Проблеме борьбы с безработицей в странах Запада всегда уделялось много внимания. Однако преодоление безработицы, этого «наиболее значительного порока общества» на практике достаточно сложная задача. Подобрать необходимые меры в данном случае – значит повести правильный диагноз экономической природы безработицы, учесть изменения в протекании макроэкономических процессов, найти адекватные меры государственной политики занятости. На основе опыта решения проблемы безработицы в развитых странах можно установить, что использовались различные формы регулирования занятости. До 40-х годов ХХ века преобладало рыночное регулирование занятости. Затем были опробованы кейнсианские рецепты государственного регулирования полной занятости. С середины 80-х годов политика занятости ориентируется на монетарную теорию, обосновывающую дерегулирование рынка труда.
Мировая практика борьбы с безработицей выявила сложнейшую проблему экономической политики – как содействовать росту занятости, не стимулируя инфляцию. Долгое время в проведении политики занятости использовалась закономерная связь безработицы и инфляции, выраженная кривой Филлипса. В политике занятости преследовалась цель как можно больше сократить уровень безработицы за счет ослабления контроля над инфляцией [8].
На практике в 70-е годы прошлого века это вызвало рост безработицы и всплеск инфляции. Экономика оказалась в порочном кругу стагфляции – одновременного развития двух негативных тенденций роста безработицы и инфляции. Этот опыт государственного регулирования занятости показал неэффективность применявшихся методов борьбы с безработицей, необходимость поиска других путей в политике занятости. Эмпирически прослеживалась тенденция – при попытке стран снизить безработицу ниже 5% в большинстве из них возникали серьезные трудности в экономике [12].
В современных национальных программах занятости ставится задача не вообще изжить безработицу, а снизить ее до естественного уровня, сократить длительность безработицы, не допустить ее хронического характера, удержать безработицу на социально допустимом уровне, применять инфляционно «безвредные» методы борьбы с безработицей, обеспечить социальную защиту безработных. Стратегическая задача государственной политики занятости – создание условий для устойчивого роста эффективной занятости.
Конкретный набор мер государственной политики занятости может различаться по странам, исходя из учета социально-экономических условий страны. Вместе с тем все меры воздействия государства на уровень развития занятости принято классифицировать на два типа государственной политики занятости – активной и пассивной.
Государственная активная политика занятости достаточно новый тип политики, начала применяться с середины 60-х гг. ХХ века. Суть ее кратко можно выразить следующими положениями:
— труд вместо пособий;
— профилактика безработицы;
— сдерживание роста безработицы, а не исправление ее социально-экономических последствий [9].
Приоритетной мерой этой политики является обучение и переобучение работников и безработных, исходя из намеченных структурных перестроек в экономике. Таким образом повышается конкурентоспособность работников на рынке труда, формируется структура предложения рабочей силы, адекватная требованиям гибкости рынка труда. Основная задача активной политики занятости – предотвращать, уменьшать безработицу, сокращать ее длительность, содействовать структурным преобразованиям, более высокому и стабильному уровню занятости.
Пассивная политика занятости сосредоточена на мерах социальной защиты, предоставлении пособий безработным, материальной помощи длительно неработающим.
Первостепенное значение имеет активная политика занятости. В тех странах, где достигнуто оптимальное сочетание мер этой политики с достаточно высокой социальной защитой граждан, отсутствует социальная напряженность на почве сохранения высокой безработицы [6].
В период массовой безработицы государство использует такие меры регулирования занятости как законодательное сокращение рабочего дня, рабочей недели, досрочное увольнение на пенсию работников государственного сектора, если они не доработали до пенсии 2-3 года, ограничение иммиграции в страну, рекомендует предприятиям «разделять рабочее место» на несколько человек.
Постоянным направлением государственной политики занятости является социальная поддержка безработных. Системы выплат пособий по безработице существенно различаются по странам, что отражается в размерах, сроках получения, условиях предоставления пособий. Экономический потенциал развитых стран позволяет им выплачивать пособия по безработице примерно на уровне 60 – 70% от размера заработной платы перед потерей работы [10].
