В сегодняшних рыночных условиях одним из ключевых факторов экономического роста становится сфера дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности. Уровень развития данной сфера прямо пропорционально влияет на социально-экономические условия жизни населения не только региона, но и страны в целом. Доминирующим фактором поступательного развития экономики и как следствие обеспечения конкурентоспособности страны на мировом уровне является спортивная подготовка молодого, подрастающего поколения.
Для более глубокого исследования основных проблем конкурентоспособности спортивно-оздоровительных учреждений и качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг в условиях жесткой конкурентной борьбы наибольший интерес представляют условия рыночного функционирования всей системы дополнительного образования. Неблагоприятные демографические процессы, сложившиеся в России с 2016 года, достаточно остро поднимают данную проблему. А.В. Лукина считает, что некоторыми из направлений конкурентной борьбы спортивно-оздоровительных учреждений за привлечение посетителей, т.е. будущих спортсменов, являются: диверсификация номенклатуры и ассортимента услуг, стремление спортивных учреждений оказывать свои услуги на более качественном уровне, постоянная работа над доступностью данных услуг. [2]
Постоянный мониторинг и контроль рыночной ситуации, а также внесение корректив в дополнительную образовательную деятельность по физкультурно-оздоровительным программам обусловлены прежде всего динамичным развитием внешней среды спортивно-оздоровительных учреждений.
Применение современных методов управления, содействующих повышению их конкурентоспособности качества услуг, которые оказывают спортивно-оздоровительные учреждения обуславливается формированием единого образовательного пространства. Одним из характерных атрибутов современной национальной экономики выступает осмысление человека и его компетенций, интерактивности в разработке и принятии решений как результат наивысшей социальной ценности. Качественно новым этапом в развитии факторного рынка в сфере дополнительного образования по физкультурно-оздоровительным программам инициируется и становится императивом усилением конкурентоспособности и повышения качества дополнительных образовательных услуг. Указанные обстоятельства предписывают достаточно глубокий анализ и исследование факторов повышения конкурентоспособности и качества дополнительных услуг, которые оказывают субъекты системы образования. Наличие связующей компонентов среди разнообразных видов деятельности, которой является система образования характеризует становление и развитие рынка спортивно-оздоровительных услуг. Существует достаточно много определений понятия «дополнительная образовательная услуга», но ни одного из них не дает полного и четкого понимания сущности данного понятия, а также его содержания в современных экономических условиях. С позиции экономических отношений дополнительные образовательные услуги принято рассматривать как некое общественное благо. Следует отметить, что блага на рынке товаров и услуг широкого потребления имеют разные формы собственности. К смешанным формам собственности относятся дополнительные услуги, оказываемые по физкультурно-оздоровительным программам. Однако, так как услуги в сфере дополнительного образования оказывают помощь индивиду в обеспечении возможности самореализации, достижения делового успеха и предоставления дополнительной социальной защиты от негативных колебаний рыночной конъюнктуры, то их следует рассматривать как некое частное благо.
В.В. Губарев в своей статье определяет дополнительную образовательную услуги спортивно-оздоровительной направленности как благо, предоставляющее возможность приобретения актуальных умений, путем ежедневных тренировок, при помощи квалифицированных инструкторов, тренеров и обладает соответствующими специфическими свойствами:
• Качество услуг в сфере дополнительного образования характеризуется непостоянством;
• До момента освоения услуги нет возможности ее осязать;
• Образовательные услуги в отличие от товара невозможно сохранить;
• Отдельные виды дополнительных образовательных услуг спортивно-оздоровительной направленности предоставляются периодически.
Положительные экстерналии, которыми обладают дополнительные образовательные услуги спортивно-оздоровительной направленности, заключаются в выполнении социально-экономической функции, получении пользы от них не только потребителем, но и обществом в целом, это выражается в социально-экономической стабильности данного общества, формировании человеческого капитала, определяющего его значимость объемом приобретенных знаний и умением их применять для получения социально-экономических результатов. Такие услуги рассматриваются в трех аспектах:
Первый аспект состоит в том, что дополнительно-образовательная услуга по физкультурно-оздоровительным программа представляет последовательность действий по передаче потребителю компетенций общекультурного и профессионального характера для удовлетворения его потребностей в спорте, самоактуализации и саморазвитии, которая осуществляется во взаимозависимости с покупателем по соответствующей форме и физкультурно-оздоровительной программе, т.е. с точки зрения отдельного индивида.
Второй аспект дополнительно-образовательной услуги спортивно-оздоровительной направленности представляет деятельность прежде всего, направленную на оздоровление, спортивную подготовку подрастающего поколения, спортсменов, тренеров, чемпионов, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, здорового и спортивного поколения, которая необходима для обеспечения его интерактивности, работоспособности, поддержания конкурентоспособности в условиях рынка спортивно-оздоровительных услуг, т.е. с точки зрения рынка труда, в лице работодателя.
