ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГОРОДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОДАР)

11 февраля 3:53

Актуальная для города Краснодара проблема заключается в том, каким образом сохранить архитектурное наследие при проектировании и застройке его исторической части. Современные вновь возводимые здания, так или иначе, нарушают сложившийся облик центра города.

Попыткой решить данную проблему будет обоснование целесообразности применения новаторского подхода к проектированию с использованием принципов органической архитектуры. Для этого необходимо рассмотреть традиционное проектирование, а также проблемные тенденции на современном этапе проектной деятельности.

Под традициями понимаются сформировавшиеся на протяжении длительного времени и в определенной местности установки, принципы, которым следуют в процессе проектирования и которые отражают характер данного вида деятельности.

В масштабах отдельного строения, то есть объемно-пространственного решения, традиции будут раскрываться в стилевых особенностях, которые в свою очередь включают композиционные, формальные, цветовые, материальные характеристики.

В целом архитектурный облик Краснодара (в то время Екатеринодара) в «войсковой» период его истории определялся примитивной, не имеющей никакого художественного содержания «рядовой» застройкой. Дома были турлучные, в подавляющем большинстве одноэтажные с глиняными стенами и камышовыми крышами. Ситуация поменялась в лучшую сторону лишь с момента установления гражданского статуса города. Именно тогда и проявилось стилевое разнообразие (романские и готические, мавританские мотивы, ренессанс, барокко, классицизм, псевдорусский стиль, модерн). Элементы разнородных стилей объединялись в эклектичном сочетании. В основе эклектики лежала система, в которой конструктивный остов здания создавался отдельно от собственного художественной, архитектурной его части. Под вторым понималось декорирование фасада элементами того или иного стиля, за счет чего появлялась выразительность и пластика. Этот стиль отразился, главным образом, в плоскостном решении, объемная же композиция значительной части застройки (жилой) представляла собой прямоугольный параллелепипед.

Характерные для барокко текучесть и пышность форм, искажение классических пропорций ордерных элементов отражены на фасадах в виде обилия декора и лепнины, скульптуры как полноценной единицы композиции, полукруглых фронтонах, наличников оконных и дверных проемов. Такие черты классицистической архитектуры, как подчеркнутая центричность, монументальность, четкое членение объемов выражены в ордерных пилястрах и полуколоннах, треугольных фронтонах, русте на стенах, кронштейнах и др.

Для фасадов зданий было характерно сходное колористическое решение: плоскости уличных фасадов имели красный цвет (реже его оттенки или другой цвет), а все детали были белого цвета. Этот эффект «белого воротничка» в оформлении фасадов был распространенным явлением.

В конце первого десятилетия ХХ века особенно выделился модерн в своей поздней форме. Заняв главенствующее положение в архитектурном творчестве, он, тем не менее, не изменил эклектичного характера застройки. В данный стиле использовались новые материалы, такие как металл, бетон, железобетон и стекло.

Определенную специфику архитектурному облику Екатеринодара придавало обилие использованных в оформлении экстерьеров построек кованых элементов, в первую очередь парапетов, балконных ограждений и кронштейнов и подзоров надкрылечных зонтов. Также использовались кованые дверные и оконные решетки, кронштейны балконов, кронштейны для флагов.

Революционные события 1917 года, Гражданская война в Российской империи негативно сказались на архитектурно-художественном облике Екатеринодара. В этих условиях популярность получил конструктивизм, как носитель «новой архитектуры». Он опирался на принципы функциональности, рациональности, простоты. Необходимость в более разнообразной типологии зданий удовлетворила новая «функциональная» архитектурная мысль. Также в то время остро стоял жилищный вопрос, а точнее дефицит жилой площади на человека, что требовало иного подхода к проектированию. В отдельный период развитие функционализма было приостановлено и расцвет наступил для «сталинского классицизма». В его рамках «исторические» архитектурные формы обрели новую жизнь, но лишь после войны получили широкое распространение.

