УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ГЕРМАНИИ И РОССИИ.

25 июня 7:10

На сегодняшний день налоговые преступления были и остаются одной из основных причин, не поступления в казну государства денежных средств. В современной юридической литературе наиболее распространенным является мнение различных авторов о том, что налоговыми преступлениями являются деяния, посягающие на отношения, которые возникают в связи с уплатой налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Эти деяния выражаются в неисполнении налогоплательщиками обязанностей по исчислению и перечислению налогов и сборов в бюджетную систему России. В связи с этим, к налоговым преступлениям относятся лишь общественно опасные деяния, предусмотренные ст. 198, 199,199.1 и 199.2 УК РФ. Данное толкование круга налоговых преступлений, по нашему мнению, является наиболее правильным, потому что в указанных преступлениях присутствует особый субъектный состав налоговых правоотношений в виде налоговых органов, налогоплательщиков и налоговых агентов, а также специфический объект, которым являются общественные отношения по поводу исчисления, уплаты налогов и сборов и осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.

В уголовно-правовой литературе встречается понятие «преступления в сфере налогообложения», которое отдельными авторами рассматривается шире, чем понятие «налоговые преступления»; в него, помимо составов налоговых преступлений, включаются деяния, предусмотренные ст. 159 УК РФ, ст. 174 УК РФ, ст. 172 УК РФ и др.

Развитие финансово-бюджетных отношений в Российской Федерации требует постоянной корректировки правового регулирования и уголовной политики в данной сфере общественных отношений. Противодействовать налоговой преступности одними административными ресурсами представляется неэффективным. Это особенно является актуальным в условиях современной правовой глобализации. Поэтому чрезвычайную важность приобретает соответствующая регламентация уголовной ответственности за налоговые преступления в отечественном законодательстве, а также безошибочное применение уголовно-правовых норм. С целью выявления положительного опыта формулировки норм об ответственности за налоговые преступления проанализируем законодательство зарубежных стран.

Рассмотрим уголовно-правовые нормы об ответственности за налоговые преступления на примере законодательства романо-германской правовой системы (Германия).

Достаточно интересным на наш взгляд представляются нормы регулирующие уголовную ответственность за налоговые преступления, предусмотренные в ФРГ. Германия входит в число стран с высокими налогами, которые, тем не менее, принимаются населением как характерный признак развитого «социального государства».[1]

Система уголовного налогового права ФРГ отличается продуманностью. На налоговые преступные деяния распространяются общие уголовные законы, если уголовные нормы налоговых законов не устанавливают иное[2].

Нормы за уклонение от уплаты налогов находиться за пределами УК ФРГ и предусмотрены в § 370 Налогового устава Германии. Деяние представляется в трех альтернативных формах:

  • неправильные или неполные сообщения финансовым или иным властям о фактах, имеющих налоговую значимость (активный обман);
  • оставление в неосведомленности финансовых или иных властей о фактах, имеющих налоговую значимость, в нарушение правовой обязанности (пассивный обман);
  • неприменение в нарушение правовой обязанности налоговых марок (особая разновидность пассивного обмана).

Выше перечисленные преступления согласно ч.1 § 370 Налогового устава Германии наказываются штрафом либо лишением свободы на срок до 5 лет. Согласно ч.3 § 370 Налогового устава Германии более строгому наказанию за уклонение от уплаты налогов подлежит лицо, которое: 1) добивается значительного сокращения размеров налогов или увеличение объема неоправданно предоставляемых налоговых льгот; 2) злоупотребляет своими полномочиями или должностным положением, либо использует содействие такого лица; 3) постоянно незаконно добивается сокращения налоговых выплат или представления неоправданных льгот путем использования поддельных документов[3]. В данном случае лицо наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 10 лет.

На наш взгляд стоит учитывать специфические особенности немецкого права, например: предмет налоговых преступлений увеличен за счет таможенных сборов, а Российский законодатель его выделил в отдельный состав преступления, предусмотренный ст. 194 УК РФ. В целом в Германии наблюдается иной подход в области ответственности за налоговые преступления, присутствует целостная система норм, немецкий законодатель не разграничивает уклонение от уплаты налогов и мошенничество в налоговой сфере и представляет «уклонение» посредством расширительного толкования в отличие от Российского законодателя. А так же субъектом преступления в сфере налогов может быть только физическое лицо.

Подводя итог, проведенного анализа, законодательство Германии, на наш взгляд представляет, безусловно, интерес для России. Уголовно-правовые нормы, об ответственность за налоговые преступления, могут находиться не только в уголовном кодексе, но и в нормативных актах налогового законодательства. Таким образом, проблема налоговой преступности на сегодняшний день становится «неисцелимой болезнью» для некоторых стран. Законодатель, видя ее симптомы пытается ее «излечить» но, к сожалению, в условиях настоящего времени эти проблемы не поддаются лечению, так как зависят от социального неравенства, недостаточного уровня уголовного наказания, коррупции и безграничного стремления к наживе.

 

Использованные источники:

  1. Капля В.А. Налоговые преступления. Выявление и документирование: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2012. С.24.
  2. Feyerabend J. Fluchtburgen des Yeldes: Wo die Reichen sich verstecken. — Dusseldorf; Wien: Econ. 1985. — 197 S.
  3. Money Payment (Justices Procedure) Act 1935. PGA, L., 1935.

 

[1] 1.Капля В.А. Налоговые преступления. Выявление и документирование: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2012. С.24.

[2] Feyerabend J. Fluchtburgen des Yeldes: Wo die Reichen sich verstecken. — Dusseldorf; Wien: Econ. 1985. — 197 S.

[3] Money Payment (Justices Procedure) Act 1935. PGA, L., 1935.