ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ОСОБОГО РИСКА

8 марта 8:59

 

Спецификой профессиональной деятельности представителей профессий особого риска является выполнения служебных обязанностей в условиях осложненных воздействием эмоциональных и физических стрессовых факторов, связанных с обострением сложной, экстремальной и напряженной обстановкой происходящей как в стране так и в целом мире. При несении службы сотрудник обязан соблюдать законность и ответственность за сои действия, выполняя служебные поручения. Зачастую служба в силовых структурах происходит в ситуациях с непредвидимым исходом, характеризующемся психическими и физическими перегрузками, требующее решительных действий в случае возникновения опасности для жизни и здоровья самого сотрудника. Наряду с этим, такая служба протекающая в экстремальных условиях, значительно повышает риск развития эмоционального выгорания и его последствий.

Поэтому под воздействием стрессовых факторов профессиональной среды эмоциональные ресурсы постепенно истощаются, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты, в том числе и «синдром выгорания».

Под эмоциональным выгоранием понимается такое состояние истощения физических, эмоциональных сил у сотрудника, при котором срабатывает механизм психологической защиты у него на конкретные психотравмирующие воздействия т.е. у человека нет сил на дальнейшие его действия, он не может не смеяться, не плакать, ему не хватает жизненной энергии для реакций на ситуации, которые с ним происходит [13].

Признаки эмоционального выгорания в профессиональной деятельности силовых ведомствах различны, их разделяют по определенным категориям в соответствии следующим изменениям:

  1. Поведение (когда сотрудник имеет склонность откладывать порученные задачи на потом, проявляется феномен «прокрастинация», при этом он избегает общения с коллективом и не желает общаться с коллегами, у него повышается сопротивление выходить на службу и другое).
  2. Эмоции (у сотрудника возникают ощущения-наваждения чувств безысходности, самокритики; он испытывает гнев, обиду и раздражительность на службе, ему кажется, что его обвиняют, цепляют и упрекают в течении рабочего времени, что доходит до напряженной обстановки выходящей в конфликт).
  3. Мышление «познавательный процесс» (у него появляется мысли об уходе со службы путем увольнения, в какой-то степени у него происходит оцепенение на рабочем месте и сотрудник не в силах собраться и сосредоточится для выполнение поставленной задачи)
  4. Здоровье (сотрудник начинает замечать за собой расстройство во сне, недомогание, головные боли; проявляется чувствительность к инфекционным заболеваниям; повышается утомляемость, слабость в течении дня, а также нарушается соматическое здоровье, в противоположность психическому заболеванию) [11].

В связи с этим такие показатели, выражают синдром эмоционального выгорания характеризующееся сочетанием симптомов нарушения в психологической, соматической и социальной сферах жизни сотрудника правоохранительных органов.

Особое внимание для успешного результата выполнения поставленных задач в правоохранительных органах, уделяется сплоченности служебных коллективов, и их межличностным отношениям. Однако из-за специфичности и конкуренции профессиональной деятельности силовых структур, зачастую межличностные отношения между сотрудниками складываются на фоне деления групп — «избранных» и «изгоев», где одни сотрудники подавляют других. Такое явление проявляется в виде унижения, насмешек, придирок, клеветы, оскорбления, эмоционального давления со стороны коллег.

Пренебрежительное отношение сотрудников друг другу, как снижение показателей эффективности трудовой деятельности получило интерес у отечественных и зарубежных ученных определивших такое явление психологическим насилием, которое в трудовой обстановке может являться системой длительных, систематических, неблагоприятных, специальных поступков, реализуемых рабочем или группой коллег по отношению к одному сотруднику для того чтобы испортить результат профессиональной деятельности. Поэтому сотрудник который уже находится в состоянии истощения более всего подвержен психологическому влиянию со стороны коллег.

