Речь человека представляет собой важнейший фактор его социализации и развития. С ее помощью люди обмениваются информацией и взаимодействуют друг с другом. Вместе с этим речевая функция играет важную роль в становлении и развитии психики ребенка, в процессе которого формируется познавательная деятельность, овладение способностями концептуального мышления.
При работе с детьми раннего возраста требуется особый подход. Занятия с ними, по сравнению с занятиями для детей дошкольного возраста, отличаются по объему, содержанию материала, а также конкретными методами проведения занятий. Чтобы работа была построена наилучшим образом, логопеду следует ясно понимать психологические особенности раннего возраста. Развитие речи в младенческом возрасте протекает в относительно скрытой форме. У детей данного возраста на основе врожденной эмпатии развиваются и совершенствуются невербальные формы общения на основе анализа выражения лица, жестов и пантомимики. Все это в совокупности готовит переход на качественно новый уровень развития.
Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, особенно диафрагмального дыхания. В связи с этим в нашей работе с детьми 1-го года жизни использовались игровые упражнения, которые направлены на развитие физиологического дыхания и укрепление мышц губ. В течение каждого урока мы проводили такие дыхательные упражнения, как «Подуем в трубочку», «Запустим мыльные пузыри», «Кораблики плывут по озеру». Как показала наша практика работы в дошкольном образовательном учреждении, в более поздние этапы ра3вития можно включать упражнения для тренировки длительного воздушного потока, развивая тем самым способность целенаправленного изменения силы выдоха. Также, для повышения игрового интереса мы использовали разнообразные красочные учебники, придумывали истории путешествий, в которые дети включались с особым интересом. Во время занятий мы следили, чтобы во время занятия ребенок выдыхал плавно, долго, без вздутия щек и не совершая лишних вдохов. Для развития речевого дыхания и голоса нами применялись различные упражнения по имитации звука. Таким образом, начиная с возраста 1,5 лет, мы включали в занятия использование различные картинок и игрушек, подражание голосам животных, а также увеличение и уменьшение интонации.
Начиная с 2-х лет в работе с детьми, мы использовали простую артикуляционную гимнастику в пассивной и активной формах. Целью данных упражнений является тренировка правильных движений и нужных для произношения положений речевого аппарата. Уже с двухлетним ребенком мы можем использовать в своей работе такие упражнения, как «Тигр», «Лошадка», «Птенчик», «Улыбочка», «Любопытная змейка», «Пузырь», «Хобот слоненка», «Колокольчики», «Вкусное варенье», «Веселый удав», «Заборчик», «Лопаточка», «Кот на крыше». Наиважнейшим условием в проведении логопедических занятий с детьми раннего возраста является использование игр, стимулирующих речевую активность. Их также можно сочетать играми, развивающими фонематический слух, слуховое внимание и память.
Нами учитывался тот факт, что уровень развития речи малыша в особой мере зависит от уровня сформированности мелкой моторики пальцев рук. Именно поэтому в логопедической работе с детьми особое место мы уделяли играм на тренировку различных движений пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика проводилась нами ежедневно. Различные потешки, небольшие стихотворные произведения помогают разнообразить данный процесс. Можно использовать как уже традиционные игры и упражнения, так и придуманные самим педагогом в процессе игры. Большое воздействие оказывают на данный процесс игры с пирамидками, матрешками, кубиками, соленым тестом, пластилином, пальчиковыми красками, конструктором, крупной мозаикой.
Во время целенаправленной, систематической работы с детьми нам удалось добиться положительной динамики в их речевом развитии. Мы обратили внимание на то, что дети раннего возраста могут продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Помимо этого, нами использовались специальные приемы работы: паузы в речи педагога, жесты, договаривание ребенком слов и фраз и другое. Речь взрослого должна быть построена простыми словами и фразами. Следует принимать во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: возможны повышенная утомляемость, невнимательность и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что в работе с ребенком раннего возраста необходимо оказывать логопедическую помощь, так как она способствует развитию познавательной деятельности детей, снижению тяжести речевого нарушении, если таковые имеются, способствует компенсации нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждению отклонений. В заключении хотелось бы отметить, что успех логопедической работы с данной категорией детей в большей степени зависит от того, в какой мере согласованы усилия родителей ребенка и педагогов.
Список литературы:
- Arhipova E.F. Logopedicheskaja rabota s det’mi rannego vozrasta. M.:AST: Astrel’, 2007. 222 s.
- Logopedicheskie razvivalki. Razvivajushhie igry dlja detej M.: Jeksmo, 2010. 320 s.
- Janushko E. Pomogite malyshu zagovorit’! razvitie rechi detej 1,5 — 3 let. : Terevinf, 2007. 232 s.