Проблемы правового регулирования международной электронной торговли// Общество: политика, экономика, право. 2016. — № 6. — С. 12–15.
  2. Рассолов И.М. Организация управлением электронной торговлей и электронными платежами в свете нового Российского законодательства// Экономика. Право. общество. № 1 (1). С. 33-38.
  3. Каримова Р.С. Бердегулова Л.А. Заключение договоров в сети «Интернет» (электронная торговля) // COLLOQUIUM-JOURNAL № 8-9 (32). 2019. С. 43-44;
  4. Шептухина И.И., Дорофеева Д.Д. Электронная торговля в России: проблемы и перспективы// Конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития современной экономики. Самарский государственный технический университет» [2015 г. С. 345-349].

 

 

[1] Каримова Р.С. Бердегулова Л.А. Заключение договоров в сети «Интернет» (электронная торговля) // COLLOQUIUM-JOURNAL № 8-9 (32). 2019. С. 43-44;

[2] Шептухина И.И., Дорофеева Д.Д. Электронная торговля в России: проблемы и перспективы// Конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития современной экономики. Самарский государственный технический университет»[ 2015 г. С. 345-349];

[3] Рассолов И.М. Организация управлением электронной торговлей и электронными платежами в свете нового Российского законодательства// Экономика. Право. общество. 2015. № 1 (1). С. 33-38.

[4] Демирчян В.В. Проблемы правового регулирования международной электронной торговли// Общество: политика, экономика, право. 2016. — № 6. — С. 12–15.