КВАЛИФИКАЦИЯ РАЗБОЙНЫХ НАПАДЕНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 марта 2:54

Разбойное нападение является одним из преступлений против жизни и здоровья. Состав разбоя считается усеченным так, как преступление является оконченным в момент нападения, связанного либо с применением насилия для жизни и здоровья человека, либо с угрозой применения такого насилия.

Разбой — это сложное составное преступление, которое включает в себя два преступных деяния. Каждое из них является самостоятельным преступлением, хотя совершены они вместе, в рамках конкретного состава преступления и рассматриваются как единое целое. 

Чаще всего разбойные нападения совершаются в отношении собственности — 85%, в общественных местах — 70 %, в лифтах и подъездах домов — 20 %, с проникновением в жилище — 85%. Эти преступления совершаются после тщательной подготовки, которая включает в себя — поиск объекта нападения и соучастников, изучение обстановки, приобретение оружия и поиск мест укрытия преступников. 

Проблема квалификации деяний с признаками преступления, предусмотренного ст. 162 УК РФ определяет необходимость комплексного исследования такого асоциального явления, как разбойное нападение. 

Изучение практики привлечения к уголовной ответственности за разбойное нападение и исследование теоретических аспектов состава разбоя крайне необходимо. 

Вероятно, именно поэтому данному вопросу посвятили свои труды такие известные ученые как М.К. Семернева, В.В. Лунеев, В.Д. Малков, Н.А. Лопашенко и др. 

Преступления против собственности тесно связаны, как с преступлениями против личности, так и с преступлениями в сфере экономической деятельности. 

Разбой — это опасная насильственная форма хищения. Данное преступление посягает на два объекта: собственность и личность, то есть жизнь и здоровье потерпевшего. Путем установления высоких санкций за разбойное нападение решается задача защиты личности. Разбойное нападение без отягчающих обстоятельств (ч.1 ст.162 УК РФ) является тяжким преступлением. 

Применение или угроза применения насилия, опасного для жизни и здоровья — это обязательный признак разбойного нападения. Способ применения насилия создает реальную угрозу наступления смерти, даже если оно не повлекло фактического вреда здоровью. 

Действия, которые причинили средней тяжести и легкий вред здоровью, а также насилие, которое не повлекло указанного вреда, принимаются как насилие опасное для здоровья. 

Предметы, используемые в качестве оружия — это те предметы, которыми потерпевшему могли быть причинены телесные повреждения, опасные для жизни и здоровья (нож, дубинка, топор и т.д.), а также предметы, предназначенные для временного поражения цели (аэрозольные средства). 

Разбой признается оконченным преступлением с момента совершения нападения, даже если виновный не сумел завладеть имуществом. Исходя из повышенной опасности разбойного нападения и его насильственного характера, законодатель сконструировал состав этого деяния по типу преступления с формальными составами, то есть, когда преступление считается оконченным после совершения общественно опасного деяния независимо о наступления общественно опасных последствий. 

Анализ работы органов предварительного следствия и судов показал, что одними из наиболее сложных вопросов в деятельности следователей и судей является уголовно- правовая квалификация разбоев. 

Зачастую, фактически совершенный разбой квалифицируется как грабеж и наоборот. 

Ошибочная квалификация может создать ошибочное впечатление о нестабильности и неконкретности уголовного закона, в связи с этим, от правоприменителей требуется предельная внимательность и контроль. 

В ходе исследования проблемы отличия разбойного нападения от других смежных составов преступления были определены основные признаки, по которым можно квалифицировать преступное деяние именно как разбой, а не как грабеж, бандитизм или вымогательство. Выявлено, что судебная практика испытывает трудности в отграничении разбоя и насильственного грабежа, когда речь идет об угрозе применения насилия. Если потерпевший реально полагал, что его жизнь и здоровье под угрозой, то это разбойное нападение. При совершении разбоя и грабежа не совпадают моменты окончания преступления. При грабеже состав окончен с момента, когда преступник имеет возможность распорядится похищенным, а при разбое состав преступления окончен с момента нападения. 

 Смежны между собой разбой и вымогательство. Способ получения чужого имущества — вот главный критерий разграничения этих двух преступных деяний. При вымогательстве активного действия, которое опасно для жизни и здоровья, не происходит, имеется лишь угроза применения насилия. 

Случаи разграничения вооруженного группового разбоя и бандитизма вызывают наибольшую трудность на практике. С точки зрения действующего уголовного законодательства, группа разбойников и банда представляют собой организованную группу. Кроме этого, сходство банды и организованной вооруженной группы, совершающей разбойное нападение, связано с их вооруженностью.

Количество совершаемых преступлений, предусмотренных ст. 162 УК РФ очень мало по сравнению с большим объемом преступности, относящихся к разряду хищения других форм, таких как кража и грабеж, но каждый факт разбойного нападения вызывает больший общественный резонанс и имеет повышенную социальную опасность. Проблема борьбы с таким уголовно — правовым явлением как разбой, а также правильная квалификация разбоя, в настоящее время достаточно актуальна. 

В современном мире, разбой как форму проявления жестокости, преступной воли, желания преступника применить силу, устранить полностью невозможно. Расследование и раскрытие разбойных нападений является одним из главных направлений в работе правоохранительных органов. В уголовно – правовой теории выработана оправдавшая себя модель, позволяющая отграничивать указанные преступные деяния от смежных. В основу данной модели положены признаки состава преступления: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Их знание и правильное применение позволит исключить ошибки при квалификации и, в конечном итоге, принять правильное решение.

 

Библиография

1.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.2006 № 63- ФЗ( в редакции от 12.04.2020)//СЗ РФ.-1996. — № 25. — ст. 2954 

2.Гилинский Я.И. Преступность в современной России: ситуация, тенденция, перспективы// Избр. ст. — Спб., 2014. 

3.Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: Учеб.: В 2 т.- М., 2011. Т.1.Общая часть. 

4.Попова Е.И. Криминалистическое обеспечение деятельности следователя по применению норм об особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением по уголовным делам о хищениях: дис. Канд. Юрид. Наук. Улан-Удэ, 2013. – 218 с.

5.Семернева Н.К. Квалификация преступлений. Науч.- практ. пособие. Екатеринбург, 2018. 

6.Скифский И.С. Объясняющие модели социальной и криминальной агрессии//Публичное и частное право. — № 5 — 2010. 

 

Bibliografija

1.Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.2006 № 63- FZ (v redakcii ot 12.04.2020)//SZ RF.-1996. — № 25. — st. 2954

2.Gilinskij Ja.I. Prestupnost’ v sovremennoj Rossii: situacija, tendencija, perspektivy// Izbr. st. — Spb., 2014.

3.Luneev V.V. Kurs mirovoj i rossijskoj kriminologii: Ucheb.: V 2 t.- M., 2011. T.1.Obshhaja chast’.

4.Popova E.I. Kriminalisticheskoe obespechenie dejatel’nosti sledovatelja po primeneniju norm ob osobom porjadke prinjatija sudebnogo reshenija pri soglasii obvinjaemogo s predjavlennym emu obvineniem po ugolovnym delam o hishhenijah: dis. Kand. Jurid. Nauk. Ulan-Udje, 2013. – 218 s.

5.Semerneva N.K. Kvalifikacija prestuplenij. Nauch.- prakt. posobie. Ekaterinburg, 2018.

6.Skifskij I.S. Objasnjajushhie modeli social’noj i kriminal’noj agressii//Publichnoe i chastnoe pravo. — № 5 — 2010.