РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ВТОРОГО УРОВНЯ

28 января 2:34

С каждым годом увеличивается число детей с общим недоразвитием речи (по определению Р.Е. Левиной это особая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы). В том числе у большинства детей отмечаются нарушения слоговой структуры слова, которые признаны стойкими в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи.

А.К. Маркова понимает слоговую структуру как умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации [3].

Описывая общее недоразвитие речи II уровня Р.Е. Левина указывает, что дети, находящиеся на этом уровне, относительно правильно передают звуковой состав односложных слов, состоящих из закрытого слога и без стечений согласных, а повторение двусложных слов из открытых слогов часто не удается [2].

Моторная алалия по определению В.А. Ковшикова – это вербальное (языковое) расстройство знакового выражения речевой деятельности, проявляющееся в нарушении семантических, лексических, синтаксических, морфологических и фонетических операций [1].

В структуре симптомокомплекса моторной алалии обращают на себя внимание трудности овладения детьми слоговой структурой слова, которые имеют разнотипный характер и проявляются в виде искажений, замен, пропусков, перестановок звуков и слогов. Замены носят нестабильный, хаотичный, стойкий и разносторонний характер. Подобные нарушения слоговой структуры, по мнению Т.А. Титовой, связаны с трудностями актуализации и недостаточностью понимания слов, неустойчивостью их звуковых образов [4]. А.К. Маркова считает, что механизм таких нарушений связан с произносительными и сенсорными возможностями детей с моторной алалией, когда в произношении слова его слоговая структура не является для ребенка целостным звуковым комплексом.

Г.Р. Шашкина обращает внимание на то, что при алалии наблюдается взаимозависимость фонемных и лексических затруднений, а также нарушается чувство ритма и возможность сочетать речь с движением. При развивающейся большой речевой активности наблюдаются замена и потеря слоговых элементов, замены звуков, перестановки и пропуски слогов, нарушение ритмической структуры слова [5].

С целью выявления уровня сформированности слоговой структуры слова нами был проведен эксперимент, в котором приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи второго уровня, обусловленное моторной алалией. Слоговую структуру слова мы изучали по четырем компонентам, выделенных на основе исследований Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной, Т.А. Титовой, З.Е. Агранович: фонетико-фонематические процессы, временно-пространственная ориентация, динамическая и ритмическая организация движений, лексико-грамматическое оформление с опорой на семантическое значение слова.

Данные компоненты мы изучали с помощью методик таких авторов как Г.Л. Волкова, О.Б. Иншакова, А.В. Семенович, А.М. Колесникова, Г.Н. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, В.П. Новикова, Е.А. Стребелева.

Учитывая критерии нормы, мы выявили уровневую сформированность слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 – состояние слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР II уровня.

Испытуемый

Фонетико-фонематические процессы

Временно-пространственная ориентация

Динамическая и ритмическая организация движений

Лексико-грамматическое оформ-е с опорой на семантич-е значение слова

Итого баллов по

явлению

Уровень

1

24

12

20

11

67

низкий

2

32

24

28

12

96

средний

3

28

27

31

17

103

средний

4

18

17

17

12

64

низкий

5

16

15

19

13

63

низкий

6

30

27

24

14

95

средний

7

19

16

18

12

65

низкий

8

23

20

29

15

87

средний

9

20

17

21

10

68

низкий

10

32

26

30

13

101

средний

 

Так, 5 детей имеют низкий уровень сформированности слоговой структуры слова. Это выражается в том, что у них фонетико-фонематические процессы находятся в зачаточном состоянии, ребенок плохо ориентируется во времени и пространстве, динамическая и ритмическая организация движений носит элементарный характер, ребенок воспроизводит только самые простые по слоговому составу слова, семантическим значением слов практически не владеет.

Остальные 5 детей имеют средний уровень сформированности слоговой структуры слова. У них недостаточно развиты фонетико-фонематические процессы, ребенок плохо ориентируется во времени и пространстве, владеет не всеми элементами кинетической и кинестетической основы движений, воспроизводит простые по слоговому составу слова и некоторые сложные, семантическим значением слов владеет не полностью.

Все выявленные нарушения мы можем объяснить тем, что все дети имеют диагноз общее недоразвитие речи второго уровня, обусловленное моторной алалией. Поэтому у детей нарушаются фонетико-фонематические процессы, недоразвивается семантика слов, кинетика и кинестетика движений. Кроме того, диагноз общее недоразвитие речи накладывает свой отпечаток и на усвоение детьми временно-пространственных отношений. И как следствие нарушений всех этих элементов, выделенных нами как компоненты слоговой структуры слова, она тоже отстает от нормы.

Проанализировав результаты по исследованию слоговой структуры слова у старших дошкольников второго уровня, мы можем выделить следующие особенности:

Во-первых, дети затрудняются в воспроизведении последовательности речевых элементов, дифференциации фонем; оказываются почти неспособны определить количество звуков в слове, все это объясняется недоразвитием фонематических процессов;

Во-вторых, испытывают трудности ориентировки в пространстве и установлении последовательности временных элементов, поскольку у детей с ОНР затруднено понимание предлогов и наречий, обозначающих пространственные представления и последовательность действий;

В-третьих, детей слабо развита кинетическая и кинестетическая основа движений, темпо-ритмическая организация, что обусловлено возможной апраксией в структуре дефекта у детей с моторной алалией;

В-четвертых, семантическое значение слов сформировано не полностью, что может быть связано с трудностью актуализации слов в речи у детей с моторной алалией и бедностью словаря;

В-пятых, наблюдается искажение слогового состава слов в виде эллизий (пропусков) слогов, пропусков согласных в стечениях, перестановок, персевераций (застреваний) и антиципаций (уподоблений), являющихся следствием нарушения фонематического слуха и восприятия, фонетического слуха, кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений.

Все вышеперечисленные особенности препятствуют свободному речевому общению, овладению дошкольником грамотной речью и дальнейшему успешному обучению в школе. Поэтому недоразвитие слоговой структуры слова у детей требует обязательной и систематической коррекции.

Литература:

  1. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. — СПб.: КАРО, 2006. — 304 с.
  2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1967.
  3. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми наружениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1961. — С. 59-70
  4. Титова Т.А. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией: учеб.-метод. пособие / Т.А. Титова. – СПб.: ЛГУ им. Пушкина, 2010 – 144 с.
  5. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. —— М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.

Литература:

  1. Kovshikov V.A. Jekspressivnaja alalija i metody ee preodolenija. — SPb.: KARO, 2006. — 304 s.
  2. Levina R.E. Osnovy teorii i praktiki logopedii / Pod red. R.E. Levinoj. — M.: Prosveshhenie, 1967.
  3. Markova A.K. Osobennosti usvoenija slogovoj struktury slova u detej, stradajushhih alaliej // Shkola dlja detej s tjazhelymi naruzhenijami rechi / Pod red. R.E. Levinoj. — M., 1961. — S. 59-70
  4. Titova T.A. Korrekcija narushenij zvukoslogovoj struktury slova u detej s rechevoj patologiej: ucheb.-metod. posobie / T.A. Titova. – SPb.: LGU im. Pushkina, 2010 – 144 s.
  5. Shashkina G. R. i dr. Logopedicheskaja rabota s doshkol’nikami: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / G. R. Shashkina, L. P. Zernova, I.A.Zimina. —— M.: Izdatel’skij centr «Akademija», 2003. — 240 s.