Третий аспект относительно дополнительно-образовательной услуги спортивно-оздоровительной направленности заключается в некотором благе, которое обеспечивает расширенное производство личностного и интеллектуального потенциала, т.е. с точки зрения государства. [4]
Из выше сказанного можно сделать вывод, что под конкурентоспособностью услуг в сфере дополнительного образования подразумевается совокупность как качественных, так и количественных референций предлагаемого блага и его производителя, который обладает преимуществами на фактором рынке и удовлетворяет запросы потребителей при оказании спортивно-оздоровительных услуг. Качества, цена образовательных услуг, PR-компания и эксплуатационные затраты составляют конкурентоспособность учреждения в сфере образования, совокупность референций, которые определяют его позицию не только в образовательной, но и в социокультурной среде.
Непрерывное повышение конкурентоспособности оказываемых услуг, реализация НТП, которая определяется уровнем общекультурных и профессиональных компетенций тренерского состава и потребителей, создание и укрепление гражданственности и высоких нравственных идеалов выступает в качестве ключевой цели деятельности спортивно-оздоровительных учреждений в области системы менеджмента качества.
Социально-экономические показатели развития конкретного учреждения тесно связаны с созданием неценовых факторов конкурентных преимуществ спортивно-оздоровительных услуг.
Необходимость модернизации системы дополнительного образования определяет значение устойчивого и поступательного развития спортивно-оздоровительного комплекса в интересах его социально-экономического функционирования. Необходимость совершенствовать дополнительные образовательные услуги физкультурно-оздоровительной направленности, которая базируются на перспективных потребностях социально-экономической сферы города. Данная задача может быть реализована путем разработки и внедрения системы мониторинга образовательной сферы в регионе, который проявляется в регулировании и координации действий всех участников производства, распределении, обмена и потребления услуг сферы дополнительного образования, ориентированных на повышение конкурентоспособности учреждений в сфере дополнительного образования, качества самих оказываемых спортивно-оздоровительных дополнительно-образовательных услуг и способствующих трудоустройству квалифицированных кадров.
С.А. Мохначев выделяет следующие задачи, которые реализуются благодаря внедрению системы мониторинга дополнительно-образовательных услуг спортивно-оздоровительной направленности:
• Разработка и внедрение системы критериев и показателей эффективности спортивно-оздоровительных учреждений;
• Проведение мониторинга и оценка физического состояния;
• Определение уровня адаптации организма к физическим нагрузкам;
• Анализирование выполнения задач перспективного развития;
• Внесение коррективов в стратегические программы и мероприятия перспективного развития в сфере дополнительных образовательных услуг на основе полученных результатов предыдущих задач. [3]
В ФОКе ФГБОУ ВО «Нижневартовского государственного университета» будет целесообразно реализовать комплекс следующих мероприятий, целью которых будет повешение конкурентоспособности и качества дополнительных образовательных услуг по физкультурно-оздоровительным программам:
• создание более оптимальных условий для оказания дополнительно-образовательных услуг по физкультурно-оздоровительным программам (например, качество воды в бассейне. В зарубежных странах бассейны уже давно перешли на химреагенты, никакого хлора);
• обеспечение устойчивого развития образовательного учреждения в долгосрочной перспективе;
• использование инновационных технологий в процессе реализации дополнительно- образовательных программ спортивно-оздоровительной направленности, научной и спортивно-оздоровительной деятельности. На базе научно-исследовательской лаборатории спортивно-оздоровительных технологий оценить физическое состояние и определить уровень адаптации организма к физическим нагрузкам;
• применение системы непрерывного повышения качества и эффективности обучения различным видам спорта;
• улучшение производственной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям;
• формирование системы защиты юных спортсменов качеством оказываемых спортивно-оздоровительных услуг и приобретения знаний и умений, а также компетенций необходимых им для успешной практической деятельности.
Список литературы
1. Губарев В.В. Системное представление о качестве образования /В.В. Губарев // Стандарты и качество. — 2009. — № 1 (30)
2. Лукина А.В. Создание конкурентного преимущества на основе дифференциации / А.В. Лукин, А.А. Лукин // Маркетинг в России и за рубежом. — 2012. — № 3.
3. Мохначев С.А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза /С.А. Мохначев.// Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. — № 1.
4. Стрижов А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений / А.М. Стрижов // Стандарты и мониторинг в образовании. – М.: — 2013. — № 3.
1. Gubarev V.V. Sistemnoe predstavlenie o kachestve obrazovanija /V.V. Gubarev // Standarty i kachestvo. — 2009. — № 1 (30)
2. Lukina A.V. Sozdanie konkurentnogo preimushhestva na osnove differenciacii / A.V. Lukin, A.A. Lukin // Marketing v Rossii i za rubezhom. — 2012. — № 3.
3. Mohnachev S.A. Sovremennye tendencii razvitija upravlenija konkurentosposobnost’ju vuza /S.A. Mohnachev.// Marketing v Rossii i za rubezhom. – 2011. — № 1.
4. Strizhov A.M. Ponjatie kachestva obrazovatel’noj uslugi v uslovijah rynochnyh otnoshenij / A.M. Strizhov // Standarty i monitoring v obrazovanii. – M.: — 2013. — № 3.