Что касается Российской Федерации, то здесь, безработный обязан собрать целый пакет документов, которые подтверждают, что данный гражданин в настоящий момент не имеет работы, но желает получить ее. Положительным моментом в отечественной практике является то, что нахождение на учете по безработице происходит без прерывания трудового стажа, а это, в свою очередь, оказывает в дальнейшем существенное влияние на размер получаемой пенсии [4].
Одинаковые программы занятости в разных странах реализуются с различной результативностью, отдельные программы занятости обнаруживают низкую эффективность, другие имеют более высокую отдачу. Сама постановка вопроса об эффективности программ занятости привлекает внимание к поиску экономичных программ занятости, к разработке целенаправленных программ занятости, адаптированных к состоянию конкретных рынков труда, адресно ориентированных на отдельные группы незанятых граждан.
Политика занятости подразумевает под собой комплекс мер, как прямого, так и косвенного воздействия на уровне социально-экономического развития как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности, а также мероприятий, которые направлены на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости [2].
В РФ концепция занятости прорабатывается в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. В свою очередь, основные положения концепции занятости изложены в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» [1]. В нем указывается, что каждый гражданин страны имеет право на добровольное избрание любого вида общественно полезной деятельности, которая не противоречит законодательству, а также свободное место работы и ее вида. В РФ на законодательном уровне провозглашается демократический принцип добровольности труда, исходя из которого, занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении и при этом запрещается административное принуждение к труду.
В государственной политике занятости не могут не учитываться изменения на рынке труда, сложившиеся формы безработицы. Другими словами, как цели, так и задачи государственной политики занятости постоянно конкретизируются относительно определенного социально-экономического этапа развития страны и согласовываются с основами структурно-инвестиционной, демографической, внешнеэкономической политики, политики финансовой стабильности, доходов и экономического роста с учетом динамики развития рынка труда[11].
Важнейшие признаки современного рынка труда состоят в следующем:
— гибкость;
— подвижность спроса и предложения рабочей силы;
— использование нетрадиционных форм занятости;
— использование гибких режимов труда;
— наличие высокоспециализированных и высококвалифицированных работников;
— развитие различных форм подготовки и переподготовки работников.
Государственная политика, преимущественно направленная на содействие гражданам в поиске работы, является гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно выбранную занятость [3].
Для этого разрабатываются специальные федеральные, региональные, муниципальные программы, а так же мероприятия, которые позволили бы нормализовать рынок труда. Ведь от состояния сферы занятости зависит не только благополучие населения, конкретного человека, его благосостояние и даже не степень развитости отдельного субъекта страны и региона, а это сказывается на уровне развития всего государства. Таким образом, все сферы жизнедеятельности человека очень взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому если происходит дисбаланс в одной из сфер, то это отражается на других областях.
Роль государства в регулировании занятости населения очевидна. Однако следует отметить обязательность реализации комплексного системного подхода, который, структурно, представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Современный комплексный системный подход к занятости в
государственной политике
Источник: составлено автором
Таким образом, государство должно проводить грамотную политику, в которой четко устанавливаются ключевые направления государственного регулирования:
— формирование системы свободного выбора труда;
— осуществление законодательного регулирования рынка труда и трудовых отношений;
— функционирование государственных служб занятости;
— организация условий по созданию рабочих мест и организация работ по обеспечению занятости социально уязвимых групп населения;
— осуществление выплат государственных пособий по безработице;
— участие государства в формировании системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров [7].
Как уже отмечалось, государственная политика занятости в РФ осуществляется на всех уровнях управления, где реализуются как стратегические, так и тактические цели (рисунок 2).
Рисунок 2. Уровни осуществления государственной политике в сфере занятости в Российской Федерации
Источник: составлено автором
В настоящее время преобладающей формой безработицы является структурная. Когда на первый план выдвинулись структурные проблемы, то оказалось, что политикой увеличения совокупного спроса их невозможно решить, этих мер недостаточно. Структурная безработица требует выполнения специальных программ развития людских ресурсов, а также использования рыночных механизмов для усиления мобильности рабочей силы и трудовой мотивации работников [5]. Государственная политика занятости адаптируется к гибкости рынка труда, изменяются ее масштабы и способы государственного воздействия на рынок труда.
