Период младшего школьного возраста является одним из важнейших в развитии и становлении личности ребенка. В данный период происходит смена ведущего вида деятельности с игрового на учебный, происходит активное развитие всех сфер жизнедеятельности личности. Стремительное развитие также получает и эмоциональная сфера ребенка, что, в некоторых случаях может обуславливать возникновение детской агрессивности.
На сегодняшний день термин «агрессия» (от лат. — aggredi — нападать) имеет немало различных значений как в научных трудах, так и в обыденной речи. Об агрессии можно говорить и в широком и в узком смысле слова:
— в широком — когда она присутствует в поведении, в мотивах, снах и т.д., не обязательно проявляясь вовне;
— в узком — когда она имеет место в действиях, поведении или высказываниях. Но и в том и в другом случае — это агрессия, причем обе эти формы теснейшим образом способны переплетаться [3, c. 24].
Изучение природы агрессивности показывает, что она может происходить из разных источников: страха смерти, особого отношения к ней (некрофильская агрессия), как способ адаптации (адаптивная агрессия) либо достижения поставленной цели (инструментальная агрессия), как форма защиты от реальной или мнимой опасности (защитная агрессия), как заранее спланированное действие, в результате которого будет нанесен ущерб человеку или объекту (целевая агрессия).
Выделяют специфику проявления агрессии и агрессивности в различные возрастные периоды развития ребенка. В младшем школьном возрасте инициаторами агрессивности являются уже не отдельные личности, а группировки детей, агрессивное поведение становится все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессивностью в пользу последней.
И. А. Фурманов, делая упор на проявлениях агрессивности, выделяет 4 категории агрессивных детей, что может наблюдаться в период младшего школьного возраста [5, c. 121]:
- Дети, которые склоны к проявлению физической агрессии.
Им характерны следующие черты: активность, деятельность и целеустремленность, решительность, склонность к риску, бесцеремонность и авантюризм. Экстравертированность таких детей (выражается в общительности, раскованности, уверенности в себе) отличается честолюбием и стремлением к признанию обществом. Как правило, этому сопутствуют хорошие лидерские качества, умение сплотить сверстников, правильно распределять между ними групповые роли, увлекать за собой. Вместе с этим им свойственно демонстрировать собственную силу и власть, стремление к доминированию над другими людьми и к проявлению садистских тенденций.
Помимо этого, таким детям характерная малая рассудительность и сдержанность, плохой самоконтроль. Нередко это связано с недостаточной социализацией и неумением или нежеланием сдержать или отсрочить удовлетворение собственных потребностей. У них нередко присутствует желание испытать острые ощущения, а при нехватки последних таким детям становится скучно, потому как они нуждаются в регулярной стимуляции [5, c. 124]. Так как любая задержка ими переносится тяжело, то свои желания дети пытаются реализовывать сразу же, не думая о результатах своих действий даже в тех случаях, если осознают, что дело хорошо не кончится. Агрессивные дети поступают импульсивно и непродуманно, почти не извлекают уроков из своего отрицательного опыта, тем самым, и совершают одни и те же ошибки. Им не свойственно придерживаться никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, как правило, они просто игнорируются. Поэтому такой тип детей склонен к нечестности, лжи, измене.
- Дети, которые склоны к проявлению вербальной агрессии [5, c. 124]
Данный тип детей склонен к психической неуравновешенности, постоянной тревожности, сомнениям и неуверенности в себе. Им свойственна активность и работоспособность, однако, в проявление эмоций имеется тенденция к пониженному фону настроения. Внешне нередко дети выглядят как угрюмые, недоступные и высокомерные, но при более близком знакомстве раскрываются, «оттаивают» и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них типичен постоянный внутриличностный конфликт, влекущий за собой состояние напряженности и возбуждения. Еще одна особенность данного типа детей заключается в низкой фрустрационной толерантности, даже маленькие неудачи выбивают их из колеи. Так как они обладают чувственным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особо сильно такие отрицательные эмоции проявляются при любых реальных или мнимых умалениях их значения, престижа или чувства личного достоинства. Кроме того, они не могут и/или не считают необходимым скрыть свои чувства и отношение к другим и выражают их в агрессивных вербальных формах.
Совокупность спонтанности и импульсивности у таких детей существует рядом с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживающих их от переживаний и внутренних конфликтов.
- Дети, которые склоны к проявлению косвенной агрессии [5, c. 126].
Такие дети отличаются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью своих поступков. Они нечасто думают о причине своих поступков, не предчувствуют их результатов и не могут переносить колебаний. Детям, которым характерны низкие духовные интересы отличаются усилением примитивных желаний. Они с радостью предаются чувственным наслаждениям, стремясь к моментальному и неоспоримому удовлетворению потребностей, не принимаю в счет обстоятельства, моральные нормы, этические стандарты и желания других. Косвенный характер агрессии выступает следствием их двойственной натуры: с одной стороны, они смелые, решительные, склонные к риску и общественному признанию, с другой — им присущи женские черты характера: они сензитивны, мягки, уступчивы, зависимы, отмечается наличие нарциссизма (стремления привлекать к себе внимание с помощью экстравагантного поведения). Помимо этого, из-за своей чувствительности дети не выносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, которые их критикуют, раздражают их, вызывают чувства обиды и подозрительности.
- Дети, склонные к проявлению негативизма [5, .c 128].
Дети данной группы отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью. Основные свойства характера проявляются в эгоизме, самодовольстве, чрезмерном самомнение. Все, задевающее их личность, вызывает протест. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они принимают в качестве обиды и оскорбления и, так как у них низкая фрустрационная толерантность они не могут держать свои эмоции при себе, и начинают тут же активно выражать свое негативное отношение. Вместе с этим таким детям свойственна рассудительность, следование традиционным взглядам, продуманность каждого своего слова, и это нередко предотвращает ненужные конфликты и интенсивные переживания. Отметим, они часто меняют активный негативизм на массивный — замолкают и не идут дальше контакт.