Под феноменом психологическое насилие понимается процесс длительный и управляемый, при котором объект (сотрудник или группа сотрудников) целенаправленно подвергается нападкам ежедневно или с периодическим постоянством. Последствия такого феномена непредсказуемы и могут выражаться не только в снижении продуктивности оперативно-служебной деятельности, хроническом стрессе, но и в возникновении различного рода психосоматических заболеваний и даже попытках суицида у сотрудников [2]. А поскольку в органах внутренних дел психологическое насилие является достаточно распространенным явлением, что негативно отражается на функционировании личности как субъекта трудовой деятельности и служебных коллективов как профессиональной общности, существует необходимость проведения системной работы по преодолению психологического насилия в ОВД [1]. Одной из неотъемлемых компонент этой работы является превентивная диагностика склонности сотрудников к психологическому насилию.

В целях совершенствования форм, методов и методик изучения личности сотрудников, оценки их склонности к применению психологического насилия по отношению к коллегам (сослуживцам) был разработан личностный опросник оценки склонности сотрудников к психологическому насилию (ОСПН). В результате проведенного исследования, приняли участие 75 офицеров (инспекторы ДПС ГИБДД – 53 чел., научные сотрудники ФКУ «НЦ БДД МВД России» – 15 чел.; психологи – 7 чел.). Средний возраст респондентов составил 34,2 года, стаж службы в ОВД – 12,5 лет (т.е. к исследованию привлекались лица, имеющие определённый профессиональный и жизненный опыт, способные оценить состояние и динамику межличностных отношений, социально-психологического климата и т.п.). Наличие психологического насилия оценивалось по частоте его проявления. Мнения респондентов разделились: часто сталкивались с проявлением психологического насилия по отношению к себе 34 чел. (45,3%), редко – 22 чел. (29,3%), никогда – 14 чел. (18,7%), затруднились с ответом – 5 чел. (6,7%) [8].

По своей сути склонность к психологическому насилию связывается с предрасположенностью или избирательной направленностью индивида на поведение, напрямую или опосредованно унижающее окружающих, подавляющее их волю, подчиняющее себе [12].

Однако высокий удельный вес лиц, в той или иной степени испытавших на себе негативное воздействие, указывает на существование проблемы. При этом собственно форм психологического насилия выявлено немного, а именно:

1) вербальная агрессия (словесные оскорбления, угрозы наказанием
и увольнением, безосновательная критика, упрёки и принижение возможностей служащих, публичное высмеивание отдельных личностей);

2) гиперимператив (подает команду, указания, оскорбляющее личность, нарушающих действующее законодательство, диктат безоговорочного выполнения каждых поручений руководителей); формулирует команду, распоряжение кому-либо что-то сделать

3) тотальный контроль (стремление полностью владеть не только служебным, но и личным временем сотрудников).

Важен тот аспект, что 52 респондента (69,3%) отметили динамику увеличения психологического давления на личный состав за предшествующий опросу год [4, 6].

Для профилактики противодействия психологическому насилию для сотрудников подверженных синдрому «эмоционального выгорания» предлагается реализация следующих основных мер:

  1. Нормативно-организационные: создание в организации специальной комиссии, члены которой изучают специфику и частоту ситуаций психологического притеснения, определяют «опасные зоны» и вносят предложения по нормативно-правовой регуляции и их разрешению, реструктуризацию и различные изменения в жизни силовых структур. Участвующие в осуществлении мониторинга и как посредники в кризис-интервенциях по преодолению это феномена, опирающиеся на определение дисциплинарные воздействия на преследователей и оказание соответствующей помощи жертвам психологического насилия.
  2. Обще-профилактические: улучшение внутренней информационной политики и прозрачности происходящего в организации; открытое обсуждение назревших проблем в жизни подразделений и публичная коммуникация по вопросу организационной эффективности; знакомство всех руководителей (причем как при первоначальном обучении, так и при повышении квалификации и переподготовке) с сутью, причинами и путями предупреждения этого феномена; организация работы, направленной на усиление компетенции и ответственности, а также преодоление статусно-ролевых противостояний и группового эгоцентризма [10].
  3. Социально-психологических: за счет трансформаций в оргкультуре и в стиле управления добиваться улучшения служебной совместимости, сплоченности и благоприятного социально-психологического климата в подразделениях и в целом в организации.
  4. Индивидуально-коррекционные: формирование консультативно-реабилитационной сети, к которой привлечены как ведомственные, так и приглашенные специалисты (социальные работники, психологи, медики и др.), задачами которых является изучение психологического террора (особенностей притеснителей, жертвы, динамики этого процесса) и оказание помощи социально-правового, медицинского, психологического и иного характера [7, 9].

