На протяжении последних десятилетий проблема коррупции является одной из наиболее актуальных. Повышенное внимание к ней наблюдается
не только в средствах массовой информации, где регулярно публикуются
всё новые и новые эпизоды использования должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды,
но и в органах власти. С 2008 года в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России одним из главных направлений государственной политики провозглашается борьба с коррупцией, которая должна вестись «по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем
до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла».
В настоящее время согласно краткой характеристике состояния преступности в России, опубликованной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, несмотря на все принимаемые меры, наблюдается увеличение количества преступлений коррупционной направленности на 4,4%.
В частности, количество преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (получение взятки) по стране увеличилось на 12,2 %. В отдельных регионах (Хабаровский край, Калужская, Белгородская и Пензенская области) показатели увеличились более чем на 200%, по сравнению с предыдущим периодом.
Положительная динамика показателей отмечается у преступлений, предусмотренных ст. 291 УК РФ (дача взятки) – они возросли на 32,6 %. Наиболее активный рост показателей отмечается в Курганской области
и Еврейской автономной области (более чем на 500%).
На 44,7 % увеличилось, количество преступлений, связанных
с посредничеством во взяточничестве (ст.291.1 УК РФ).
Снижение показателей отмечается лишь в отношении преступлений, предусмотренных ст. 291.2 (мелкое взяточничество). Снижение составило 5,3%.
Актуальность темы коррупции в УИС подтверждается активной законотворческой деятельностью в данной сфере, начало которой положила кризисная ситуация, сложившаяся в нашей стране еще к концу ХХ столетия.
Проблему взяточничества, как одного из наиболее общественно опасного коррупционного преступления, в разное время исследовали и разрабатывали такие ученые из разных областей, как К.Д. Анциферов, Н.И. Басецкий, А.В. Башан, С.В. Бондаренко, В.А. Владимиров, Б.В. Волженкин, А.Д. Градовский, В.В. Евреинов, Г.Н. Борзенков, И.А. Гельфанд, П.И. Гришаев, Н.Д. Дурманов, А.А. Жижиленко, Б.В. Здравомыслов, К.Д. Кавелин, В.И. Карасева, B.Ф. Кириченко, М.П. Клейменов, В.О. Ключевский, В.В. Колесников, Н.М. Коркунов, В.Н. Кудрявцев, С.В. Познышев, А.А. Пионтковский, Г.А. Сатаров, А.Я. Светлов, В.И. Соловьев, В.Н. Ширяев, Э.Н. Черный, Б.Н. Чичерин, В.Е. Эминов.
Коррупция — это термин, имеющий латинские корни (от — «corruptio», что переводится как подкуп.)
В римском праве использовалось понятие corrumpire (которое можно перевести как «подкупать» или «ломать») в случае выявления неправомерного влияния на решения, принимаемые должностным лицом и его деятельности в целом. Тем самым дефиниция содержала описание процесса, в котором под влиянием подкупа, образно говоря, происходил слом властных и управленческих правоотношений.
Советский профессор лингвист, филолог, лексикограф С.И. Ожегов определяет коррупцию как незаконное обогащение, взяточничество, хищение среди должностных лиц и политиков, в результате которого происходит
их срастание с мафиозными структурами. При этом, автором отмечается,
что коррупция происходит в условиях морально – нравственного разложения.
В научной литературе так же нередко подчеркивается нравственный аспект данной проблемы.
Так, П.А. Чебоксаров, определяя коррупцию, отмечает, что это деятельность должностных лиц, основанная на корыстной или личной заинтересованности, направленная против государственной власти, интересов государственной службы и службы в ОМС. Должностные лица, совершающие коррупционные преступления, в первую очередь пренебрегают моральными нормами.
В.В. Астанин раскрывает термин «коррупция» как социально – правовое явление в условиях которого происходит подкуп лиц, занимающих определенное служебное положение с целью использования имеющихся у них возможностей в сфере управления.
В настоящее время понятие «взяточничество» образуют 4 состава преступлений: ст. 290 (получение взятки), ст.291 (дача взятки), ст. 291.1 (посредничество во взяточничестве) и ст. 291.2 (мелкое взяточничество).
И если получение и дача взятки – составы традиционно подразумеваемые под взяточничеством, посредничество во взяточничестве – деяние, не всегда находящее отражение в отдельной статье Уголовного кодекса Российской Федерации (в УК РСФСР 1926 г. в ст. 118 оно совмещалось с дачей взятки, в последующем было выделено в отдельную статью (ст. 174.1 УК РСФСР 1960 г.), в УК РФ 1996 г. не нашло отражения в качестве самостоятельного состава, и получило закрепление в ст. 291.1 УК РФ только в 2011 г. посредством принятия ФЗ № 97 – ФЗ «О Внесении изменений в УК РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»), то мелкое взяточничество – новация отечественного уголовного законодательства (состав введен ФЗ от 03.07.2016 г. № 324 – ФЗ).
В литературе часто встречается мнение о том, что «взяточничество» — является чуть ли не национальной особенностью русского народа, при этом
в нашей стране оно обладает своими специфическими свойствами, ввиду чего практически неискоренимо традиционными методами, применяемыми
в европейских странах.
Эту мысль пытаются доказывать, ссылаясь на исторические аспекты становления государственности на Руси, породившие благоприятную почву для взяточничества.
С таким подходом сложно согласиться, производя сравнительный анализ отечественной истории и истории государства и права зарубежных стран.
Таким образом, можно определить взяточничество как использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими
(в том числе депутатами и судьями) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера).
