СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

17 декабря 11:30

Период младшего школьного возраста является одним из важнейших в развитии и становлении личности ребенка. В данный период происходит смена ведущего вида деятельности с игрового на учебный, происходит активное развитие всех сфер жизнедеятельности личности. Стремительное развитие также получает и эмоциональная сфера ребенка, что, в некоторых случаях может обуславливать возникновение детской агрессивности.

На сегодняшний день термин «агрессия» (от лат. — aggredi — нападать) имеет немало различных значений как в научных трудах, так и в обыденной речи.  Об агрессии можно говорить и в широком и в узком смысле слова:

— в широком — когда она присутствует в поведении, в мотивах, снах и т.д., не обязательно проявляясь вовне;

— в узком — когда она имеет место в действиях, поведении или высказываниях. Но и в том и в другом случае — это агрессия, причем обе эти формы теснейшим образом способны переплетаться [3, c. 24].

Изучение природы агрессивности показывает, что она может происходить из разных источников: страха смерти, особого отношения к ней (некрофильская агрессия), как способ адаптации (адаптивная агрессия) либо достижения поставленной цели (инструментальная агрессия), как форма защиты от реальной или мнимой опасности (защитная агрессия), как заранее спланированное действие, в результате которого будет нанесен ущерб человеку или объекту (целевая агрессия).

Выделяют специфику проявления агрессии и агрессивности в различные возрастные периоды развития ребенка. В младшем школьном возрасте инициаторами агрессивности являются уже не отдельные личности, а группировки детей, агрессивное поведение становится все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессивностью в пользу последней.

И. А. Фурманов, делая упор на проявлениях агрессивности, выделяет 4 категории агрессивных детей, что может наблюдаться в период младшего школьного возраста [5, c. 121]:

  1. Дети, которые склоны к проявлению физической агрессии.

Им характерны следующие черты: активность, деятельность и целеустремленность, решительность, склонность к риску, бесцеремонность и авантюризм. Экстравертированность таких детей (выражается в общительности, раскованности, уверенности в себе) отличается честолюбием и стремлением к признанию обществом. Как правило, этому сопутствуют хорошие лидерские качества, умение сплотить сверстников, правильно распределять между ними групповые роли, увлекать за собой. Вместе с этим им свойственно демонстрировать собственную силу и власть, стремление к доминированию над другими людьми и к проявлению садистских тенденций.

Помимо этого, таким детям характерная малая рассудительность и сдержанность, плохой самоконтроль. Нередко это связано с недостаточной социализацией и неумением или нежеланием сдержать или отсрочить удовлетворение собственных потребностей. У них нередко присутствует желание испытать острые ощущения, а при нехватки последних таким детям становится скучно, потому как они нуждаются в регулярной стимуляции [5, c. 124]. Так как любая задержка ими переносится тяжело, то свои желания дети пытаются реализовывать сразу же, не думая о результатах своих действий даже в тех случаях, если осознают, что дело хорошо не кончится. Агрессивные дети поступают импульсивно и непродуманно, почти не извлекают уроков из своего отрицательного опыта, тем самым, и совершают одни и те же ошибки. Им не свойственно придерживаться никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, как правило, они просто игнорируются. Поэтому такой тип детей склонен к нечестности, лжи, измене.

  1. Дети, которые склоны к проявлению вербальной агрессии [5, c. 124]

Данный тип детей склонен к психической неуравновешенности, постоянной тревожности, сомнениям и неуверенности в себе. Им свойственна активность и работоспособность, однако, в проявление эмоций имеется тенденция к пониженному фону настроения. Внешне нередко дети выглядят как угрюмые, недоступные и высокомерные, но при более близком знакомстве раскрываются, «оттаивают» и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них типичен постоянный внутриличностный конфликт, влекущий за собой состояние напряженности и возбуждения. Еще одна особенность данного типа детей заключается в низкой фрустрационной толерантности, даже маленькие неудачи выбивают их из колеи. Так как они обладают чувственным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особо сильно такие отрицательные эмоции проявляются при любых реальных или мнимых умалениях их значения, престижа или чувства личного достоинства. Кроме того, они не могут и/или не считают необходимым скрыть свои чувства и отношение к другим и выражают их в агрессивных вербальных формах.