Таким образом, в настоящее время в органах внутренних дел психологическое насилие является опасным признаком для сотрудников подверженных эмоциональному выгоранию. Такое явление оказывает значительное негативное влияние на успешность выполнения поставленных задач правоохранителями в службе.

Профессиональная деятельность представителей профессий особого риска сопряжена со сложными и стремительно трансформирующимися обстоятельствами, большими рисками, что повышает вероятность возникновения синдрома «эмоционального выгорания» среди сотрудников.  Для эффективной работы в силовых ведомств важно, вне всякого сомнения, создание благоприятной для личности трудовой атмосферы, поддержание благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, преодоление девиаций поведения различной этиологии. Среди различных факторов, дестабилизирующих морально-психологическое состояние сотрудников и их межличностные отношения, особо следует выделить психологическое насилие.

Если не принимать специальных мер, такой феномен в коллективах ОВД, зачастую начинающийся из-за психологической несовместимости сотрудников или из-за одной профессиональной ошибки, допущенной кем-то, позже, когда он даже публично признается сотрудником, совершившим его, в дальнейшем развивается необратимо и, в силу групповой динамики, приводит к прогрессирующей социальной изоляции и выдавливанию угнетенных с рабочего места. Более того, в связи с появлением позиции потерпевшего, отражающей эскалацию недоверия и неприязни к обидчикам, обостряется процесс антагонистического противостояния в коллективе.

 

Список литературы

 

  1. Гущин Е. Н. Психологические аспекты причин нарушения служебной дисциплины в коллективе // Психопедагогика в правоохранительных органах. – М. – 2018. – № 1. – С. 79–82.
  2. Егоров А. Ю., Фрейдман О. Г. Психологическое насилие и развитие личности // Вестник Герценовского университета. – 2013. – №1. – С. 167–174.
  3. Кокурин А. В., Екимова В. И., Поздняков В. М., Петров Е. В. Инновационные подходы к превентивной диагностике девиантных форм поведения представителей профессий особого риска // Экстремальная психология в экстремальном мире: материалы I междунар. молодеж. науч. форума. – Москва: Изд-во МГППУ, 2019. – С. 81– 86.
  4. Котенев И. О., Гиздатов Т. Ю. Психологические проблемы регуляции служебного поведения сотрудников органов внутренних дел // Психология и педагогика служебной деятельности. – М. – 2017. – № 4. – С. 58 – 60.
  5. Марьин М. И. Научно – практические проблемы повышения эффективности психологической работы в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – № 1(56). – С.  80 – 86.
  6. Михайлова А.В. Исследование и психопрафилактика синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ОВД на базе УМВД России по г. Новосибирску // Сборник трудов «Наука в современном мире: теория и практика Материалы V Международной научно-практической конференции». – Новосибирск. – 2017. – С. 25-29.
  7. Петров В. Е. Диагностика склонности сотрудников органов внутренних дел к психологическому насилию в межличностных отношениях // Вестник ВИПК МВД России. – 2017. – № 2. – С. 82 – 86.
  8. Петров В. Е. Профилактика и актуальные проблемы дисциплинирования личного состава // Сборник трудов конференции «Теория и практика общественного развития в свете современного научного знания». – Красково. – 2017. – С. 245 – 252.
  9. Петров В. Е., Ратова И. В., Поляков С. П. Психологическая профилактика нарушений служебной дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел // Вестник ВИПК МВД России. – Домодедово.

– 2015. – № 2 (34). – С. 71 – 76.

  1. Томас Е.Н., Рябова М.Е. Специфика эмоционального выгорания у сотрудников ОВД с различным стажем службы // Сборник трудов конференции: «Современные инструменты управления человеческими ресурсами: теория и практика». – Челябинск. – 2016, – С. 125 – 130.
  2. Фурманов И. А. Социальная психология агрессии и насилия: учебное пособие. – Минск: БГУ, 2016. – С. 284 – 390.
  3. Шохин В.Е. Специфика возникновения профессионального выгорания личности в служебной деятельности сотрудников ОВД // Право и практика. –2018. – № 1. – С. 295 – 299.