СУДЬБЫ ВОЕННОПЛЕННЫХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ИЗ ЯКУТИИ (НА ПРИМЕРЕ УСТЬ-АЛДАНСКОГО РАЙОНА)

19 января 11:52

Чем дальше в историю отходят от нас годы войны, тем полнее и ярче проявляется величие героического подвига советского народа, мужественно выстоявшего в невиданно жестокой схватке с фашисткой Германией. Десятки тысяч воинов – якутян самоотверженно сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, показывая примеры храбрости и геройства. Но войн без убитых, раненых, а также без пленных не бывает. Причем пленение как факт, особенно массовое, происходит в подавляющем большинстве случаев не вследствие низких моральных качеств и патриотических чувств воинов, а имеет прямую зависимость от объективных условий, сложившихся заранее или в этот период как результат просчетов и ошибок в подготовке страны к войне.

По статистике, которая велась в нашей стране, в годы войны, попали в фашистский плен более 4,5 млн. граждан СССР (по статистическим данным Германии — 5,7 млн. человек) [7].

Данная работа написана, с целью исследовать малоизученную тему о военнопленных из Якутии и их дальнейшие судьбы. В рамках раскрытия данной проблемы, поставлены следующие задачи: используя материалы из краеведческих музеев района, собрать воспоминания и фотографии военнопленных, из газетных и журнальных статей, из архивных документов воссоздать доброе имя воина Отечественной войны. В последнее время исторический период Великой Отечественной войны широко изучается и с каждым годом становится актуальной.

Во время Великой Отечественной войны, особенно в начале и в первые годы, на фронте нередко складывалась такая обстановка, когда советские воины просто не могли не попасть в плен: не хватало винтовок, боеприпасов, низкой была профессиональная подготовка личного состава. Крайне невыгодные условия, в которых пришлось действовать в первые дни войны войскам Красной армии, потеря связи и управления во фронтовом и армейском звене привели к образованию огромных брешей в обороне, к окружению и отсечению от основных сил фронтов не только отдельных частей и соединений, но и целых армий.

Условия, приведшие солдата к пленению, были различны.  Как правило, этому предшествовали ранение, физическое истощение, отсутствие боеприпасов. Но каждый знал, что добровольная сдача в плен по трусости или малодушию всегда признавалась воинским преступлением.  Почти все,  кто попал  в фашистский плен, испытывали в трагический  час тяжелый психологический удар, отбросивший их из рядов советских воинов в беззащитную массу военнопленных. Это трагическая сторона войны не обошла и народ саха. Большинство из известных нам фактов пленение военнослужащих, призванных из Якутии, относится к 1942-1943гг.

Поскольку ни одна война не обходилась без пленных, всегда существовали законы, охраняющие права военнопленных.  Известно, что в 1929 г.в Женеве была принята Конвенция о режиме военнопленных, которую, кстати, 21 февраля 1934г. подписала и гитлеровская Германия[6].

Концентрационные лагеря- специально оборудованные места превентивного заключения для противников нацистского режима. Были известны жестоким обращением с узниками и нечеловеческими условиями их содержания.

      Концлагеря, созданные фашистами и их союзниками, находились на территориях разных стран:

  • Германия – Бухенвальд, Галле, Дрезден, Дюссельдорф, Катбус, Равенсбрюк, Шлибен, Шпремберг, Эссен;
  • Австрия – Амштеттен, Маутхаузен;
  • Польша – Красник, Майданек, Освенцим, Пшемысль, Радом;
  • Франция – Мюлуз, Нанси, Реймс;
  • Чехословакия – Глинско, Кунта-гора, Натра;
  • Литва – Алитус, Димитравас, Каунас;
  • Эстония – Клоога, Пиркуль, Пярну;
  • Белоруссия – Барановичи, Минск,
  • а также на территории Латвии и Норвегии[10]

16 августа 1941г. Ставкой Главнокомандования был издан приказ № 270, из которого следовало, что, если «часть красноармейцев место организации отпора врагу предпочтет сдаться в плен- уничтожить их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишить государственного пособия и помощи». Командиров и политработников, «сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту, как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.

Таким образом, вину за поражения возложили на людей, попавших в плен. Даже в случае побега из плена военнослужащие подвергались репрессиям в ходе войны и после ее окончания.

Для проверки военнопленных и тех, кто попал в окружение, решением ГКО от 27 декабря 1941 г. были созданы спец лагеря НКВД СССР. Проверкой занимались органы контрразведки- особые отделы НКВД.

Из проверочно-фильтрационных лагерей многих  направляли в лагеря ГУЛАГ или на спец поселение. Бывших военнопленных сводили в особые батальоны и в принудительном порядке направляли в отдаленные районы страны на постоянную работу на предприятиях лесной и угольной промышленности[6].

Из Усть-Алданского района в войну были призваны- 2198 человек, из них вернулись- 947 человек, погибли и без вести пропали- 1242, звание «Герой Советского Союза и России» присуждено 2 воинам[5]. Из нашего района в плену побывали несколько человек, может быть чуть больше, но на сегодняшний день мы нашли 8 военнопленных из разных источников.

Васильев Константин Михайлович был пленен под г. Житомир в 1943г. в августе1945 г. прибыл для фильтрации из Австрии. После фильтрационного лагеря в марте 1946 г. был направлен на спец поселение на шахту «Сталинуголь»[2].