Представленные особенности детской агрессивности также могут быть смешанными, а дети, которым присущ повышенный фон агрессии могут в разных ситуациях демонстрировать различные формы агрессивного поведения [2, c. 79].
Для того, чтобы вовремя выявить особенности детской агрессивности, в рамках психологического знания существует большое количество диагностических методов определения уровня агрессивности ребенка, совместно с его особенностями. Так, в силу возрастных особенностей, детская агрессивность в младшем школьном возрасте может быть обнаружена средствами наблюдения. Однако наиболее достоверным способом получения знаний о детской агрессивности является психодиагностика с помощью специализированных методик.
Так, в качестве наиболее распространенных методик изучения агрессивности младших школьников принято выделять [4, c. 3]:
- Методика Басса-Дарки.
- Опросник «Агрессивное поведение» П. А. Ковалева.
- Опросник «Личностная агрессивность» П. А. Ковалева.
- Тест руки Вагнера.
- Вербальный фрустрационный тест.
- Проективная методика «Дом Дерево Человек».
- Проективная методика «Несуществующее животное».
Рассмотрим подробнее данные методики.
Методика Басса-Дарки. Опросник личностный, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций [1, c. 72].
Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, обида, подозрительность, раздражение, физическая агрессия, чувство вины.
Опросник «Агрессивное поведение» П. А. Ковалева. Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. Детям предлагается ответить на перечень вопросов, варианты ответов: «Да», либо «Нет».
Шкалы агрессивности в данной методике следующие: склонность к прямой вербальной агрессии, склонность к косвенной вербальной агрессии, склонность к косвенной физической агрессии, склонность к прямой физической агрессии, уровень несдержанности респондента.
Опросник «Личностная агрессивность» П. А. Ковалева. Опросник сдержит 80 утверждений [4, c. 33].
Цель: выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
Основные диагностируемые шкалы: 1. Шкала – вспыльчивость 2. Шкала — склонность к наступательности 3. Шкала – обидчивость 4. Шкала — склонность к неуступчивости 5. Шкала – бескомпромиссность 6. Шкала – мстительность 7. Шкала — нетерпимость к мнению других 8. Шкала – подозрительность.
Кроме того, сумма баллов по шкалам — наступательность, неуступчивость — дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов по шкалам — нетерпимость к мнению других, мстительность — дает показатель негативной агрессивности. Сумма баллов по шкалам — бескомпромиссность, вспыльчивость, обидчивость, подозрительность — дает обобщенный показатель конфликтности.
Тест руки Вагнера. Основу разработки данной методики составляет теория о том, что развитие и формирование функций рук связано с развитием и формированием функций мозга человека. Кроме того, рука является наиболее вовлеченным органом во все внешние процессы активности личности, исходя из чего, способы оценки кистей рук могут отражать индивидуальные особенности личности человека [2, c. 80]
В качестве стимульного материала выступает блок из 9-ти изображений кистей рук в различных положениях. Задачей респондента явлеется проинтерпретировать особенности изображения, которое преподносится ему по определенно заданному алгоритму. Обработка результатов предполагает соотнесение ответов респондентов к одной из 11-ти категорий личностных особенностей, среди которых: указание, эмоциональность, страх, агрессия, коммуникация, пассивная безличиость, зависимость, увечность, демонстративность, активная безличность, описание.
Проективная методика «Дом Дерево Человек». «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) — одна из самых известных проективных методик исследования личности. Процедура диагностики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос испытуемого относительно некоторых деталей рисунка в стандартизированной последовательности.
При использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой определенную метафорическую форму особенностей личности человека [4, c. 30]. Так, некоторые объекты рисунка, а также положение объектов на листе могут свидетельствовать об агрессивных проявлениях ребенка.
Проективная методика «Несуществующее животное». Метод исследования личности с помощью проективного теста. Испытуемому предлагается нарисовать несуществующее в природе животное. Принцип оценки агрессивности ребенка является тем же, что и в методике ДДЧ [4, c. 38].
Таким образом, агрессивность современных детей является актуальной в нынешних условиях нашей жизни т.к. она носит в себе определённые психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребёнка людей – родителей, воспитателей, сверстников, она создаёт трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими.
В настоящее время существует большое количество методов и методик исследования уровня агрессивности младших школьников, а также исследования особенностей ее выражения и проявления.
Список литературы
- Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Речь, 2007. – 138 с.Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2009.
- Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. М.:Генезис, 2009. – 216с.
- Корниенко А. Детская агрессия. М.:Рама Паблишинг, 2012. – 200 с.
- Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников: Учебно-методическое пособие / Сост. Л. В. Шипова. – Саратов, 2016. – 56 с.
- Фурманов И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. М.: Речь, 2007. – 480 с.
References
- Breslav, G.E. Psikhologicheskaya korrektsiya detskoy i podrostkovoy agressivnosti / G.E. Breslav. – SPb.: Rech’, 2007. – 138 s.
- Dolgova A.G. Agressiya v mladshem shkol’nom vozraste. Diagnostika i korrektsiya. M.:Genezis, 2009. – 216s.
- Korniyenko A. Detskaya agressiya. M.:Rama Pablishing, 2012. – 200 s.
- Metody psikhologicheskoy diagnostiki agressii i agressivnosti shkol’nikov: Uchebno-metodicheskoye posobiye / Sost. L. V. Shipova. – Saratov, 2016. – 56 s.
- Furmanov I.A. Agressiya i nasiliye. Diagnostika, profilaktika i korrektsiya. M.: Rech’, 2007. – 480 s.