Период Великой Отечественной войны характеризовался регрессивными процессами, упадком, застоем и разрушениями. Только в послевоенные годы в стране стали увеличиваться темпы и объемы производства. По началу, в условиях ограниченных возможностей, как материальных, так и технологических, здания строились в простых формах и по своим архитектурным качествам зачастую уступали постройкам довоенных лет. По прошествии некоторого времени наметилось движение к неоклассицизму. Его атрибутами, как правило, были массивные колонны коринфского, дорического или композитного ордеров, треугольный фронтон, развитый венчающий карниз со сложным фризовым поясом, высокий стилобат или цокольный этаж, широкая лестница главного входа.

Вторую половину ХХ столетия характеризуют тенденции типизации и унификации в архитектуре, что сказалось на качестве ментальных свойств застройки. Постепенно стиралась и блекла местная идентичность, оригинальность. Традиции как проводники культуры оттеснялись цивилизационными механизмами организации общества. Это проявилось в отказе от декора и лепнины, орнаментов на фасадах, цветовом однообразии, монохроматизме. Популярна стала так называемая стеклянно-металлическая «стерильная» архитектура, исповедовавшая эстетику конструкций и материалов. Затем её сменил структурализм.

В постсоветский период на фоне появившейся в некотором смысле свободы в проектировании и по-прежнему свойственного Краснодару эклектизма стала распространяться хаотичность и неупорядоченность архитектуре. Несогласованность в этажности и высотности застройки, стилевые противоречия соседствующих зданий, различия в пропорциях, разномасштабность.

Несмотря на всеобщий эклектизм архитектуры дореволюционного времени, в отличие от современной, в ней сохранялся тот культурный элемент, который отражал идентичность и самобытность. Они выражались посредством орнаментики и декорирования фасадов, цветового и формального разнообразия.

Сохранить архитектурное наследие и не нарушить сложившийся контекст при проектировании возможно, если применить инновационный подход, используя принципы органической архитектуры.

Основные принципы сформулировал ещё архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Их содержание следующее:

1) Встроенность в ландшафт (среду) и натуральные материалы

         Данный принцип раскрывается в следующем тезисе: «Здание должно не выделяться из окружающей среды, а вырастать из него подобно растению и гармонично сочетаться с окружением, как если бы сама природа создала его». Это подразумевает применение материалов естественного местного происхождения и в минимальном количестве.

2) Человеческий масштаб

         «Пропорции здания и мебели должны определяться размерами человеческой фигуры». Для концепции жилых домов это означает соразмерную человеческому росту высоту, длину и ширину помещений. В градостроительных масштабах — размеры объемов зданий пропорциональны человеческому росту.

3) Гармония и пространство

         Этот принцип апеллирует к понятию «текучести пространства» и свободного плана (для интерьера). Пространство должно открываться не сразу, а постепенно, в движении, с каждым шагом и поворотом предлагая новый пейзаж. Среда должна быть гармоничной во всех отношениях (пространства и их элементы не должны спорить друг с другом), ценной для людей, содержательной.

Следует отметить, что, не смотря на американские истоки, органическим принципам присуща актуальность и адаптивность. Они могут применяться в различных архитектурно-градостроительных условиях. В данном случае это историческая городская среда с множеством стилистических особенностей в архитектуре зданий.

         Важно подчинить сложившимся обстоятельствам новую застройку. Первостепенным будет применение природных материалов, идентичных местным, со всеми дефектами и естественными несовершенствами, фактурой, цветом. Допустимую в поздней органической архитектуре Райта орнаментику представлять в виде символов, основанных на элементах окружающего контекста (элементы декора на фасадах соседних зданий как аналоги).

         Таким образом, новаторства не исключают преемственности традиций, за счет чего между ними достигается компромисс.