Охлопков Михаил Николаевич(1921-2012,13гг.) призван в армию в 1943 г. Служил в 87 гвардейской краснознаменной дивизии. Был пленен в1944г. под городом Клайпеда. Вернувшись на родину работал бухгалтером, зам. председателем колхоза «Тырагатталаах». Затем 30 лет шофером совхоза[5].

Самсонов Прокопий Алексеевич (1920-1999гг.) Служил в 93 гвардейской дивизии, 281 полке, 3 пулеметной роте. В июле 1941 г. попал в плен под Гостищево. В 1945г. его посылают для фильтрации в лагерь для военнопленных.  Затем в городе Лаутобер работает на сборке самолета, в городе Биттерфельд на хим.заводе, в городе Подольск на стройке завода. И только в 1947 г. возвращается на родину[4].

Крылов Николай Михайлович (1922-1991) призван в армию в 1942 г. Скоро в составе армии генерала Власова попал в окружение. По выходу из окружения воевал в составе штрафного батальона до 1944 г.  После ранения вернулся домой. С 1945 по 1968 гг. добросовестно работал в милиции.  От начальника отдела стал капитаном. Испытал на себя недоверие и разные «прозвищи» как «власовец», «штрафник» [5].

Габышев Степан Владимирович (1923-2007) призван в армию в 1942г. Служил в 184 дивизии, 294 полка.  Попал в плен под Курской Дугой. В 1945г. в Магнитогорске работал в заводе. Вернулся на родину в 1948 г.[8].

Оллонов Федор Федорович (1910-1968) призван в армию в 1942г. Попал в плен, но точного местонахождения концентрационного лагеря он не знал. Вернулся на родину в 1947. Вернувшись, не щадя своих сил, он упорно работал на всех трудах колхоза. [9]

Сыроватский Иван Васильевич (1905-1985) призван в армию в 1942 г. Попал в плен в 1943 под Орлом. Был в фашистских лагерях. Вернулся на родину в 1947г. Он был мастером дерева, охотником, рыбаком[3].

Курилкин П. Н (1915-1957) призван в армию в 1942 г. Служил в 5 армии, 34 гвардейской дивизии, 107 стрелкового полка.  Попал в плен под Запорожьем. Вернулся на родину в 1945г.[1].

Судьбы якутских военнопленных во всех случаях горьки. Органы госбезопасности в послевоенный период продолжали необоснованное привлечение к уголовной ответственности, бывших военнопленных. Вернувшиеся из плена после войны не могли найти работу, а большинство из них по состоянии здоровья умирали.

С 1956 г. все дела военнопленных начали пересматриваться, большинство из них реабилитированы. Несмотря на название постановления, в нем ничего не было сказано о реабилитации членов семей военнослужащих, испытавших на себе все виды репрессий[6].

Таким образом, судьба этих людей была поистине трагичной. С подачи Сталина на них закрепилось клеймо «предатели». Вырвавшись из фашистского плена, они попадали в объятия ГУЛАГ. Репрессиям подвергались их родственники и дети. Глубокий страх засел в душах этих людей. По возможности они меняли фамилии и давали себе обет молчания на всю оставшуюся жизнь. Эта страница истории наглухо была закрыта. Об этом не говорилось и не писалось. Но это вовсе не значит, что мы не должны об этом знать. Поисковая работа по составлению списков воинов – якутян, попавших в плен продолжаются.

Судьбы узников концлагерей очень поучительны для нас и сегодня. Они учат нас целеустремлённости, настойчивости, трудолюбию. Это поколение восхищает своей стойкостью духа. А эти страницы истории взывают нас делать всё возможное, чтобы люди никогда больше не испытывали всех ужасов фашизма.

Литература

  1. Афанасьев, М. Хатын сыһыылар: ахтыылар/ М. Афанасьев.-Дьокуускай,- 2010.- 76 с.
  2. Баайаҕантай уонна байаҕантайдар.- Танда: АПХ Мүрү саһарҕата, 2009.- 221 с .
  3. Борисов, А. Өнөр/ А. Борисов.- Якутск: Бичик, 1997.- 93 с .
  4. Бурнашева, У. Аат айаҕыттан тыыннаах ордон/ У. Бурнашева// Мүрү саһарҕата.- 1995.- тохсунньу 31 күнэ.- 1 с.
  5. Гоголев, П. Штрафной батальоҥҥа сэриилэспитим/ П. Гоголев// Мүрү саһарҕата.- 1998.- сэтинньи 24-28 күннэрэ.- 8 с.
  6. Кривошеев, Г.Ф. Полвека назад: Великая Отечественная война. Цифры и факты/ Г.Ф. Кривошеев.- Москва, 1995.- 94с.
  7. Петров, Д. Д. Якутия в годы Великой Отечественной войны/ Д.Д. Петров. – Якутск, 1797- 356с.
  8. Сокольникова, А.С. Бороҕон улууһа/ А.С. Сокольникова.-Дьокуускай: книгоиздательство Бичик,- 2007.- 87 с.
  9. Уус- Алданнар- Аҕа дойду көмүскэлигэр.- Бороҕон: АПХ Мүрү саһарҕата,-2011.- 281, 284 с
  10. http://forum.vgd.ru