Совокупность спонтанности и импульсивности у таких детей существует рядом с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживающих их от переживаний и внутренних конфликтов.

  1. Дети, которые склоны к проявлению косвенной агрессии [5, c. 126].

Такие дети отличаются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью своих поступков. Они нечасто думают о причине своих поступков, не предчувствуют их результатов и не могут переносить колебаний. Детям, которым характерны низкие духовные интересы отличаются усилением примитивных желаний. Они с радостью предаются чувственным наслаждениям, стремясь к моментальному и неоспоримому удовлетворению потребностей, не принимаю в счет обстоятельства, моральные нормы, этические стандарты и желания других. Косвенный характер агрессии выступает следствием их двойственной натуры: с одной стороны, они смелые, решительные, склонные к риску и общественному признанию, с другой — им присущи женские черты характера: они сензитивны, мягки, уступчивы, зависимы, отмечается наличие нарциссизма (стремления привлекать к себе внимание с помощью экстравагантного поведения). Помимо этого, из-за своей чувствительности дети не выносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, которые их критикуют, раздражают их, вызывают чувства обиды и подозрительности.

  1. Дети, склонные к проявлению негативизма [5, .c 128].

Дети данной группы отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью. Основные свойства характера проявляются в эгоизме, самодовольстве, чрезмерном самомнение. Все, задевающее их личность, вызывает протест. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они принимают в качестве обиды и оскорбления и, так как у них низкая фрустрационная толерантность они не могут держать свои эмоции при себе, и начинают тут же активно выражать свое негативное отношение. Вместе с этим таким детям свойственна рассудительность, следование традиционным взглядам, продуманность каждого своего слова, и это нередко предотвращает ненужные конфликты и интенсивные переживания. Отметим, они часто меняют активный негативизм на массивный — замолкают и не идут дальше контакт.

Представленные особенности детской агрессивности также могут быть смешанными, а дети, которым присущ повышенный фон агрессии могут в разных ситуациях демонстрировать различные формы агрессивного поведения [2, c. 79].

Для того, чтобы вовремя выявить особенности детской агрессивности, в рамках психологического знания существует большое количество диагностических методов определения уровня агрессивности ребенка, совместно с его особенностями. Так, в силу возрастных особенностей, детская агрессивность в младшем школьном возрасте может быть обнаружена средствами наблюдения. Однако наиболее достоверным способом получения знаний о детской агрессивности является психодиагностика с помощью специализированных методик.

Так, в качестве наиболее распространенных методик изучения агрессивности младших школьников принято выделять [4, c. 3]:

  1. Методика Басса-Дарки.
  2. Опросник «Агрессивное поведение» П. А. Ковалева.
  3. Опросник «Личностная агрессивность» П. А. Ковалева.
  4. Тест руки Вагнера.
  5. Вербальный фрустрационный тест.
  6. Проективная методика «Дом Дерево Человек».
  7. Проективная методика «Несуществующее животное».

Рассмотрим подробнее данные методики.

Методика Басса-Дарки. Опросник личностный, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций [1, c. 72].

Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, обида, подозрительность, раздражение, физическая агрессия, чувство вины.

Опросник «Агрессивное поведение» П. А. Ковалева. Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. Детям предлагается ответить на перечень вопросов, варианты ответов: «Да», либо «Нет».

Шкалы агрессивности в данной методике следующие: склонность к прямой вербальной агрессии, склонность к косвенной вербальной агрессии, склонность к косвенной физической агрессии, склонность к прямой физической агрессии, уровень несдержанности респондента.

