Современный медиарынок развивается с огромной скоростью. Раньше этот процесс происходил постепенно и каждый сегмент медиасферы, периодически выдвигался на первый план. Сегодня происходит процесс глобализации, который затрагивает все сферы жизни одновременно, в том числе и медиа. Причиной этому стало появление сети «Интернет». Сеть даёт возможность совершенно любым медиа развиваться с различных сторон. Появление Интернета уравняло шансы различных форм медиа и конкуренцию между ними.
В итоге такого формального равенства появляется полноценная борьба за право влиять на аудиторию. В результате того, что Интернет позволяет всем медиа развиваться в сети, происходит перенасыщение контента на медиарынке. Сегодня читатели интернет-контента продуманно выбирают медиа, которым отдадут своё предпочтение. Мало просто писать о новостях мира или твоего города, т.к. территориальный принцип уже не актуален в вопросе привлечения читателей. То же самое происходит и на рынке специализированных медиа, их стало очень много. Помимо нишевых интернет-изданий в сети появляются блогеры, которые обозревают какую-то определённую тематику. В результате мы приходим к тому, что современным медиа сложно выделиться на рынке и привлечь свою аудиторию, если они используют стандартные подходы к привлечению потребителей.
Это заставляет медиадеятелей обратиться к медиаисследованиям аудитории, которые могут определить их реальную аудиторию и то, каким образом СМИ может влиять на неё. В случае перенасыщения медиа и контента на рынке, влияние на аудиторию сможет обратить внимание читателей на ваше издание и сделать его первостепенным источником информации. Если мы посмотрим на все медиаисследования, которые проводились в мире, то увидим, что их было огромное множество. Например, бихевиоризм, социальный когнитивизм. Одним из ярких примеров подобного исследования являются эксперименты Альберта Бандуры «Кукла».
Невозможно выбрать какую-то одну теорию влияния на аудиторию просто так. При выборе какой-либо концепции должны учитываться все факторы и составляющие, которые необходимы для того, чтобы указанная вами теория сработала, и вы смогли повлиять на вашу аудиторию. Вопрос в том, как учесть все факторы, и выбрать именно тот вариант, который повысит вашу производительность. Наша работа направлена на рассмотрение парадигм медиаисследований, которые работают в настоящее время и приносят результаты. Время идёт вперёд, и мир не стоит на месте, старые парадигмы исследования медиасферы, которые были созданы в 19-20 веках, уже неактуальны. Новые парадигмы, которые только выдвигаются учёными, ещё не проверены на практике. И чем же тогда пользоваться на медиарынке?
В данной работе мы хотим рассмотреть различные парадигмы исследования медиасферы, которые были актуальны в прошлом веке. Для работы мы выявили несколько парадигм 20 века, которые, на наш взгляд, являются наиболее продуктивными в контексте современной картины мира.
Первая парадигма, считается самой популярной в психологии, это фрейдизм («ортодоксальный психоанализ»). Это первое и наиболее влиятельное направление в глубинной психологии. Долгое время понятие фрейдизма и олицетворяло психоанализ. Лишь в начале 20 века, после раскола Венского психоаналитического общества, впервые начался процесс отделения фрейдизма от других форм психоанализа. Теория Зигмунда Фрейда масштабна и включает в себя множество идей и концепций, которые были высказаны различными учёными. Сегодня под фрейдизмом понимают весь перечень трудов Фрейда, которые объединяются во «фрейдистскую метапсихологию». Основой фрейдизма является мысль о том, что главной движущей силой для развития личности являются инстинктивные влечения, а именно сексуальное и агрессивное. Проявления данного «либидо» можно выявить в медиа, как со стороны аудитории, которая проявляет интерес к этой тематике, так и со стороны журналистов.
Вторая парадигма – конструктивизм. Это течение современной философской науки 20 века. Термин «конструктивизм» относится к определённым аспектам миропонимания и самосознания, а именно к организующим, структурирующим, формирующим и образным. По теории конструктивизма, любое познание внешнего мира является конструированием реальности, а не познанием её отражения. В результате чего, возникает некая «конструкция», которая является олицетворением реальности для человека. Современная журналистика включает в себя, множество видов и форм, каждая из которых создаёт различные конструкты, внутри которых живёт их аудитория.
Третья парадигма – символический интеракционизм. Это направление в социологии, культурологии и социальной психологии. Суть парадигмы состоит в изучении «символической коммуникации» как одного из аспектов социального воздействия. Парадигма основывается на интерпретации человеческого поведения, в котором можно прочитать значение определённых символов, несущих в себе какую-либо информацию для коммуникации. Люди не воспринимают непосредственно окружающую их среду, вместо этого они определяют ситуацию, в которой находятся. Правильно созданная ситуация, может повлиять на реакцию аудитории и наоборот, быстрое прочтение символов аудитории повлечёт за собой увеличение аудитории, за счёт быстрого реагирования на какую-либо новость.
Последняя парадигма, которая была нами рассмотрена, это аналитическая психология Карла Юнга. Своей главной задачей он считал, толкование архетипических образов, возникающих у людей. В результате своих исследований он пришел к теории о бессознательном, в образах которого видел источник общечеловеческих символов. По мнению Юнга, коллективное бессознательное состоит из психических образов, которые являются общими для всех людей – «архетипов». Они известны нам благодаря сказкам, мифам, легендам, снам и пр.. В соответствии с теорией Карла Юнга, архетипы заложены в каждом человеке на генном уровне. Современная жизнь изменчива и медиа направлены на полноценное обогащение сознания человека новыми архетипами, которые ранее не были известны.
В ходе исследования были рассмотрены все вышеуказанные парадигмы, на предмет использования их в СМИ в настоящее время. Для этого, изначально были проанализированы все возможности их применения. В дальнейшем анализе, выявленные способы применения данных парадигм, были обнаружены и в современных журналистских работах различных медиа. Данный вывод говорит об актуальности данных парадигм в настоящее время и сильной зависимости медиа от психологии человека.
Список литературы
- Фрейд, Зигмунд. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. — М.: АСТ, 2006. — 400 с.
- Келли Дж. Теория личности: психология личных конструктов / пер. А. А. Алексеева. — СПб.: Речь, 2000.
- Аверинцев С. С. «Аналитическая психология» К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. № 3. 1970.
- Блумер Г. Символический интеракционизм / пер. с англ. А. М. Корбута. — М.: Элементарные формы, 2017.
Spisok literatury
- Frejd, Zigmund. Osnovnye psihologicheskie teorii v psihoanalize / per. M. V. Vul’f, A. A. Spektor. — M.: AST, 2006. — 400 s.
- Kelli Dzh. Teorija lichnosti: psihologija lichnyh konstruktov / per. A. A. Alekseeva. — SPb.: Rech’, 2000.
- Averincev S. S. «Analiticheskaja psihologija» K. G. Junga i zakonomernosti tvorcheskoj fantazii // Voprosy literatury. № 3. 1970.
- Blumer G. Simvolicheskij interakcionizm / per. s angl. A. M. Korbuta. — M.: Jelementarnye formy, 2017.