В современной государственной политике занятости ставится задача совместно с рыночными механизмами решать проблемы структурной безработицы, поддерживать и контролировать рыночные механизмы, стимулировать гибкость рынка труда, предоставить большую свободу и самостоятельность работодателям в вопросах найма рабочей силы.
Государственное регулирование занятости становится менее жестким, но оно сохраняется в допустимых пределах, его приоритетом становится формирование квалифицированной рабочей силы, изменение структуры предложения рабочей силы на рынке труда, поддержание уровня занятости через регулирование спроса и предложения труда.
Таким образом, в рыночной экономике проводится целенаправленная государственная политика занятости, государство регулирует спрос и предложение на рынке труда, принимает на себя ответственность за обучение, переобучение и трудоустройство безработных, постоянно осуществляет поиск новых подходов к регулированию занятости, адекватных происходящим изменениям на рынке труда.
Литература
- Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (последняя редакция)
- Арифуллина, Д.М. Государственная политика в области содействия занятости населения [Текст]/ Д.М. Арифуллина, Р.Н. Субханкуло. // Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции «Инновации в науке и практике». – Уфа: ООО «Дендра», 2018. — С. 158-161.
- Голованова, А. Факторы и резервы роста производительности труда как основа стратегии управления [Текст]/ А. Голованова, В.Н. Минат. // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы современной науки». — Рязань: Издательство РИРО, 2018. — С. 300-309.
- Драчук, М.А. Государственная идеология и государственная политика на рынке труда в современной России [Текст]/ М.А. Драчук // Правоприменение. 2018. Т. 2. № 4. — С. 60-67.
- Кострова, Ю.Б. Проблемы управления занятостью населения в Рязанской области [Текст]/ Ю.Б. Кострова // Сб.: Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте :сб. науч. ст. — М. : Московский университет им. С.Ю. Витте, 2016. — С. 76-84.
- Кострова, Ю.Б. Анализ подходов к регулированию самозанятости населения: российский и международный опыт [Текст]/ Ю.Б. Кострова, О.Ю. Шибаршина // Экономика труда. 2018. Т. 5. № 4. С. 1137-1146; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://creativeconomy.ru/lib/39523 (06.07.2019)
- Курочкина, Е.Н. Человеческий и интеллектуальный капитал в системе стратегического управления общественно-экономическим развитием [Текст]/ Е.Н. Курочкина, В.Н. Минат. // Сборник научных трудов «Современные энерго- и ресурсосберегающие экологически устойчивые технологии и системы сельскохозяйственного производства». – Рязань: ФГБОУ ВО РГАТУ, 2016. — С. 189-193.
- Леонтьева, Л.И. Проблема функционирования и регулирования рынка труда: эволюция теоретических воззрений [Текст] / Л.И. Леонтьева, Н.Э. Фетисова // Вестн. Костромского гос. техн. ун-та. Сер. Экон. науки. – 2013. — № 1. – С. 6-8.
- Минат, В.Н. Экономика (основы экономической теории): Учебное пособие [Текст] / В.Н. Минат. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России. Рязань, 2003. Том Часть 2. – 67 с.
- Нефедьева, Е.И. Стандарты качества жизни в области занятости населения и механизмы их обеспечения [Текст] / Е.И. Нефедьева // Baikal Research Journal. – 2013. – № 6. – С. 20 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/standarty-kachestva-zhizni-v-oblasti-zanyatosti-naseleniya-i-mehanizmy-ih-obespecheni… (03.07.2019).
- Сагидов, А.К. Основные характеристики государственной политики в сфере занятости населения [Текст] / А.К. Сагидов. // Вопросы структуризации экономики. 2018. № 4. — С. 60-62.
- Шибаршина, О.Ю. К вопросу о динамике показателей безработицы в России [Текст] / О.Ю. Шибаршина. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). — С. 292-298.