 

Список использованной литературы

  1. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды / М. Ф. Уткин, В. Т. Шимко (научное редактирование), Г. Е. Пялль, Е. В. Никитина, А. В. Гаврюшкин. Учебное пособие. – Москва : Архитектура-С, 2010. – 204 с. : ил.
  2. Астафьева, М. В. Вклад Ф. Л. Райта в теорию «органической» архитектуры / М. В. Астафьева, Е. Н. Поляков // Томский государственный архитектурно-строительный университет. – 2015. – № 1. – С. 366-374.
  3. Астафьева, М. В. «Органичные» аспекты в творчестве Фрэнка Ллойда Райта / М. В. Астафьева, Е. Н. Поляков // Томский государственный архитектурно-строительный университет. – 2014. – № 6. – С. 25-36.
  4. История Кубани с древнейших времен до конца ХХ века: учебник для высш. учеб. заведений / А. В. Баранов [и др.]. – Краснодар : ОИПЦ «Перспективы образования», 2004. – 400 с. : ил., карт.
  5. Канке, В. А. Общая философия науки : учебник / В. А. Канке. – Москва : Омега-Л, 2008. – 354 с.
  6. Орельская, О. В. Современная зарубежная архитектура : учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. В. Орельская. – Москва : Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
  7. ии в архитектуре [Текст] : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» / С. К. Саркисов ; Гос. ун-т по землеустройству. – Москва : URSS, 2011. – 334 с. : ил., табл.
  8. Саркисов, С. К. Основы архитектурной эвристики: учебник / С. К. Саркисов. – Москва : Архитектура-С, 2004. – 352 с. : ил.
  9. Wright, F. L. From Within Outward / F. L. Wright. – N.Y. : Skira Rizzoli Publications, 2009. – P. 360.

 

Spisok ispolzovannoj literatury

  1. Arhitekturno-dizajnerskoe proektirovanie gorodskoj sredy / M. F. Utkin, V. T. Shimko (nauchnoe redaktirovanie), G. E. Pjall’, E. V. Nikitina, A. V. Gavrjushkin. Uchebnoe posobie. – Moskva : Arhitektura-S, 2010. – 204 s. : il.
  2. Astaf’eva, M. V. Vklad F. L. Rajta v teoriju «organicheskoj» arhitektury / M. V. Astaf’eva, E. N. Poljakov // Tomskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel’nyj universitet. – 2015. – № 1. – S. 366-374.
  3. Astaf’eva, M. V. «Organichnye» aspekty v tvorchestve Frjenka Llojda Rajta / M. V. Astaf’eva, E. N. Poljakov // Tomskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel’nyj universitet. – 2014. – № 6. – S. 25-36.
  4. Istorija Kubani s drevnejshih vremen do konca HH veka: uchebnik dlja vyssh. ucheb. zavedenij / A. V. Baranov [i dr.]. – Krasnodar : OIPC «Perspektivy obrazovanija», 2004. – 400 s. : il., kart.
  5. Kanke, V. A. Obshhaja filosofija nauki : uchebnik / V. A. Kanke. – Moskva : Omega-L, 2008. – 354 s.
  6. Orel’skaja, O. V. Sovremennaja zarubezhnaja arhitektura : ucheb posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / O. V. Orel’skaja. – Moskva : Izdatel’skij centr «Akademija», 2006. – 272 s.
  7. Rajt, F. L. Budushhee arhitektury / F. L. Rajt. Per. s angl. A. F. Gol’dshtejn. – Moskva : GOSUDARSTVENNOE IZDATEL»STVO LITERATURY PO STROITEL»STVU, ARHITEKTURE I STROITEL»NYM MATERIALAM, 1960. – 248 s. : il.
  8. Sarkisov, S. K. Innovacii v arhitekture [Tekst] : uchebnoe posobie dlja studentov, obuchajushhihsja po napravleniju «Arhitektura» / S. K. Sarkisov ; Gos. un-t po zemleustrojstvu. – Moskva : URSS, 2011. – 334 s. : il., tabl.
  9. Sarkisov, S. K. Osnovy arhitekturnoj jevristiki: uchebnik / S. K. Sarkisov. – Moskva : Arhitektura-S, 2004. – 352 s. : il.
  10. Wright, F. L. From Within Outward / F. L. Wright. – N.Y. : Skira Rizzoli Publications, 2009. – P. 360.