Опросник «Личностная агрессивность» П. А. Ковалева. Опросник сдержит 80 утверждений [4, c. 33].

Цель: выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Основные диагностируемые шкалы: 1. Шкала – вспыльчивость 2. Шкала — склонность к наступательности 3. Шкала – обидчивость 4. Шкала — склонность к неуступчивости 5. Шкала – бескомпромиссность 6. Шкала – мстительность 7. Шкала — нетерпимость к мнению других 8. Шкала – подозрительность.

Кроме того, сумма баллов по шкалам — наступательность, неуступчивость — дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов по шкалам — нетерпимость к мнению других, мстительность — дает показатель негативной агрессивности. Сумма баллов по шкалам — бескомпромиссность, вспыльчивость, обидчивость, подозрительность — дает обобщенный показатель конфликтности.

Тест руки Вагнера. Основу разработки данной методики составляет теория о том, что развитие и формирование функций рук связано с развитием и формированием функций мозга человека. Кроме того, рука является наиболее вовлеченным органом во все внешние процессы активности личности, исходя из чего, способы оценки кистей рук могут отражать индивидуальные особенности личности человека [2, c. 80]

В качестве стимульного материала выступает блок из 9-ти изображений кистей рук в различных положениях. Задачей респондента явлеется проинтерпретировать особенности изображения, которое преподносится ему по определенно заданному алгоритму. Обработка результатов предполагает соотнесение ответов респондентов к одной из 11-ти категорий личностных особенностей, среди которых: указание, эмоциональность, страх, агрессия, коммуникация, пассивная безличиость, зависимость, увечность, демонстративность, активная безличность, описание.

Проективная методика «Дом Дерево Человек». «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) — одна из самых известных проективных методик исследования личности. Процедура диагностики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос испытуемого относительно некоторых деталей рисунка в стандартизированной последовательности.

При использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой определенную метафорическую форму особенностей личности человека [4, c. 30]. Так, некоторые объекты рисунка, а также положение объектов на листе могут свидетельствовать об агрессивных проявлениях ребенка.

Проективная методика «Несуществующее животное». Метод исследования личности с помощью проективного теста. Испытуемому предлагается нарисовать несуществующее в природе животное. Принцип оценки агрессивности ребенка является тем же, что и в методике ДДЧ [4, c. 38].

Таким образом, агрессивность современных детей является актуальной в нынешних условиях нашей жизни т.к. она носит в себе определённые психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребёнка людей – родителей, воспитателей, сверстников, она создаёт трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими.

В настоящее время существует большое количество методов и методик исследования уровня агрессивности младших школьников, а также исследования особенностей ее выражения и проявления.

 

Список литературы

 

  1. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Речь, 2007. – 138 с.Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2009.
  2. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. М.:Генезис, 2009. – 216с.
  3. Корниенко А. Детская агрессия. М.:Рама Паблишинг, 2012. – 200 с.
  4. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников: Учебно-методическое пособие / Сост. Л. В. Шипова. – Саратов, 2016. – 56 с.
  5. Фурманов И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. М.: Речь, 2007. – 480 с.

 

References

  1. Breslav, G.E. Psikhologicheskaya korrektsiya detskoy i podrostkovoy agressivnosti / G.E. Breslav. – SPb.: Rech’, 2007. – 138 s.
  2. Dolgova A.G. Agressiya v mladshem shkol’nom vozraste. Diagnostika i korrektsiya. M.:Genezis, 2009. – 216s.
  3. Korniyenko A. Detskaya agressiya. M.:Rama Pablishing, 2012. – 200 s.
  4. Metody psikhologicheskoy diagnostiki agressii i agressivnosti shkol’nikov: Uchebno-metodicheskoye posobiye / Sost. L. V. Shipova. – Saratov, 2016. – 56 s.
  5. Furmanov I.A. Agressiya i nasiliye. Diagnostika, profilaktika i korrektsiya. M.: Rech’, 2007. – 480 s.