Взяточничество чаще всего называют коррупцией. В России это явление знакомо теоретически или практически каждому совершеннолетнему гражданину.
Еще одним правовым документом в сфере борьбы со взяточничеством является Указ Президента РФ от 04.04.1992 № 361 (с изм. от 16.11.1992)
«О борьбе с коррупцией в системе государственной службы».
В Указе особое место уделялось влиянию коррупции на интересы и права граждан, установленный правопорядок, демократические принципы, экономику страны и деятельность её государственного аппарата.
Для предотвращения получения взяток государственными служащими для них установлено обязательное прохождение аттестации, введен запрет на осуществление предпринимательской деятельности, обязанность предоставления деклараций «о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера».
24 мая 1996 года Государственной Думой был принят «Уголовный кодекс Российской Федерации» № 63-ФЗ, где статьей 290 предусматривалась ответственность за получение взятки должностным лицом, иностранным должностным лицом или должностным лицом публичной международной организации.
Дальнейшая детальная разработка проблемы коррупции нашла свое отражение в Указе Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продуктов для государственных нужд», которым предусматривались не только меры, направленные на сокращение взяточничества в сфере гос. закупок, но и на эффективное использование бюджетных средств.
08.03.2006 г. Федеральным законом была ратифицирована Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года, подписание которой состоялось 09.12.2003 г. в городе Мерида.
Данным законом закрепляется юрисдикция РФ в отношении подкупа национальных, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, хищения, неправомерного присвоения, иного нецелевого использования имущества должностным лицом, злоупотребления влиянием в корыстных целях, злоупотребления служебным положением, подкупа и хищения имущества в частном секторе, отмывания доходов от преступлений, сокрытия имущества полученного в результате коррупционной деятельности, воспрепятствования осуществлению правосудия, участия и покушения в совершении коррупционных преступлений.
Так же, принятым законом Российская Федерация принимала на себя обязательства по сотрудничеству с государствами – участниками Конвенции.
25.07.2006 г. Федеральным законом № 125 – ФЗ была ратифицирована, подписанная в г. Страсбурге 27 января 1999 года, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
25.12.2008 г. начал действовать Федеральный закон от № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Её особенностью является то, что особое внимание уделяется не получению взятки, а даче взятки (или подкупу). Тем самым, вектор внимания перемещается с противоправного деяния должностных лиц, на действия в отношении таковых.
Таким образом, в истории отечественного законодательства, посвященного предотвращению совершения такого преступления как получение взятки можно выделить следующие этапы:
1) ранний (с момента образования государства по нач. XVIII в.), характеризующийся наличием отдельных статей в законодательных актах, посвященных получению взяток в процессе осуществления судопроизводства.
2) реформенный и пореформенный (нач. XVIII в. – нач. XX в.), начало которого знаменовалось законодательной деятельностью Петра Великого, первого самодержца, который издал отдельный документ, посвященный проблеме взяточничества, в котором получение взятки перестало рассматриваться как исключительно «судопроизводственное» преступление.
3) советский (1918-1991 гг.), в котором проблеме взяточничества посвящены статьи Уголовных кодексов.
4) современный (1991 – настоящее время). Данному этапу соответствует международный характер решения проблемы взяточничества, выделение отрасли в законодательстве, посвященной данной теме, создание отдельных органов, целью деятельности которых является предотвращение совершения коррупционных преступлений.
Несмотря на значительный размах коррупции в нашей стране, существует немало впечатляющих мифов об этом социально-правовом явлении. К их числу относятся:
— Россия является единственной в мире крупной страной, имеющей критически высокий уровень коррупции в системе публичной власти.
— противоречивый евроазиатский менталитет народов России не приемлет жестких антикоррупционных стандартов европейской цивилизации.
— российская коррупция «поразила» всю систему государственной и негосударственной службы, в том числе всех чиновников федеральных органов власти.
— Российское государство ничего не предпринимает для борьбы с коррупцией.
— в России нет сколько-нибудь развитого законодательства о борьбе с коррупцией.
Некоторые из мифов прочно утвердились в общественном сознании и нередко выдаются за аксиому. Что, конечно, не правильно.
Список литературы
- Киричек Е.В. Гражданский (общественный) контроль за деятельностью органов публичной власти в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Актуальные проблемы рос. права. – 2013. – № 9.
- Купреев С.С. Административное право и защита прав и свобод человека и гражданина в современный период // Административное право и процесс. – 2011. – № 9.
- Купреев С.С. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в органах власти и управления // Административное и муниципальное право.– 2010. – № 9.
- Купреев С.С. Российское антикоррупционное законодательство и пути преодоления правового нигилизма в обществе: материалы выступлений на конф. «Роль общественной экспертизы законодательства как формы взаимодействия государства и гражданского общества», 9 дек. 2009 г., Москва. – М.: Юрист, 2009.
- Нуждин А.А. Характеристика коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе: криминологический аспект. В сборнике: IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» Сборник тезисов выступлений и докладов участников (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России). В 10-ти томах. Академия ФСИН России. 2019. С. 234-238.
- О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ //КонсультантПлюс: справ.-правовая система, 2016.
- Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федер. закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ // КонсультантПлюс: справ.-правовая система, 2015.
- Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти: распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р // КонсультантПлюс: справ.-правовая система, 2016.
- Овчинников О.А., Тришкин С.В. Правовые и социальные аспекты, оказывающие влияние на антикоррупционную ситуацию в России // Административное право и процесс. – 2012. – № 5.
- Официальный сайт Открытого правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://open.gov.ru/