Нынешнее профессиональное образование в России предъявляет на первый план формирование общих и профессиональных компетенций, что порождено требованиями ФГОС СПО третьего поколения. Для достижения обозначенных целей по этим требованиям целесообразно не только модернизировать само содержание образования, но и, главным образом, технологию деятельности преподавателя с учащимися. В настоящее время именно поэтому все большее внедрение в научно-педагогической практике находят мультимедийные методы обучения.
Так как образование, равно как и другие, непрерывно развивающаяся отрасль, запрашивающая новейшие формы обучения, в задачи преподавателя входит не только обучение, но и умение научить учащихся самостоятельно добывать знания, стимулировать их научно-познавательную деятельность, совершенствовать их мировоззрение, постоянно оказывать поддержку в формировании умений и навыков. При этом важным составляющим данного учебного процесса, который может привести к реальному успеху в процессе обучения, является умение поощрять учащихся за хорошую работу, грамотно указывать на ошибки и недочеты в их работе, мотивировать их на достижение наилучших результатов в учебе.
В сегодняшнее время студент учреждения СПО должен уметь гибко и творчески мыслить, незамедлительно переходить от одного уровня мышления к другому, для более действенного решения уметь делить поставленную задачу на обыкновенные мелкие этапы, профессионально мыслить, принимать предельно адекватное решение по всевозможным проблемам. Иначе говоря, современный выпускник профессиональной образовательной организации обязан быть активнее и обладать навыками работы в коллективе. Для достижения данной цели помогут именно активные методы обучения, которые следует применять при обучении в учреждениях СПО, тем самим мы научим своих студентов легко решать проблемы, возникающие в своей профессиональной деятельности, и продуктивно контактировать с коллегами.
Какими же интерактивными подходами обучения мы можем пользоваться в заведениях СПО: мозговой штурм, кейс-стади, квест, деловые игры, проектная деятельность, дискуссия и т. д. Успехов в профессиональном обучении можно достичь только при применении нескольких методов, так как ни один из них не универсален, и каждый из них дополняет другой. Китайская мудрость гласит: » Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда «. Эта пословица как нельзя содержательно отображает смысл преподавания, построенного на методах практико-ориентированного обучения в учреждениях СПО.
Основная цель обучения в учреждениях СПО – научить применять полученные знания на практике, в сфере своей деятельности. Применение именно интерактивных методов обучения в учреждениях СПО во многом решает проблему недостаточной мотивации обучающихся в наше время. В интерактивной форме можно проводить любые виды занятий по всем учебным дисциплинам. Вместо традиционных лекций можно проводить лекции с запланированными ошибками, намеренно допускаемых преподавателем. Такой подход активизирует познавательную деятельность студентов.
Попробуем рассмотреть по отдельности методы, которые набирают всё большую популярность в отечественном образовании: мозговой штурм, кейс-стади, метод проектов и игры и т.д.
Мозговой штурм, предложенный американским копирайтером Алексом Осборном как метод коллективного поиска идей, стимулирует креативность группы путём свободного выражения своих мыслей по затрагиваемой проблеме. Такой метод помогает взглянуть на возникшую проблему с разных сторон и прийти к более оптимальному решению.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
- Предварительный этап. В начале четко формируется проблема. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
- Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
- Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
- Полный запрет на любую критику и оценку высказываемых идей (в том числе положительную). Оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
- Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
- Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
- Записывание идей в интеллект карту, или другую диаграмму и таблицу. Это помогает видеть направления и связи идей.
- Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.
Данный метод, несомненно, имеет свои преимущества:
Во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, многократно усиливающие результат поиска решений.
Во-вторых, процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, преобразовываясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.
И, в-третьих, дружественная обстановка во время мозгового штурма позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.
Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди педагогов по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
При методе проектов обучающиеся овладевают компетенциями в процессе работы над постепенно усложняющимися практическими задачами – проектами. Проект содержит в себе совокупность видов работ: поисковых, исследовательских и графических, которые студенты выполняют самостоятельно (но под руководством преподавателя) для практического или теоретического решения обозначенной задачи или проблемы.
Цель метода проекта – развитие активного самостоятельного мышления, применение приобретенных знаний (лексических и грамматических) на практике, которая дает нам, преподавателям, возможность включить учащихся в реальное общение, которое опирается на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты совместного труда. Работа над проектами, при выполнении самостоятельной работы, развивает у учащихся творческое мышление, самостоятельность. Благодаря этому они овладевают определенными интеллектуальными, коммуникативными умениями, учатся работать с текстовым материалом: выделять главную мысль в иноязычном тексте, обобщать, работать со справочным материалом, анализировать на предмет достоверности и идентичности информации из интернета и адаптировать к тем или иным условиям.
Большим потенциалом в СПО обладают деловые игры, основанные на имитации профессиональной деятельности. Плюс деловой игры в том, что она позволяет наиболее полно воспроизвести профессиональную деятельность и развивает умение работать в коллективе.
Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизаций и сопровождают человечество всю его историю. Ведь, квест — это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами, зашифрованную карту и верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые могут принести счастье и т.п.
В последнее время преподаватели иностранного языка ориентируются на современные технологии обучения, всё больше акцентируют своё внимание на методе case-study, который относится к интерактивным технологиям активного обучения, нацеленным на сотрудничество и деловое партнёрство, т.к. учащиеся работают в группах. Его можно рассматривать как синергическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, в формировании эффектов умножения знаний.
Педагогический потенциал метода кейсов значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Будучи формой интерактивного обучения, кейс-метод завоёвывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нём игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение.
Подводя итог всему выше сказанному, следует говорить о том, что разные методики обучения требуют разных подходов к проведению занятий, при этом преподаватель должен требовать от студентов овладения теми знаниями и навыками, на которые он нацеливал их в процессе обучения.
Список использованной литературы:
- Генике, Е.А. Активные методы обучения. Новый подход / Е.А. Генике. — М.: Национальный книжный центр, 2015.
- Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. — М.: ТетраСистемс, 2013.